Загадочный портрет из моего детства

 
Однажды у родителей перебирала старые фотографии и нашла черно-белую открытку 1958 года с изображением красивой женщины с грустными глазами. Подпись на немецком языке сообщала, что это Prinzessin Alexandra. Это была любимая мной открытка из моего «немецкого детства» - так я называю три года, прожитые нами в Германской Демократической Республике в конце 1950-х годов.
Конечно, я спрашивала у мамы, кто она такая, но почему-то точная информация не запоминалась. Тогда для меня важно было, что она просто красива. Этот портрет в детстве меня всегда завораживал – нежные черты лица, изумительной красоты платье (естественно для девочки любоваться таким нарядом), тщательно выписанное художником...
Я помнила, как мы ездили в какой-то замок на экскурсию, там купили эту открытку, и я всегда с интересом ее рассматривала - в ней была какая-то тайна... Казалось, что я видела в замке и большой портрет. Помнила, что красавица имеет отношение к России.
Интересно, что в конце концов привела меня эта открытка в… Эрмитаж. Оказалось, что в Эрмитаже есть очень похожий портрет, написанный немецким художником Фридрихом Каульбахом и датированный 1857 годом. И это портрет великой княгини Александры Иосифовны.
Забавно, что мне понадобилось столько времени (почти полвека!), чтобы все-таки выяснить всё до конца. А может, жить с загадкой было интереснее… Так или иначе, я начала свое "расследование". И выяснила, что полное имя принцессы Александры – Александра Фредерика Генриетта Паулина Марианна Элизабет, родилась 8 июля 1830 года, и что она – пятая дочь герцога Саксен-Альтенбургского. То есть ее родной дом – Альтенбургский замок, замок, который мы когда-то посетили... Почему же в ее глазах такая грусть? 
По сложившейся среди немецких принцесс традиции она вышла замуж за русского великого князя Константина Николаевича, то есть доводилась невесткой Николаю I. Николай Павлович сам выбрал своему 19-летнему второму сыну невесту, которой исполнилось 16 лет. В 18 она уже стала великой княгиней, и с интервалом в год-два (один раз – через 4 года) родила шестерых детей. Один из них, между прочим, – знаменитый поэт Константин Романов, который подписывал свои произведения инициалами К.Р.
Юношеская влюбленность мужа с годами улетучилась, романтические и возвышенные ожидания юной девушки и надежды на счастливый брак не оправдались. Позже Константин Николаевич вообще завел вторую семью и жил на два дома…
Воспитанная как настоящая принцесса, Александра Иосифовна – так стали ее называть в России – не согнулась под грузом обстоятельств, с достоинством вела жизнь великой княгини и посвящала свою жизнь делам благотворительности и милосердия. Семья обычно жила в Стрельне и Павловске, а в Петербурге – в Мраморном дворце. Кстати, именно из Мраморного дворца попал в Эрмитаж портрет,  ставший предпосылкой моего рассказа.
А еще Александра Иосифовна очень любила музыку, покровительствовала Императорскому музыкальному обществу, создала Фонд имени А.Г. Рубинштейна, который выделял пособия для лучших учеников музыкальных училищ, желающих завершить свое образование в консерватории, и предоставлял возможность отличникам совершать заграничные путешествия. Сама сочиняла музыку, а восхищенный Иоганн Штраус даже посвятил ей вальс «Великая княгиня Александра» и кадриль «Терраса Стрельны»…
Умерла княгиня 6 июля 1911 года, не дожив двух дней до 79 лет.
Странно, что не однажды бывая в Эрмитаже, никогда не видела я так привлекающий меня портрет красавицы из Альтенбурга…


Рецензии