Чугунные узоры Шевелькова
(Из книги «О людях и для людей»)
Мастерство проявляется не сразу и зависит оно не только от времени, вложенного в постижение профессии и затраченного труда, но и (не в меньшей степени!) от любви к своему делу, призвания и таланта человека.
Так уж случилось, что производственную практику учащийся Косогорской средней школы, тогда номер один, а ныне шестьдесят пять, Вячеслав Шевельков проходил в модельном цехе Косогорского металлургического завода и по профессии «модельщик деревянных моделей». Ему нравился это живой и податливый материал, его запах. Ведь каждая порода дерева, это есть не только живой и тёплый материал, и он имеет не только свой индивидуальный запах, но и свой неповторимый необычайной красоты рисунок и узор!
«… Кроме этого, – признаётся мне сегодня доверительно Вячеслав, – я с детства всегда любил и люблю что-нибудь мастерить, особенно из дерева, делать своими руками!..». И это есть и основное в нём, в его характере, как в человеке. Вот они, эти-то его рабочие руки и оказались поистине золотыми! Умелыми! И цена им сегодня очень высока, если собрать воедино всё то, что он ими сделал с 1961 года по сегодняшний день, всё, что он сделал для завода и посёлка!
Сколько сложной, важной и нужной продукции произвели для страны наши доменщики, фитинговцы, литейщики?! Это вопрос риторический, об этом и спрашивать не надо. Вряд ли это поддастся учёту. А ведь производство своей продукции они и начинают именно с модельного участка, ныне литейного цеха, а раннее отдельного специального модельного цеха нашего завода. А это значит, с Вячеслава Шевелькова.
«… Каждый раз у меня, – увлечённо рассказывает о своей любимой профессии Вячеслав, – работа новая, разная и интересная. Ведь у каждой изготовляемой мной детали своя особенность, специфика, своя конфигурация! Понимаете, чертёж чертежом, а вот как выполнить ту или иную деталь – это уже забота мастера.
И потому он, мастер, должен быть человеком творческим, уметь видеть всё в целом, всю эту деталь в объёме. Представить её в воображении – какой она будет в литье?! Нередко приходиться самому додумывать, как её изготовить…». Безусловно, что в такой профессии человек, впрочем, как и в любой другой профессии, должен иметь творческую жилку. А Вячеслав Васильевич Шевельков, кроме этого, как он говорит, может ещё и немного рисовать. И когда литейщики стали в своей производственной деятельности всё большее внимание уделять художественному литью, то именно он, Вячеслав Шевельков, да ещё Сергей Герасимов, стали в модельном участке теми основными фигурами, что и создали первооснову на участке, первопроходцами в освоении и выполнении высокохудожественного литья.
В небольшой двухкомнатной квартире Вячеслава Шевелькова на видном месте и в рамочке, фотография ажурного литья навеса над входом в какое-то старинное здание. Спрашиваю: «Что это?» А Вячеслав мне на это отвечает, что это и есть крыльцо здания одной из бывших московских гимназий. «… Всё здание в старинном литье, – говорит он мне, – это только видимая часть её! Вы бы посмотрели: в каких металлических «кружевах» здесь балконы? А как украшена лестница внутри здания – просто чудо! И здесь всё вокруг только старинное литьё, а если говорить о крыльце, то это большой и длинный карниз (вернее будет сказать: большой навес, почти во всю фасадную стену!), две настенные опоры, типа полу столбов, и четыре большие, более чем четырёхметровые, столба.
Вот это-то крыльцо нам надо было воспроизвести в первоначальном виде. Вы видите, какое красивое, тонкое и ажурное здесь литьё! Никто в стране не брался за эту работу. И мы два года не брались за неё, не решались! Потом я посмотрел и сказал: «Можно сделать!» И сделали! Так это крыльцо, что изображено на фотографии, мы и отлили, то есть, наши литейщики, смогли!..».
Действительно, работа красивая, ничего тут не скажешь! Карниз отливали из нескольких фрагментов, верх столбов сделал модельщик Шевельков, низ – модельщик Герасимов. С тех пор Вячеславом много разных трудных и интересных работ было выполнено, а эта помнится особенно! Видимо, особенной трудной и ответственной была эта работа. Хотя, как он сегодня говорит, в любую работу он, как модельщик, всегда вкладывает всю свою душу и знания, всё своё художественное видение и вкус, опыт и умение, но эта работа, получилась у него, чем-то, особенным?!
Вячеслав считается и является, на самом деле, на модельном участке, а значит и на заводе, одним из самых лучших мастеров. Подчас, модельщик работает своей стамеской лучше, чем резчик по дереву. И в этом Вячеславу нет равных. Любит он свою профессию, свое дело всей жизни! «… Когда иду утром не работу, – говорит он просто, не красуясь, – то часто думаю: « Лучше через наш бульвар пройду, мимо Дома культуры…». А почему, хоть путь этот для меня немного длиннее до заводских проходных? Да потому, что со стороны хочется посмотреть на свою работу, украсившую центр нашего посёлка, на ажурную изгородь, так хорошо вписавшуюся в зелёный оазис деревьев, кустарника и цветочных клумб и дорожек сквера-бульвара! На лавочки посмотреть вдоль них! Тоже с красивой литой вязью!..».
И понять Вячеслава Васильевича вполне можно! Ведь это он, Шевельков, вложил свой труд и душу в нынешнюю красоту бульвара. Вот в эту изгородь и скамейки, которые в раннее утро пусть пока пусты, а днём отдыхают здесь от летнего зноя многие пожилые люди, косогорцы. Здесь же нашли своё любимое место отдыха и молодые мамы с малышами в колясках. Да и всякому, кто просто приходит по самому бульвару, по самому красивому месту в посёлке, любо минуту-другую посидеть здесь и полюбоваться окружающим его зелёным миром.
«…Прекрасно! – говорит, улыбаясь глазами мой замечательный собеседник, – мне очень тепло на сердце, когда я вижу, как на этих красивых лавках, созданных, в том числе и мной, люди сидят и отдыхают! Мне приятно, что все эти созданные из металла листочки и цветочки, различные узоры, придумал именно я! Я радуюсь тому, что им тоже приятно здесь сидеть, хорошо и уютно, что это им тоже доставляет удовольствие, что это я всё сделал своими руками! И ещё думаю о том, даже представляю в своём воображении, как здесь ещё должны быть установлены красивого литья фонари. О том, как они ещё более украсят бульвар!..».
И дальше он начал рассказывать мне о том, какие они должны быть в его исполнении: ажурные, четырёхугольные и невысокие, отлиты все во вьющихся листьях и веточках. Такими, какими он видит их в своём воображении! И я согласен с ним в том: а чем Косая Гора должна быть хуже Москвы?! Ведь для столицы мы льём литьё, так почему же мы не можем отлить и для себя?! Чем же мы хуже, коль умеем это делать и сами себе мастера? Ведь не только бульвар у Дома культуры можно украсить литьём, но и улицы посёлка, его скверы, парк, стадион?! Было бы только желание и умение? А судя по Шевелькову, и то, и другое у нас есть с избытком!
Однако, чуть помолчав, тихо продолжил Вячеслав Васильевич: « … У нас ещё, увы, много людей невоспитанных! Такой есть народ, что лавки могут оторвать с тех мест, где они были установлены и даже укреплены. Они их с места на место перетаскивают, а то их могут просто и даже украсть! Так, что труд мой по украшению бульвара может быть и напрасен!..»
Нет, не может быть напрасным, не печалься Вячеслав Васильевич! Притягивает сегодня сквер-бульвар перед Домом культуры взоры всех косогорцев! Красота здесь рукотворная, в создание которой люди, такие, как Шевельков, вложили свои души и сердца, своё мастерство, и такой труд не может быть напрасным! И я вижу, как ажурная, чудно витая вязь изгороди в красках осени выглядит ещё прекрасней, чем в рисунках мастера. И она, эта изгородь, была прекрасна в зелени листвы, и будет она чудна в серебре зимы. Эта восхитительная красота рук человеческих должна остаться здесь навечно, на все времена! Как память о мастерстве и таланте таких мастеров Косой Горы, как Вячеслав Васильевич Шевельков, людей, душой и сердцем любящих свой посёлок!
А.Бочаров.
2003.
Свидетельство о публикации №215052000362