Тамара

           Весна 1992 года. Стою в коридоре поликлиники и жду сестрёнку, которая зашла в кабинет и что-то долго не выходит. Никакого названия кабинет не имеет. Там приём ведёт психиатр, экстрасенс, или просто колдун под фамилией Беликов. Я уже у него побывала. После моих рассказов все загорались желанием узнать сколько лет осталось жить и что ждёт впереди. Мне он нагадал, что жить буду до 75 лет,  что ждёт меня жизнь интересная, и что я люблю рисковать. И ещё сообщил ,( я часто и сама догадывалась об этом, но выразить вслух  не получалось) что у меня очень сильный ангел-хранитель, который выручает меня и помогает иногда в последнюю минуту. Примеров море, но я не о себе хочу рассказать.
 
      Беликов, навсегда запомнила его фамилию. Представлялся мне он стареньким, седым, с бородой. Вошла и обалдела-молодой, симпатичный парень. Припадает на одну ногу, похоже последствия дцп.
       Вот и Тамара выходит.  Растерянная, глаза  испуганные, руки дрожат. Я её к стенке прислонила, пытаюсь расспрашивать. Молчит. Видно опомниться не может. Когда она начала рассказывать, тут уж и я дар речи потеряла: « Только вошла, не успела дверь за собой закрыть,  услышала за спиной: «Как! Вы ещё живы? Вижу, говорит, вокруг вас множество людей и всем что-то от вас надо. Кто вы, кем работаете, что им всем  нужно?» ( Годы голодные, а Тамара работает в орсе закрытого предприятия, где снабжение московское. Спасибо ей, она нас выручала всегда, знала что нужно детям, приносила, молча складывала на стол и сообщала, - маечки, трусики, колготки для детей.)  Видимо таких как я голодных, разутых и раздетых вокруг было много.                Потом Беликов стал ей втолковывать: « Бойся человека — высокий, здоровый, зовут на букву «  В». Носит он синие штаны и ещё у него шрам ( на каком месте она мне не сказала.  Вытаращив глаза, я спросила: « А там у него и правда есть шрам?» Тамара кивнула. Несколько раз экстрасенс ей повторил : « Бойся этого человека!»   И что теперь делать?   
        Только недавно совсем, в ноябре мы гуляли на свадьбе. Долго она его искала и нашла наконец! Валера. Суровый мужчина. Когда мы с ним познакомились, он долго рассказывал о том как его боятся собаки, самые злые. Стоит ему взглянуть собаке в глаза, как она начинает пятиться и скулить. Женщины, работающие с моим мужем рассказали: « Пришёл Коля на работу и сидит задумчивый, его спросили - о чем задумался? а он и отвечает — у меня есть зять с душой убийцы». Я сразу поняла о чём речь. Коля курице голову никогда не отрубит - свою подставит, а тут, вдруг, человек  рассказывает как с живой лисицы шкуру снимает и как она при этом пищит. Не трудно догадаться о ком говорил и предупреждал Беликов.
         Тамара пока рассказывала смотрела сквозь меня. Вдруг посмотрела внимательно и заявила : « Что делать? А ничего не делать!»
          Я трезвый человек, не верю во всякую чертовщину, Тамара тоже такая. Мы никогда не обращались к гадалкам, посмеивались над всяким предсказаниями. А тут ! Меня поразило, что имя угадал, шрам на теле, который никто не видел и синие штаны. Откуда Беликов мог это всё знать? Он приехал на гастроли из Москвы, приехал впервые, всего два дня в нашем городе. Как-то не по себе вдруг стало. Я выпалила сразу же : « Разводись!»  Она  посмотрела на меня, как  на дурочку - и всё. « Забудем» говорит.                Это всё было ранней весной 92 года. Не стало Тамары 16 января 93 года.

           Горькое имя — Тамара. С детства помню романс и в нём слова : «  Родится дочь - любить не буду - назло Тамарой назову!» Что за романс — не помню, но строчку романса запомнила и иногда Тамаре  напоминала.
           Мама назвала младшую дочку Тамарой, потому, что в день, когда она родила её погиб на ГЭС  родной брат мамы - Григорий. Отец нас  лупил, особенно доставалось мне, при этом я воображала себя Зоей Космодемьянской и пытки выносила не проронив ни слезинки, нагло глядя в глаза палачу и громко заявляя: « Вот вырасту-убью.» Тамара, побитая, тут же всё забывала, прощала и спинку ему чесала.
            Все окружающие, особенно учителя в школе, недоумевали, как могли у одних родителей родиться такие разные дети? Одна маленькая, чёрненькая, глаза карие, стрижка всегда короткая. Другая крупная, белокожая, голубоглазая, с огромной копной светлых кудрей. Разница не только внешняя, но и характеры разные. Учителя шутили : одну цепями прикуёшь -
вывернется, до другой не докричишься, с места не сдвинешь. Я немецкий язык ненавидела и не учила, а Тамара читала и говорила на нём. Когда она училась в техникуме все интересовались её немецкими корнями. Деньги у меня, почему-то, заканчивались очень быстро и домашние, и стипендия. У Тамары они не заканчивались никогда. Она ни разу мне не отказала - всегда давала.
           Девочки, живущие с ней в одной комнате в общежитии жаловались, что она никогда и ни о чём с ними не делится, они, в основном  болтушки, не знали о ней ничего, даже куда она ходит, с кем ходит, о чём думает.
           Я после окончания института домой не вернулась. Тамара вернулась к больной маме. Сколько же ей, бедной, пришлось пережить, ухаживая за лежачей мамой! Получается всю свою молодость она ухаживала за мамой и терпела отца. И ведь ни разу не выразила своего отношения ни к маме, ни к отцу , ни ко мне. Мама умирала на её руках.
           С Тамарой всегда что-нибудь случалось. Само простое: почему-то голуби в неё со всего маху врубались, оставляя синяки. Сколько живу, в меня ни один не врезался. Она попадала в дтп, где одна отделывалась синяками, а остальные оказывались в реанимации. То за ней гнался маньяк, то она в драке участвует. А как любила помогать кошкам, собакам, алкашам, бомжам. И странная особенность — обожала есть алоэ. Ей однажды подарили целый куст, так она до дома его не довезла-по дороге съела. Я решила, что это очень вкусно и попробовала- три дня плевалась.
          Мы с ней могли не договариваясь встретиться в чужом городе нечаянно, однажды встретились в аэропорту, причём у меня была вынужденная посадка по техническим причинам.                Это я заразила её небом. Сама готовила сестрёнку к первому прыжку, а потом страшно волновалась за неё. Я очень хотела летать на дельтаплане, даже подготовку прошла. Но, как говорил мой инструктор по парашюту Вавилов : « Попала под трамвай»- вышла замуж и ждала ребёнка.   А Тамара лихо летала под крылом и даже умудрилась сломать ключицу.
          Это был январь и было тепло. Последний раз Тамара приехала к нам, как всегда с подарками. Заставила детей встать под ёлочку и рассказывать стихи или спеть что-нибудь. Андрей удивил-под ёлкой начал рассказывать: « Сижу за решёткой в темнице сырой» ,ну совсем новогоднее стихотворение! Я пошла её провожать. Она со мной  поделилась, что соседи, совсем недавно поженились и постоянно ругаются, орут, дерутся. И сказала, что если они с Валеркой хоть раз подерутся-то один из них будет трупом. Вдруг она увидела автобус, махнула мне и побежала по тротуару за ним на остановку. Почему-то у меня сжалось сердце, я стояла и смотрела ей вслед, она бежала тяжело, неловко, путаясь в длинной, тяжёлой шубе- ни разу не оглянулась. Автобус уехал, а я всё стояла.

          Помню тот страшный день,  один из самых страшных. Я ничего не предчувствовала. Почувствовал Андрейка, мой сын-любимец Тамары. Утром, перед школой сообщил вдруг, что видел страшный сон. Пообещал, что когда придёт из школы,  расскажет. Потом уже, спустя много времени, я вспомнила про это и спросила про сон. Андрейке приснилось, что ему отрубили руку, было очень-очень больно, страшно и много крови.


Рецензии