Соколов Иван Васильевич

Родился  в  1911  году  в  деревне  Стопкино  Алексинского  района  Тульской  области  (Россия).  Русский.  Работал  в  Ленинграде. 
В  РККА  с  1931  года. 
Окончил  Оренбургское  военное  училище  летчиков. 
В  звании  лейтенанта  служил  младшим  лётчиком  в  142-й  истребительной  авиационной  бригаде  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  августа  1937  года  по  18  января  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Имел  псевдоним  «Вага».
Всего  в  Испании  сбил  10  самолетов  (3  лично  и  7  в  группе).
 
    «… Соколов  -  поведал  о  бое  так:
     -  Хотите -   верьте,  хотите -   нет,  а  я  иногда  своим  ведущим  командую.  Когда  во  время  боя  мы  сумели  зайти  в  хвост  паре  «фиатов»  и  вышли  на  дистанцию  около  четырехсот  метров,  а  те  нас  не  чуют,  я  одно  твердил  ведущему:  «Дорогой  ты  мой,  славненький,  погоди,  не  вспугни  их  сердечных!  Я  ведь  тоже  хочу  стрельнуть!  Оставь  мне  моего  «фиата»!  И  что  ж?  Послушался  меня  Витенька.  Тогда  я  уже  увереннее  стал  и  не  прошу  -  приказываю:  «Не  смей  открывать  огня!  Не  будь  эгоистом!»  Снова  послушался  Витя.  А  когда  дистанция  стала  меньше  ста  пятидесяти  метров,  а  Виктор  устремился  на  «фиаты»  и  забыл,  наверное,  что  стрелять  надо,  я  не  выдержал,  крикнул:  «Да  что  ж  ты,  милок!  Пора!  Проскочишь,  не  успеешь  выстрелить,  перехитришь  самого  себя!»  Сам  же  держу  на  прицеле  своего  «фиата».  И  только  успел  крикнуть:  «Давай!»  -  как  Витя  будто  услышал  меня,  дал  очередь,  и  из  «фиата»  получилась  свечка.
     «Молодец!  -  мысленно  сказал  я  ведущему.  -  Всегда  слушайся,  что  тебе  говорят  старшие,  и  будет  порядок».
     Даю  очередь  по  «фиату».  Да,  видно,  много  сил  потратил,  командуя  Скляровым.  Мой  «фиат»  только  запарил.  Не  захотел  гореть.  Тут  из  кабины,  как  пробка  из  бутылки  шампанского,  выскочил  парашют,  а  за  куполом,  как  чертик  на  ниточках,  -  летчик.  Вовремя!  По  мне  сзади  ударил  очередью  еще  один  «фиат».  К  счастью,  он  был  далековато.  Его  пулеметы  сделали  лишь  несклько  дырок  в  хвосте  моего  самолета.  Мы  -  вверх.  И  пошла  чехарда:  за  нами  -  «фиаты»,  за  «фиатами»  -  наши  ребята.  В  общем,  свалка  продолжалась.  Но  мы  в  накладе  не  остались…»
     (Из  книги  А.  И.  Гусева  «Гневное  небо  Испании»)

18  января  1938  года  во  время  налета  на  железнодорожную  станцию  в  районе  Теруэля  был  сбит  зенитной  артиллерией.  По  другим  данным  он  был  подбит  в  воздушном  бою  немецкими  истребителями  Ме-109  (капитаном  Вольфгангом  Шелльманном  или  обер-лейтенантом  Эрихом  Войтке).  Тяжело  раненный  Соколов  пытался  дотянуть  до  аэродрома,  но  упал  вместе  с  самолетом  и  погиб.  Похоронен  в  селении  Ла-Путэла  (Испания).

Список  известных  воздушных  побед  И.  В.  Соколова:
00.10.1937       1          Фиат-32                Арагонский  фронт                лично
00.10.1937       1/гр.    Фиат-32                Арагонский  фронт                в  составе  группе
12.10.1937       1/2       Фиат-32                Арагонский  фронт                в  паре  с  А.  И.  Гусевым
00.12.1937       1          самолет                Теруэль                лично
00.12.1937       1          самолет                Теруэль                лично
00.12.1937       1/гр.    самолет                Теруэль                в  составе  группе
00.12.1937       1/гр.    самолет                Теруэль                в  составе  группе
00.12.1937       1/гр.    самолет                Теруэль                в  составе  группе

Награждён  орденом  Красного Знамени  (02.03.1938).


Рецензии