Шекспир. Сонет 14

Свои суждения не собираю я со звезд и все же  полагаю,
Что владею астрономией,но только иначе.Я не могу удачу
Или неудачу предсказывать, чуму и голод, или то, какая
Будет погода в наступающее время года. Также не умею я 

Предвидеть  события  в ближайшие  моменты  времени, 
Заказчику предсказывая град, дождь и сильный ветер,
Говорить,как будут двигаться дела у государей по знакам
На небесах. Я знание свое в глазах твоих читаю и в этих

Неизменных звездах нахожу премудрость,узнаю, что красота
И  всякое  другое  совершенство  расцветают  совместно,
Но  только  в  том  случае,  когда  забудешь  ты  себя
И обратишься  лишь к сохранению  своей красы  небесной.

Иначе  вот  что  я  тебе  предсказываю  смело:  конец
Для красоты и совершенства твоего за роковым пределом.




оригинал

Not from the stars do I my judgement pluck,
And yet methinks I have astronomy,
But not to tell of good or evil luck,
Of plagues, of dearths, or seasons' quality;
Nor can I fortune to brief minutes tell,
Pointing to each his thunder, rain and wind,
Or say with princes if it shall go well
By oft predict that I in heaven find:
But from thine eyes my knowledge I derive,
And, constant stars, in them I read such art
As truth and beauty shall together thrive
If from thy self to store thou wouldst convert:
Or else of thee this I prognosticate,
Thy end is truth's and beauty's doom and date.




подстрочник

Свои суждения я не собираю со звезд,
и все же, полагаю, я владею астрономией,
но не так, чтобы предсказывать удачу или неудачу,
чуму, голод или то, какими будут времена года;
также не умею я делать предсказаний на краткие моменты
_времени_,
каждому указывая [его] град, дождь или ветер,
или говорить, хорошо ли пойдут дела у государей,
по знаменьям {*}, которые я нахожу в небе.
Но я свое знание вывожу из твоих глаз,
и в этих неизменных звездах я читаю ту премудрость,
что правда {**} и красота будут вместе процветать,
если ты _отвлечешься_ от себя _и_ обратишься к сохранению
_своей красоты_;
иначе вот что я тебе предсказываю:
твой конец будет для правды и красоты роковым пределом.

{*  "By  oft  predict"  - трудная для перевода фраза, в которой наречие
"oft"  (часто) употреблено как прилагательное, a "predict" (предсказывать) -
как существительное.
**  Здесь  и  во  многих  случаях  далее  слово "truth" применительно к
адресату сонетов употребляется в широком смысле положительного нравственного
начала  и  может  интерепретироваться  не  только как "правда", "истина", но
также как "совершенство", "добродетель", "постоянство", "верность".}


Рецензии