О социальных сетях
Каждое живое существо оставляет в мире вокруг себя следы. Человек тоже. Это не только следы биологической жизнедеятельности, но и следы жизни духовной, интеллектуальной, социальной и т.п. Примеры таких следов: школьные сочинения, письма, СМС, записки, рисунки… По следам этим можно сделать выводы о внутреннем мире человека, а суммировав их – составить достаточно точный его портрет.
Следы, оставляемые в социальных сетях, характеризуют оставившего их человека. Скажем, если его фотографии ограничиваются селфи (автопортретами) и котиками, о чем это говорит? Возможно (не наверняка), об эгоцентризме и ограниченном кругозоре.
Подписи к фотографиям или постингам, комментарии и открытая переписка тоже дают богатый материал для понимания оставляющих их. Например, чьи-то вербальные следы в социальных сетях ограничиваются надписями «милашки», «красавицы» и т.п. под фотографиями знакомых (и не очень) сверстниц. Такая «переписка» позволяет увидеть систему ценностей ее участников.
Многие пользователи выкладывают не фотографии читаемых ими книг, увиденных мест, дорогих для них людей, сделанных их руками вещей и т.п., а с достойным лучшего применения постоянством публикуют фото себя любимых или своей еды. (На мой взгляд, такое обилие автопортретов может свидетельствовать об эмоциональном голоде, недостатке похвалы в кругу семьи и близких, но это тема отдельного рассуждения).
Ищущие комплиментов находят их, а написавшие приятности привлекают одаренных ими к взаимности.
Каждая социальная сеть предоставляет возможность формирования круга общения (лента постингов, записей, фотографий и т.п.). Обычно человек со стороны может просмотреть не только заметки самого пользователя, но и увидеть круг его друзей (френдов). И этот круг – тоже следы, говорящие об оставившем их. Скажи мне, кто твой друг…
Предварительный вывод для пользователей социальных сетей: пересмотрите следы своей сетевой активности, вникните в себя и оцените состояние своего внутреннего мира. Предварительный вывод для пасторов пользователей социальных сетей: у вас есть прекрасная возможность проанализировать ценности своих подопечных и спланировать работу по душепопечению в соответствии с результатами анализа.
Аналогии запрета
Пастор, увидевший подобные следы социальной и интеллектуальной активности (или услышавший про это со слов увидевших) и запереживавший о вредном влиянии и невысоком уровне развития пасомых им, может настрого отсоветовать им там появляться.
Чему уподобим запрет социальных сетей на основании того, что кто-то ими пользуется неправильно?
Например, запрету «Вестника истины», ведь это журнал, а в мире масса журналов, вредных для чтения и просмотра.
Или запрету посещения библиотеки, ведь там есть немало безобразных книг, и так легко нечаянно нажать не на ту ссылку, т.е. открыть не ту книгу.
Или запрету хождения вдоль заборов, ну, вы поняли, почему…
Или запрету учебы в музыкальных школах, в которых играют произведения светских композиторов, в том числе и открыто связанных с оккультизмом.
Или, наконец, запрету посещения богослужения, ведь так много людей на них отвлекается на всякие глупости, серфинг по интернету и т.п.
Или все-таки просто запретить?
На самом деле, я думаю, что запрет – это достойный рассмотрения вариант. И на стадии, когда в поместных церквах нет душепопечителей, способных учить поведению в интернете, это может быть вынужденной мерой, которую стоит на время принять, чтобы не допустить вреда (что в духе кротости и смирения хорошо бы вслух признать: мол, извините, братья и сестры, мы еще сами с этим не разобрались, потому и вас научить не можем и просим вас пока что воздержаться от сетевой активности). Но должна ли эта мера быть постоянной?
На мой взгляд, подобный запрет без воспитательной работы не убирает проблему, а только прячет ее под ковер или перенаправляет в другое русло. Неглубокость души и бедность мысли, которые проявились у кого-то в социальной сети, остаются теми же и будут давать о себе знать в разговорах, поведении и т.п. Это мой первый главный тезис.
Положим, некто невоспитанный и неразвитый глупо ведет себя на вечере христианской молодежи, посвященном чьему-то дню рождения. Или задевает неосторожными словами кого-то в группе в Вайбере. Давайте теперь запретим молодежные вечера и группы в Вайбере, так? Или напрашивается другое решение проблемы? Оно-то напрашивается, но что проще: запретить дни рождения (или пользование Вайбером) или планомерно воспитывать и развивать людей? Ответ очевиден. Так и с социальными сетями.
Один служитель высказался об этом так: «Дело в том, что количество грехов со времен грехопадения не изменилось. Это: блуд, нечистота, непотребство и так далее. Мы же вместо того, чтобы говорить об этих грехах, добавляем к ним новые. Например, "В контакте". Дошло до того, что один служитель сильно ругал сестру за то, что она выложила в сеть свои фотографии с какой-то вечеринки, где она была вместе с неверующей молодежью. То есть грехом оказалось то, что она их выложила, а не то, что она была на этой вечеринке. Дело уладилось тем, что сестра удалила и фотографии, и аккаунт. Я думаю, что нужно больше говорить о самих грехах и их последствиях».
И еще выдержка из письма этого брата, с мнением которого я согласен: «Несмотря на то, что грехом являются не они, а то как их используют, нельзя не признать факта, что конкретные социальные сети "заточены" под конкретные задачи и конкретную аудиторию. Поэтому можно, проанализировав ту или иную сеть, сделать рекомендацию или даже запрет на ее использование. Но нельзя это делать скопом, применять этот фильтр сразу ко всем сетям. Например, есть строго профессиональные социальные сети, есть сети типа twitter, где очень трудно оскверниться - это больше сеть уведомлений. В общем, я думаю, что как и в любом другом вопросе нужно разбираться, вникать и не принимать поспешных решений». Конец цитаты.
Жалко, что при подобном огульном запретительном подходе ограничивается возможность публикации в социальных сетях (прежде всего, в блогах) материалов людьми с глубокими душами и богатыми мыслями (я не о себе, если что. Хотя, вообще-то и о себе: какой бы мелкоты не была моя душа, но и она лишена запретом рупора и бинокля, предоставляемого блогами).
Хорошие содержательные блоги с полезными материалами в интернете есть (упомяну, например, блог Влада Насонова в ЖЖ), жалко, что доступ к ним ограничивается, из-за запретов непонятно, нормально ли на них ссылаться и побуждать братьев продолжать заниматься исследованием Библии и публикацией назидательных материалов.
Отмечу, не развивая идеи, еще такой момент: наложение руководством необоснованных запретов в одних вопросах приводит к тому, что подчиненные теряют доверие к компетентности руководства и относятся к его запретам в других вопросах (где запреты действительно нужны) без уважения и легко их преступают.
Интернет, электронные технологии, социальные сети – давно уже не новшество, а привычная для окружающего нас мира данность. Как стали данностью бывшие когда-то новшествами радио, мотоциклы, наручные часы и, извините, бюстгальтеры. Эти, казалось бы, разнородные вещи объединяет то, что все их в свое время в церкви запрещали (конечно же, не повсеместно). Сегодня эти запреты вызывают у нас улыбку и недоумение, но это часть недавней истории.
Мир постоянно меняется и церковь должна вырабатывать здравую, взвешенную позицию к этим изменениям. Некоторая растерянность и желание перестраховаться руководителей понятны. Какой же должна быть наша позиция по отношению к социальным сетям? Если есть альтернатива запрету без внятных объяснений (в стиле заповеди Рехава, Иер.35), то в чем она заключается?
Альтернатива запрету
Как раз тут, как мне малоопытному кажется, все понятно: надо воспитывать зрелые личности с богатым внутренним миром и сформированной культурой поведения. Которые, где бы они ни общались, будут общаться содержательно и культурно. У которых будет круг достойных друзей. Чьи следы интеллектуальной и социальной жизни не стыдно показать другим, и эти другие получат пользу, знакомясь с этими следами. Это мой второй основной тезис.
Как этого достигать (я о воспитании зрелых личностей)? Да это же обычная рутинная работа каждого пастора (если он не только организатор собраний, но и душепопечитель от Бога). И если начистоту, то мне кажется, что методика огульного отпугивания от компьютера, интернета и социальных сетей говорит о… Хотя нет, лучше не буду начистоту.
Конечно, можно дать множество советов по поводу поведения христианина в интернете, но это все будут частности и формат этой моей заметки не рассчитан на их перечисление, общее же решение я указал в позапрошлом абзаце. Ряд конкретных советов я все же оформил в виде отдельного списка, но не буду здесь этот список приводить, так как считаю, что дело не в отдельных советах о поведении в интернете, а в системном подходе к воспитанию зрелых христиан. А для этого нужен системный подход к воспитанию зрелых пасторов.
Зачем мне социальные сети
Почему я вообще решил написать эту заметку? По моим наблюдениям, запреты в отношении интернета налагают люди, которых эти запреты нисколько не касаются и которые от своих запретов не страдают (о степени их компетентности в этой сфере дипломатично умолчу). Меня же этот запрет касается непосредственным образом (я потерял блог с несколькими тысячами постингов, который вел ряд лет), и поэтому мне захотелось поделиться некоторыми соображениями, которые я и изложил выше.
Что социальные сети значат лично для меня? В настоящее время ввиду лично полученного запрета у меня нет христианского блога, который мне хотелось бы вести. Есть блог, посвященный заметкам о моей работе (ведение такого блога – одно из требований моей профессии переводчика-фрилансера), но это совсем не то, чего мне хочется. Для чего же мне блог?
Блог в ЖЖ (или на отдельной независимой площадке) – это место как для заметок на бегу, так и для изложения и обсуждения продуманных мыслей. Я заметил, что когда я выписываю имеющиеся рассуждения, у меня освобождается в сознании место для новых цепочек мыслей. Т.е. лично для меня такое «писательство» – необходимое условие здоровой интеллектуальной жизни. Христианин ведь должен быть мыслящим человеком, поэтому хорошие средства от застоя и затора мыслей должны идти в ход.
Лично я писал бы в таком блоге о том, что меня интересует самым живым образом: разборы библейских текстов, заметки по герменевтике, размышления об устройстве церкви, мысли о христианской этике, уроки из истории, различные жизненные зарисовочки, записи личного характера…
Считаю нормальным, чтобы у служителей и проповедников постоянно были новые исследования и наработки, которые оформлялись бы в статьи. Блоги могут быть удобной площадкой для публикации таких заметок и их обсуждения. Ситуацию, при которой с кафедры звучат одни и те же штампы, изредка перемежаемые новыми иллюстрациями, на мой взгляд, иначе как кризисной не назовешь. Если можно хоть сколько-то дополнительно способствовать стимулированию богословских обсуждений, почему этой предоставляемой социальными сетями (в частности, площадками для ведения блогов) возможностью не воспользоваться?
Кроме возможности писать, социальная сеть Живой журнал (и тематические форумы) предоставляют мне возможность читать ленту блогов и обсуждений по интересующим меня темам. Я очень ценю эту возможность, т.к. здесь обычно излагаются самостоятельные мысли, свежие идеи и материалы.
Социальные сети для публикации фотографий – для меня удобный способ публикации и хранения своих снимков. Что раньше первым делом давали гостям дома? Альбомы с фотографиями. Такие альбомы я собираю на Фликре и в Инстаграме, с тем только отличием, что тут я их еще снабжаю подписями и их здесь можно обсуждать.
Также с помощью этих двух сервисов я отслеживаю фотографии и записи интересных мне людей, у которых чему-то учусь. Кроме того, фотографии на Фликре я использую в качестве визуальных стимулов при занятиях творчеством.
Если кто-то использует интернет праздно или, скажем, для флирта, я бы советовал духовным работникам целенаправленно заниматься с этими конкретными людьми или группами работой в соответствующих направлениях (праздность и флирт, их причины и следствия, их замещение реалиями новой жизни во Христе), а не запрещать один из каналов проявления праздности и флирта, попутно перекрывая полезные функции этих каналов для других групп людей, саму же проблему праздности и флирта не решая.
19.05.2015
Свидетельство о публикации №215052000604
1) Прослеживается явный негативный настрой против служителей (не понимаю, почему они названы пасторами... но это не важно), думаю, это нездоровая позиция. Последнее время характерно отвержением всяких авторитетов и чем это грозит нашей молодёжи, можно пока прогнозировать.
2) Непонятно, почему ты видишь вред от социальных сетей только в "плохих следах"? Ведь беды от них гораздо больше в плане осквернения, духовного опустошения, праздности и пр. и не обязательно это всё оставит "видимый след для пастора"! Ведь легче предотвратить болезнь, чем потом не знать что делать с искалеченными душами? Согласен, возможно этим предотвращением и будет "воспитывать зрелые личности с богатым внутренним миром и сформированной культурой поведения", но, извини, мне кажется об этой "рутинной" работе ты имеешь чисто теоретические познания. Хотя могу и ошибаться.
3) Про аналогии запрета. Н.С.Антонюк сравнил участие в социальных сетях с посещениями баров, театров, стадионов и т.п. (есть запись), одним словом, мест развлечения мирских людей. Можно поразмышлять.
4) Видно, что тебя мучает какая-то обида. Я всегда тебя считал и считаю сильным христианином, способным справиться с подобной ситуацией.
А в общем, вижу что проблема поднята актуальная, её надо решать, но поднята совершенно не на должном уровне, масштабе и с нехорошим подтекстом, о чём выше написал.
С братской любовью. Брат Юра.
Юрий Борисенко 27.10.2015 23:46 Заявить о нарушении
2) Нет, конечно, не только в "плохих следах" вред от социальных сетей.
3) Думаю, он говорил главным образом про Одноклассники, ВК и подобное, т.е. сети, ориентированные на поверхностное общение, перепосты, пустоту и откровенно грязный контент. Я тоже не сторонник этих ресурсов. Я писал в основном про площадки для блогов, т.е. места для содержательного изложения и обсуждения мыслей.
4) Дай Бог.
Рыжов Александр Геннадьевич 02.11.2015 11:37 Заявить о нарушении