С. М. Соловьев и русская историческая наука

В работах С.М.Соловьева дана последовательная и органическая трактовка русской истории. Магистерская диссертация Соловьева (1820-1879)"Об отношении Новгорода к великим князьям" и докторская "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома" давали обоснование цельной концепции древнерусской истории. В 1851г. началось издание главного труда Соловьева "История России с древнейших времен ",выходившего по одному тому ежегодно,пока смерть автора не оборвала его на 29 томе. В. О. Ключевский назвал труд Соловьева своеобразной энциклопедией русской истории.Попыткой Соловьева обобщить свои взгляды на изучение русской истории были его "публичные чтения ".  В середине века появился ряд историографических работ Соловьева: " Писатели русской истории 18 в.", "Карамзин и его " История государства Российского". Эти работы положили начало научной разработке русской историографии. Они были направлены против дворянских течений,начиная с "Истории государства Российского" Карамзина и особенно против работ Погодина и славянофилов.  Философское обоснование своей исторической концепции Соловьев искал в идеалистической философии Гегеля с ее диалектическим пониманием исторического развития. Прогрессивная сторона научного мировоззрения Соловьева определяется термином "историзм". Принцип историзма получает у него реализацию в учении об органическом единстве исторического развития, в признании принципа закономерности,отличающим буржуазную историческую науку. "Естественно и необходимо"- основной принцип исторического познания для Соловьева, его излюбленная формула. "Не делить русскую историю на отдельные части,периоды,но соединять их,следить преймущественно "за связью явлений" ,стараться объяснить каждое явление из внутренних причин .Принцип закономерности исторического развития находит выражение в утверждении тождества и единства исторического развития России и Западной Европы."Пора бросить старые толки о различии наших и западных общественных отношений"-писал Соловьев в "исторических письмах",направленных против теорий славянофилов. В статье "Начала Русской Земли",подводившей итог его научной работе,он пытался раскрыть основы закономерности исторического развития,сведя их к трем определяющим условиям:"природа страны", "природа племени" и "ход внешних событий". Соловьев выступал против "односторонности",выражающейся в переоценке природных условий,которая была свойственна исторической науке начала 19 века. "Природе племени",абсолютизированному славянофилами "народному духу" Соловьев придавал более широкое толкование. Он указывал на историческое значение"украинного положения России",как "европейской окраины, или Украины со стороны Азии",что являлось источником широких связей русского народа  с другими народами. Наиболее важное значение имело третье положение-о значении"внешнего хода событий",под которым Соловьев понимал всю совокупность исторических явлений в их неразрывной связи.


Рецензии