Смирнов Борис Александрович
В РККА с декабря 1929 (с января 1930) года.
Окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков в 1933 году.
В звании старшего лейтенанта командовал звеном в 116-й истребительной авиационной эскадрилье Московского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 июня 1937 года по 17 января 1938 года в качестве пилота И-16, а затем командира эскадрильи истребителей И-16.
Имел псевдонимы «Камарада Борес» и «Мануэль Лопес Горей».
В одном из боев был сбит и ранен.
Всего в Испании произвел более 150 (180) боевых вылетов, лично сбил 2 истребителя, а 1 истребитель уничтожил на аэродроме в паре с другим летчиком. По другим данным сбил 6 самолетов (5 лично и 1 в группе).
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание «майор».
С мая по июнь 1938 года служил заместителем (помощником) командира 16-го истребительного авиационного полка, затем был старшим инспектором по истребительной авиации штаба ВВС.
Участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол с 29 мая по 7 сентября 1939 года, был инспектором техники пилотирования 70-го истребительного авиационного полка и заместителем командира особой группы истребителей И-153.
Всего над Халхин-Голом произвел 70 боевых вылетов на истребителях И-16 и И-153, участвовал в 9 воздушных боях, лично сбил 2 самолета и 1 самолет в группе. По другим данным, сбил 4 японских самолета.
После боев на Халхин-Голе заболел туберкулезом, но авиацию не оставил.
В качестве представителя оперативной группы ВВС при штабе 12-й армии участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Беларуси в сентябре 1939 года.
С сентября 1939 года служил старшим летчиком-инспектором Лётно-технической инспекции ВВС и в Главном управлении ВВС Красной Армии.
5 марта 1940 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
С января 1942 года по апрель 1943 года был летчиком-инспектором и заместителем начальника Главного управления боевой подготовки, формирования и укомплектования ВВС, занимался проверкой техники пилотирования, приемкой и освоением новых иностранных истребителей, поступавших по ленд-лизу.
В апреле 1943 года был назначен командиром 288-й истребительной авиационной дивизии.
Участвовал в Великой Отечественной войне с апреля 1943 года.
Командовал 288-й дивизией до конца войны.
В составе Юго-Западного и 3-го Украинского фронта участвовал в Изюм-Барвенковской операции, в боях за Донбасс, участвовал в освобождении Одессы.
«…Полки дивизии первыми заняли одесский аэродромный узел. На свой риск сначала мы решили произвести посадку на одесском аэродроме тремя самолетами. Это удалось. А затем с помощью минеров осмотрели весь аэродром. На нем стояли два транспортных немецких самолета и один грузоподъемный планер. Фашисты не успели перебросить их на свои запасные базы и даже уничтожить.
На аэродроме оказалось много воронок от бомбежек. Нужна была помощь, чтобы летное поле привести в порядок, и с начальником штаба дивизии мы отправились в Одессу.
В этом городе я никогда не был, но слышал об Одессе немало. И вот в поисках горисполкома мы с Колошиным едем по улицам города. Впечатление очень тяжелое. Немцы уничтожили все памятники старины, сожгли парки, скверы. Жители города прятались в катакомбах.
С большим трудом отыскали помещение на улице Льва Толстого, где временно расположился горисполком. Председатель его товарищ Б. П. Давиденко встретил нас радостно. Когда же Давиденко узнал, по какому вопросу мы приехали, он заверил нас, что это будет первая работа, за которую возьмутся жители города. Председатель горисполкома рассказал, в каком состоянии находится город, два с половиной года бывший в оккупации. Отступая, немцы готовились взорвать дамбу Куяльницкого лимана, чтобы затопить Одессу, но партизаны спасли город. Сильно разрушены были многие дома, гранитный парапет, порт. Проезжая по завалам улиц, людей мы почти не видели, и вдруг на рассвете утром у аэродрома появились сотни жителей города. Как мы были благодарны одесситам! Женщины, старики, дети - все трудились в меру своих сил, помогли нам восстановить аэродром, и дивизия приступила к боевой работе».
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)
К апрелю 1944 года имел налет 2.200 часов.
Принимал участие в Ясско-Кишиневской операции, в освобождении Югославии, в боях над Венгрией, Австрией.
19 апреля 1945 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Всего за время участия в Великой Отечественной войне на истребителях Як-1 и Як-3 произвел 21 боевой вылет.
После окончания войны продолжал командовать дивизией, затем с февраля 1946 года был старшим помощником генерал-инспектора ВВС по истребительной авиации.
В мае 1946 году в звании генерал-майора авиации уволился в запас.
С 1948 года по 1953 год работал начальником Центрального аэроклуба им. В. П. Чкалова.
Занимался литературной деятельностью, написал книги:
«Летчик», Москва, 1951 (в соавторстве);
«Испанский ветер», Москва, 1963;
«От Мадрида до Халхин-Гола», 2-е издание, исправленное и дополненное, Куйбышев, 1979;
«Небо моей молодости», Москва, 1990.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 17 мая 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Список известных воздушных побед Б. А. Смирнова:
07.07.1937 1 Ме-109 Мадрид лично
22.08.1937 1 Ме-109 Сантандер лично
00.00.1937 1/2 Фиат-32 Испания (на аэродроме) в паре с Н. С. Ивановым
29.07.1939 1 Ки-27 Халхин-Гол лично
24.08.1939 1 Ки-27* Халхин-Гол лично
30.08.1939 1/гр. Ки-27 Халхин-Гол лично
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года Борису Александровичу Смирнову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 193).
Награжден двумя орденами Ленина (02.03.1938, 17.11.1939*), тремя орденами Красного Знамени (28.10.1937, 29.08.1939, 19.04.1945), орденом Суворова 2-й степени (28.04.1945), орденом Кутузова 2-й степени (13.09.1944), орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени (19.03.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (17.09.1943), орденом Красной Звезды (06.11.1945), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг», монгольскими орденами Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939) и «Полярная Звезда» (1939), румынским орденом Тудора Владимиреску, болгарским орденом Красного Знамени, югославским орденом «Партизанской Звезды» 1-й степени, польской медалью «За вашу и нашу свободу», немецкой медалью «Имени Ганса Баймлера» и другими иностранными орденами и медалями.
Примечания:
* Орден имел порядковый № 2424.
** Предположительно, пилотом Ки-27 был капитан Ивао Масуда, который погиб.
Свидетельство о публикации №215052000748
У меня вопрос к Вам, касающийся Смирнова Б.А. Нет ли у Вас информации, писали ли о нём в Испании? Если есть статьи и источники Вам известные, то сообщите или ссылку оставьте. Я тоже искать этот материал буду, если найду, сообщу.
С уважением, Владислав
Влад Ислав 10.04.2016 21:08 Заявить о нарушении
Насколько я помню, в газетах тридцатых годов, упоминаний о Смирнове не было. Вся информация о нем взята из его книг и других источников, опубликованных уже после Великой Отечественной войны.
С уважением,
Олег Каминский 11.04.2016 10:04 Заявить о нарушении
Владимир Савончик 13.02.2019 16:34 Заявить о нарушении
Полковник Коновалов Сергей Филиппович – с 1 июля 1942 года по 18 февраля 1943 года. Умер от отравления трофейным спиртом.
Подполковник Колошин Борис Петрович – с 18 февраля 1943 года по февраль-март 1943 года. ВрИД.
Подполковник Анащенко Иван Семёнович – с февраля-марта 1943 года по 25 июня 1943 года. Убыл в 282-ю истребительную авиационную дивизию.
Герой Советского Союза полковник (с 19 апреля 1944 года генерал-майор авиации) Смирнов Борис Александрович – с 25 июня 1943 года до окончания войны.
Владимир Савончик 13.02.2019 16:52 Заявить о нарушении
Олег Каминский 13.02.2019 17:27 Заявить о нарушении
Владимир Савончик 13.02.2019 17:40 Заявить о нарушении
Владимир Савончик 13.02.2019 17:54 Заявить о нарушении