Смирнов Борис Александрович

Родился  18  октября  1910  года  в  городе  Самара  (Россия)  в  семье  служащего.  Русский.  Окончил  6  (7)  классов  в  1926  году.  С  марта  того  же  года  стал  работать:  сначала  учеником  столяра,  затем  чернорабочим,  с  1927  года  -  грузчиком  лесного  склада  на  пристани,  рабочим-рамщиком  на  распиловочных  станках  лесопильного  завода  в  Самаре. 
В  РККА  с  декабря  1929  (с  января  1930)  года. 
Окончил  7-ю  Сталинградскую  военную  авиационную  школу  лётчиков  в  1933  году.   
В  звании  старшего  лейтенанта  командовал  звеном  в  116-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  Московского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  14  июня  1937  года  по  17  января  1938  года  в  качестве  пилота  И-16,  а  затем  командира  эскадрильи  истребителей  И-16. 
Имел  псевдонимы  «Камарада  Борес»  и  «Мануэль  Лопес  Горей».
В  одном  из  боев  был  сбит  и  ранен.
Всего  в  Испании  произвел  более  150  (180)  боевых  вылетов,  лично  сбил  2  истребителя,  а  1  истребитель  уничтожил  на  аэродроме  в  паре  с  другим  летчиком.  По  другим  данным  сбил  6  самолетов  (5  лично  и  1  в  группе).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  мая  по  июнь  1938  года  служил  заместителем  (помощником)  командира  16-го  истребительного  авиационного  полка,  затем  был  старшим  инспектором  по  истребительной  авиации  штаба  ВВС.
Участвовал  в  боях  в  районе  реки  Халхин-Гол  с  29  мая  по  7  сентября  1939  года,  был  инспектором  техники  пилотирования  70-го  истребительного  авиационного  полка  и  заместителем  командира  особой  группы  истребителей  И-153. 
Всего  над  Халхин-Голом  произвел  70  боевых  вылетов  на  истребителях  И-16  и  И-153,  участвовал  в  9  воздушных  боях,  лично  сбил  2  самолета  и  1 самолет  в  группе.  По  другим  данным,  сбил  4  японских  самолета.
После  боев  на  Халхин-Голе  заболел  туберкулезом,  но  авиацию  не  оставил.
В  качестве  представителя  оперативной  группы  ВВС  при  штабе  12-й  армии  участвовал  в  освобождении  Западной  Украины  и  Западной  Беларуси  в  сентябре  1939  года. 
С  сентября  1939  года  служил  старшим  летчиком-инспектором  Лётно-технической  инспекции  ВВС  и  в  Главном  управлении  ВВС  Красной  Армии.
5  марта  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник». 
С  января  1942  года  по  апрель  1943  года  был  летчиком-инспектором  и  заместителем  начальника  Главного  управления  боевой  подготовки,  формирования  и  укомплектования  ВВС,  занимался  проверкой  техники  пилотирования,  приемкой  и  освоением  новых  иностранных  истребителей,  поступавших  по  ленд-лизу.
В  апреле  1943  года  был  назначен  командиром  288-й  истребительной  авиационной  дивизии.
Участвовал  в  Великой Отечественной  войне  с  апреля  1943  года.
Командовал  288-й  дивизией  до  конца  войны. 
В  составе  Юго-Западного  и  3-го  Украинского  фронта  участвовал  в  Изюм-Барвенковской  операции,  в  боях  за  Донбасс,  участвовал  в  освобождении  Одессы. 

     «…Полки  дивизии  первыми  заняли  одесский  аэродромный  узел.  На  свой  риск  сначала  мы  решили  произвести  посадку  на  одесском  аэродроме  тремя  самолетами.  Это  удалось.  А  затем  с  помощью  минеров  осмотрели  весь  аэродром.  На  нем  стояли  два  транспортных  немецких  самолета  и  один  грузоподъемный  планер.  Фашисты  не  успели  перебросить  их  на  свои  запасные  базы  и  даже  уничтожить.
     На  аэродроме  оказалось  много  воронок  от  бомбежек.  Нужна  была  помощь,  чтобы  летное  поле  привести  в  порядок,  и  с  начальником  штаба  дивизии  мы  отправились  в  Одессу.
     В  этом  городе  я  никогда  не  был,  но  слышал  об  Одессе  немало.  И  вот  в  поисках  горисполкома  мы  с  Колошиным  едем  по  улицам  города.  Впечатление  очень  тяжелое.  Немцы  уничтожили  все  памятники  старины,  сожгли  парки,  скверы.  Жители  города  прятались  в  катакомбах.
     С  большим  трудом  отыскали  помещение  на  улице  Льва  Толстого,  где  временно  расположился  горисполком.  Председатель  его  товарищ  Б.  П.  Давиденко  встретил  нас  радостно.  Когда  же  Давиденко  узнал,  по  какому  вопросу  мы  приехали,  он  заверил  нас,  что  это  будет  первая  работа,  за  которую  возьмутся  жители  города.  Председатель  горисполкома  рассказал,  в  каком  состоянии  находится  город,  два  с  половиной  года  бывший  в  оккупации.  Отступая,  немцы  готовились  взорвать  дамбу  Куяльницкого  лимана,  чтобы  затопить  Одессу,  но  партизаны  спасли  город.  Сильно  разрушены  были  многие  дома,  гранитный  парапет,  порт.  Проезжая  по  завалам  улиц,  людей  мы  почти  не  видели,  и  вдруг  на  рассвете  утром  у  аэродрома  появились  сотни  жителей  города.  Как  мы  были  благодарны  одесситам!  Женщины,  старики,  дети  -  все  трудились  в  меру  своих  сил,  помогли  нам  восстановить  аэродром,  и  дивизия  приступила  к  боевой  работе».
     (Из  книги  Б.  А.  Смирнова  «Небо  моей  молодости»)

К  апрелю  1944  года  имел  налет  2.200  часов. 
Принимал  участие  в  Ясско-Кишиневской  операции,  в  освобождении  Югославии,  в  боях  над  Венгрией,  Австрией.
19  апреля  1945  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации».
Всего  за  время  участия  в  Великой  Отечественной  войне  на  истребителях  Як-1  и  Як-3  произвел  21  боевой  вылет. 
После  окончания  войны  продолжал  командовать  дивизией,  затем  с  февраля  1946  года  был  старшим  помощником  генерал-инспектора  ВВС  по  истребительной  авиации.   
В  мае  1946  году  в  звании  генерал-майора  авиации  уволился  в  запас.
С  1948  года  по  1953  год  работал  начальником  Центрального  аэроклуба  им.  В.  П.  Чкалова.   
Занимался  литературной  деятельностью,  написал  книги:
«Летчик»,  Москва,  1951  (в  соавторстве);
«Испанский  ветер»,  Москва,  1963;
«От  Мадрида  до  Халхин-Гола»,  2-е  издание,  исправленное  и  дополненное,  Куйбышев,  1979;
«Небо  моей  молодости»,  Москва,  1990.
Проживал  в  городе  Москва  (Россия). 
Умер  17  мая  1984  года.  Похоронен  на  Кунцевском  кладбище  в  Москве.

Список  известных  воздушных  побед  Б.  А.  Смирнова:
07.07.1937       1       Ме-109          Мадрид                лично
22.08.1937       1       Ме-109          Сантандер                лично
00.00.1937       1/2    Фиат-32         Испания      (на  аэродроме)    в  паре  с  Н.  С. Ивановым
29.07.1939       1       Ки-27             Халхин-Гол                лично
24.08.1939       1       Ки-27*           Халхин-Гол                лично
30.08.1939       1/гр.  Ки-27             Халхин-Гол                лично 

За  мужество  и  героизм,  проявленные  в  боях,  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  17  ноября  1939  года  Борису  Александровичу  Смирнову  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  193).

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (02.03.1938,  17.11.1939*),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (28.10.1937,  29.08.1939,  19.04.1945),  орденом  Суворова  2-й  степени  (28.04.1945),  орденом  Кутузова  2-й степени  (13.09.1944),  орденом  Богдана  Хмельницкого  2-й  степени  (19.03.1944),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (17.09.1943),  орденом  Красной  Звезды  (06.11.1945),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  освобождение  Белграда»,  «За  взятие  Будапешта»,  «За  взятие  Вены»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг»,  монгольскими  орденами  Боевого  Красного  Знамени  1-й  степени  (18.08.1939)  и  «Полярная  Звезда»  (1939),  румынским  орденом  Тудора  Владимиреску,  болгарским  орденом  Красного  Знамени,  югославским  орденом  «Партизанской  Звезды»  1-й  степени,  польской  медалью  «За  вашу  и  нашу  свободу»,  немецкой  медалью  «Имени  Ганса  Баймлера»  и  другими  иностранными  орденами  и  медалями.

Примечания:
*     Орден  имел  порядковый  №  2424.
**     Предположительно,  пилотом  Ки-27  был  капитан  Ивао  Масуда,  который  погиб.


Рецензии
Здравствуйте, Олег!

У меня вопрос к Вам, касающийся Смирнова Б.А. Нет ли у Вас информации, писали ли о нём в Испании? Если есть статьи и источники Вам известные, то сообщите или ссылку оставьте. Я тоже искать этот материал буду, если найду, сообщу.

С уважением, Владислав

Влад Ислав   10.04.2016 21:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владислав!
Насколько я помню, в газетах тридцатых годов, упоминаний о Смирнове не было. Вся информация о нем взята из его книг и других источников, опубликованных уже после Великой Отечественной войны.
С уважением,

Олег Каминский   11.04.2016 10:04   Заявить о нарушении
В наградном листе Чистякова Евгения Константиновича подписанном 9 марта 1943 года стоит фамилия командира 288-й иад Анащенко Ивана Семёновича, а не Смирнова Бориса Александровича.

Владимир Савончик   13.02.2019 16:34   Заявить о нарушении
Командиры 288-й истребительной авиационной дивизии.

Полковник Коновалов Сергей Филиппович – с 1 июля 1942 года по 18 февраля 1943 года. Умер от отравления трофейным спиртом.
Подполковник Колошин Борис Петрович – с 18 февраля 1943 года по февраль-март 1943 года. ВрИД.
Подполковник Анащенко Иван Семёнович – с февраля-марта 1943 года по 25 июня 1943 года. Убыл в 282-ю истребительную авиационную дивизию.
Герой Советского Союза полковник (с 19 апреля 1944 года генерал-майор авиации) Смирнов Борис Александрович – с 25 июня 1943 года до окончания войны.

Владимир Савончик   13.02.2019 16:52   Заявить о нарушении
Да, путаницы очень много. Например, в Википедии записано, что командирами дивизии были: Полковник Коновалов Сергей Филиппович (01.07.1942 — 18.02.1943, погиб 18 февраля 1943 года), после него полковник/генерал-майор авиации Смирнов Борис Александрович (19.02.1943 — 02.1946). А в наградном документе на Смирнова записано, что "Полковник Смирнов в должности командира 288 дивизии с мая месяца 1943 года". Согласно ещё одной информации, Смирнов командовал дивизией с 25 июня 1943 года... Какие же сведения считать истинными?

Олег Каминский   13.02.2019 17:27   Заявить о нарушении
Но точно он не командовал дивизией с февраля 1943 года. Первый наградной приказ 288-й иад подписан им 28 июня 1943 года. А февральские и мартовские приказы по 288-й иад подписаны Колошиным и Анащенко.

Владимир Савончик   13.02.2019 17:40   Заявить о нарушении
В конечном итоге склоняюсь к тому что он командовал дивизией с апреля 1943 года как сказано в представлении к ордену Суворова. Спасибо Вам за прекрасную работу!!!!

Владимир Савончик   13.02.2019 17:54   Заявить о нарушении
И Вам спасибо за сотрудничество!

Олег Каминский   13.02.2019 18:53   Заявить о нарушении