Первая глава будущей книги Россия поднимает паруса
РАЗГОВОР С ПРЕДКАМИ
Предки мои, славяне! Братушки мои! Аууу! Откликнитесь!
А вокруг тишина. Ни ответа, ни привета.
Наверное, слишком много времени прошло с тех пор, как вы кочевали по степям Причерноморья, как создавали первое наше государство.
Не слышите меня.
Придётся в архив идти, в библиотеку и в одностороннем порядке общаться с вами.
А так бы хотелось поговорить по душам. У меня много вопросов к вам накопилось. Я же хочу книгу написать о трудном и долгом пути к морю и начать хочу с вас, как вы отстаивали морское побережье, как позже пробивались к морю. Как долго и тяжело шли к нему. На чём плавали, как корабли строили. Вот и рассказали бы про всё это сами.
Правда, не знаю, поняли бы мы друг друга? На каком языке вы говорили тогда?
Я много слышал и читал о вас. Одни историки утверждают, что вы существовали ещё до новой эры.
Я не сомневаюсь.
И тогда вы жили где-то между Уралом и Волгой. И ваш предводитель звался Руссом.
Интересная история.
Позже вы селились вблизи Чёрного моря, и восточные племена звались антами, в районе Волги жили булгары, но это скорее предшественники татар. А ещё обитали скифы – кочевали по степям. И всё это вы – мои предки.
Современные учёные-историки говорят, что вы обитали на Севере и утверждают, что Север в ту пору был не так суров. Опять же есть сомнения, что это было очень далеко в Заполярье. Возможно, это было всего-навсего севернее Греции, откуда и пошёл слух, сначала о гиперборейцах, позже о руссах. Греческие источники так и называют вас – гиперборейцами и жили вы в Гиперборее.
Следы ваши обнаружены и в Мангазее, где-то за Уралом, и на Кольском полуострове.
Говорят некоторые источники, что вы уже тогда были достаточно безалаберными, но и добродушными с широкой русской душой. Рабовладельческого уклада у вас не было, о чём говорит и наш историк
Н.М. Карамзин: «Славяне не знали ни лукавства, ни лести; хранили древнюю простоту нравов; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на усмотрение или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с нами в свободе и братстве».
Воевали вы много, отстаивая свои земли, и в плен брали ворога, но никогда не обращали их в рабов. Отпускали на волю, а многие оставались с вами – ассимилировались. Наверное, поэтому на берегах Чёрного моря и сейчас можно встретить и греков, и турок, и татар, и хазар, так, почему-то в ваше время евреев называли, и, разумеется, русских. Такой народ симпатичный получился из этого коктейля. Особенно хороши черноволосые, кареокие девушки. Вот и задумаешься, куда в будущей жизни за невестой ехать: на юг, к Чёрному морю или в мою любимую Ярославию.
Вот как описывает славянские племена историк, академик Н.Г. Устрялов: «Славянское племя вообще имело более склонности к жизни мирной, чем воинственной. Если не вторжения неприятелей, ни внутренние раздоры не воспламеняли их страстей, любили жизнь мирную, охотно занимались земледелием, отличались добродушием и своим гостеприимством».
Как-то мне рассказали древнюю историю о вас, о скифах. Скифы-то тоже мои предки. Во всяком случае, что-то похожее на нас сегодняшних вы уже тогда представляли. Произошло это событие в степях русского средневековья вблизи моря Чёрного. Скорее всего, это шутка, но в каждой шутке есть намёк и доля правды.
Так кто мы? Какие мы? Откуда же мы?
– Ну, как кто? Ясное дело – славяне!
Какие мы?
– Да об этом весь мир давно уже знает.
А вот, откуда мы?
– Да ниоткуда, мы здесь всегда жили.
Сейчас археологи обнаружили в Старой Ладоге наши очень древние поселения. Значит, мы и там жили. Большие открытия сделаны и на Кольском полуострове. По мнению многих учёных Кольский полуостров являлся центром будущей цивилизации мира.
Некоторые историки считают, как уже было упомянуто, что мы звались скифами и обитали в степях Причерноморья.
Бродили скифы по степям: ни кола, ни двора. Скот, правда, был, – за собой и таскали его. Рыбу ловили. На охоту ходили. В общем, жили – не тужили. Врагов гоняли с территории своей, если кто-то заглядывал.
А кто заглядывал? Да всякие там из-за моря синего, приходили. Зачем? Не понятно.
Далеко заходить побаивались. А так, заглянут, уворуют, что плохо лежит и домой убираются. Но таких гостей не жаловали, хотя народ – скифы и незлобивый был. Сами, правда, тоже заглядывали к соседям, моральный-то кодекс тогда ещё не написан был. У самих всего хватало, но посмотреть, что у соседей делается или наказать их за набеги, как говорят, и Бог велел.
Кстати, в те годы язычество процветало. Так что до Бога далековато было. Молились всяким истуканам, из дерева сделанным.
Наши ли это были предки? Трудно сказать. А похожи ли мы на них? Да, кто же знает. Мы, вроде бы тоже не злобивые, ни к кому не лезем. У самих всё есть.
Вот случай один и вспоминается…
Было ли это так, или это легенда ходит старая?
Пришёл однажды из-за моря супостат в степи скифские. Большое войско забрело без спроса.
Скифам это не понравилось, разумеется. Собрали братья-славяне воинство тоже немалое. Степь пошире выбрали для битвы. Противник уже выстроился, к сражению приготовился.
Тут и скифы подоспели. Тоже построились. Размышляют: с кого начать и, как начать лучше, кому первому в лобешник закатать? Между войсками степная травка колышется, конопля раскачивается, свои флюиды по ветру развевая, солнышко лучи свои разбрасывает. И надо же, в самый ответственный момент, по полосе, разделяющей противников, вдоль фронта заяц несётся. Скифы в волнение пришли. Еда убегает. Охотничий инстинкт сработал. С места рванули и за зайцем умчались. Через мгновение, только столб пыли вперемешку с пыльцой конопляной к небу поднялся и потихоньку на противника оседать начал. Остолбенели вороги от пыльцы конопляной и всякой прочей. Задумались. Да ну их, голодных. Так чего, доброго, нас загрызут и сожрут, подумал вожачок. Гнаться за скифами и далеко в степь углубляться – тоже опасно, так как не знали, чем степь за горизонтом кончается. Вдруг там обрыв, в тар-тарары ведущий.
Постояли ещё немного, подумали. Махнули рукой, развернулись и домой отправились. Скифы же в степи растворились.
А историк подумал:
– Как же мы похожи…
Позже, когда мы мудрее стали, нас уже руссами величали. Тогда мы так легкомысленно не поступали, чтобы из-за зайца от сражения отказываться. Стали всерьёз бить врагов, которые всё из-за того же моря приходили. И назывались они – византийцами. А ещё, какие-то хазары, печенеги, да половцы повылезали. Византийцев гоняли до самой их столицы – Константинополя, он тогда Царьградом назывался. Однажды, им для памяти, свой щит прибили на их врата.
О славянах и о воинах славянских хочется привести слова историка Н.М. Карамзина: «Славяне сносили всякое истязание с удивительной твёрдостью, без вопля и стона, умирали в муках и не ответствовали ни слова на расспросы врага о числе и замысле войска их».
Бывая в Царьграде, присматривались, как они живут. Очень вам понравились их храмы с богатым и красивым убранством. И самим захотелось такие же иметь. А для этого надо было веру их принять. От своих идолов отказаться. Перуна и Ярило забыть и не поклоняться им. В помощь вам – «варварам», отдал царь византийский царевну Анну. Вы её на Русь привезли. Окрестила она своего супруга на берегу Русского моря, в Херсонесе.
Что-то неважнецки было с глазами у князя, но после омовения Святой водой он и прозрел, и стала Анна женой Князя Владимира и начали они крестить Русь нашу.
С тех пор и пошла мода жён из-за рубежа таскать, а мы с тех пор православными стали. Воевать с Византией перестали. Одним врагом меньше стало. Вот и хорошо!
А вера народ сплотила и окончательно все племена и княжества в Русь объединила.
Следующая царевна византийская – Софья прибыла к нам, в жёны Ивану III. С собой приданное привезла. С каким-то петухом под мышкой приехала. Когда его развернули, оказалась птичка орлом, да ещё двуглавым. Птичка так понравилась, что сделали её гербом государственным. Пусть смотрит во все стороны, чтобы врагов вовремя примечать и с востока, и с запада, да за порядком следить.
С тех пор, ох и доставалось недругам нашим. Мало, кто далеко к нам заходил. А кто пробовал, тот бит оставался и к себе домой драпал.
Только, вот порядка в стране нашей, как не было, так и нет. Возможно, надо было трёхглавого орла привозить, чтобы одной головой за жуликами присматривать.
Вот такая легенда про вас ходит дорогие мои предки.
Да легенда и не плохая, вовсе вас не порочащая.
Ну, что же вы молчите? Не слышите меня? Да это и понятно. Ну что же, тогда я сам начну искать всё о вас и книгу создавать. Да, да слышу ропот: – О чём писать хочешь. Всё уже написано. Ещё один учебник создать задумал?
Да я и сам об этом задумываюсь, не получилось бы учебное пособие Российской или Военно-морской истории. Но я не просто хочу о вас написать, перечислить и показать ваши достоинства, наших князей. Об этом, пожалуй, всем уже рассказано. Хочу я красную нить протянуть по всему своему повествованию. А вернее голубую нить, правда, так ещё никто не выражал свою мысль. А какой, как не синей цвет выбрать, если я хочу показать, какими мореходами вы были. Как и на чём плавали по морю синему. Как отстаивали своё морское побережье, когда Чёрное море – Русским называлось. Хочу написать, когда и почему вы потеряли выход к нему и, как долго и трудно шли обратно. Как северные моря осваивали, Чукотку открывали. Шли долго, и пришли всё же. Пришли и на берега Балтики наконец-то. И свой флот создали. Сколько же воды утекло, пока это не произошло?
О наших мореходах хорошо написал, как ни странно английский историк, признающий, что русские раньше англичан плавали по морям и дальше заходили на Север и достигали Дальневосточных земель. Это приятно слышать и читать, тем более, когда об этом пишет англичанин. Но был ли флот у славян, у руссов. Некоторые историки пытаются утверждать, что флот зародился до Петра, ещё в средние века и приводят яркий пример, как князь Олег водрузил свой щит на врата Царьграда – Константинополя.
И всё-таки это был ещё не флот в том понимании, которое придаётся этому военному формированию. Да, имея огромное количество рек протекающих по русской земле, имея, таким образом, выход к морю, в первую очередь к Чёрному, люди задумывались, как использовать эти водные магистрали. Как переплыть на другой берег, как пройти по реке к сородичам, а может с товаром сходить к соседям через море. И вопрос решился. Стали строить челны. Челны были примитивны, выдолбленные из одного дерева – однодревки. Но, когда из-за моря приходил супостат, то надо было наказывать его и тогда собирались все челны, на них усаживались воины и отправлялись в военный поход. После похода уцелевшие челны возвращались их владельцам. Такие объединения никак нельзя назвать флотом. Флот это постоянно действующее военное формирование. Именно постоянно действующее, называемое регулярным флотом. Трудно даже назвать дату рождения средневекового флота, так как не было такового. Флот пытался создать Иван Грозный, но попытка не увенчалась успехом. Начал строить флот и Алексей Романов, но тоже неудачи постигли это начинание. И только Пётр Великий после победы при Азове смог назвать своё морское детище флотом, и флотом регулярным, военным. А вот и дата просматривается – 4 ноября 1696 года в селе Преображенском, близ Москвы, Боярская Дума в своём постановлении записала слова, ставшие историческими: «Морским судам быть!»
Вот об этом – о создании русского государства, о борьбе за независимость, нашего народа, за моря, о создании флота и его победы, пишется данная книга.
Начать писание, конечно, надо с появления государственности на Руси. Посмотрим, откуда и зачем пришёл на Русь Рюрик с братьями, да и были ли у него братья или это ошибка в переводе текста летописи. Как правили после Рюрика князь Олег, Игорь и другие. И главное, как они пробивались к морям, что является главной целью данной книги. Всех правителей перечислить не берусь, возьму самые яркие имена – князей воевавших на море, с кем они воевали, куда походами ходили.
И всё же начать хочется с более раннего времени. Немного хочется поговорить о загадочной Гиперборее и о её обитателях –
гиперборейцах. Который уже век твердят о затонувшей Атлантиде. Наконец-то появилась ещё одна, возможно несколько фантастическая теория о Гиперборее, о земле, где жили наши древние предки – славяне. Я-то согласен. Согласен, что это тоже мы – славяне были. Вот с этого и начну свой рассказ.
Готовя книгу, я побывал в Великом Новгороде, куда по приглашению и прибыл Рюрик.
Поездка сложилась славно, побывал я наконец-то в славном городе. Очень милая экскурсовод Мария Михайловна нам всё показала и обо всём рассказывала.
Послушав её, мне захотелось задать ей пару вопросов. Спросил я у Марии Михайловны, кем в Новгороде числят Рюрика? После моего пояснения, что я имею ввиду, она твёрдо ответила – скандинавом. Я выразил другое мнение, что он был славянином и пришёл в Новгород с севера, из северных славянских племён. Из племён с лучшей организацией, так как это у них осталось с генами от гиперборейцев. Мария Михайловна усомнилась в существовании Гипербореи, а о скандинавском происхождении Рюрика не сомневается, так как существуют доказательства, заявила она в заключение. Приведённые слова Л.Н. Гумилёва на неё впечатления не произвели: «По профессии Рюрик был варяг, то есть наёмный воин. По своему происхождению рус».
Спорить было некогда, надо было продолжать экскурсию. Мария Михайловна пожелала мне успеха в развитии моей теории.
Итак, отправимся в Гиперборею.
Свидетельство о публикации №215052000969