Демон. Сцена десятая

Демон в задумчивости сидит на берегу Стикса. Рядом дремлет Цербер, отгоняя надоедливых мух. Вдруг, из тумана показывается плот; кроме Харона на нем Елена и поэт.

Демон
Кого я вижу: наш поэт...
И та, которой нет прекрасней;
Чей взгляд приятен, как рассвет,
Как выстрел снайпера опасен!

Цербер (поднимая голову)
Так вот она! Не вижу я
Какой-то красоты особой...
Когда-то, Демон, ты пленял
Богинь, на все готовых...
Теперь же умудрился ты
В простую женщину влюбиться!

Демон
Ах, друг! Кому нужны цветы,
Коль не пленяют лица
Души глубинной чистотой!
Смеешься? Понимаю...
Я посмеялся бы с тобой,
Вчера... А нынче знаю,
Что лишь теперь я и живу!
А те века былые
Прошли во сне, иль наяву...
Постылые, пустые...

Цербер
Я не смеюсь... Друзей тоска
Лишь подлеца забавит!
Но не кляни свои века, -
Они и счастье знают...

Плот подплывает. Елена машет рукой Демону, не скрывая своей радости.

Елена
Милорд, как рада я теперь,
Как счастлива! Простите,
Что вас отправила за дверь,
Подумав, что хотите
С моим несчастьем поиграть,
И с горем безутешным!
Ни чем теперь не оправдать
Тот вывод мой поспешный!
Теперь я знаю... мне Харон
Сказал, что разрешили
Меня пускать... И свой паром
От мира и до мира
Готов он гнать, что б мне к нему
Добраться... вспомнить... встретить...
А после... снова... в кутерьму
Забот, и в будней ветер...

Демон
Оставьте... Право же, легко,
Мне было все устроить!
До рая – ох, как далеко...
А здесь – не то, что море, -
Лишь реку переплыть – и все!
Уют, спокойствие, прохлада...
И мысль течением несет,
И смерти кланяться не надо...
Ну что, - доволен ты, поэт?
Ты здесь, вдали от сует мира,
Явишь творения на свет,
Достойные пера Шекспира!
А, может, станешь философ –
Покинув мир обыкновенный,
Откроешь радостно засов
Природы – матери нетленной...
Таким, как ты, не испугаться
Просторов времени, - ведь так?
Однако... нам пора прощаться...

Поэт
Спасибо, Демон!

Демон
А... пустяк!
Твори, поэт: сражайся с миром,
Храни его... его люби...
И смерти острая секира
Не заберет слова твои!
Народы, страны и столетья
Впитают их, ты дай лишь срок...
Минуют годы лихолетья,
Устанут войны... Только слог,
В искристом растворившись небе,
Все также дорог будет там,
Где делит жизнь в безумном беге
Любовь с печалью пополам!
Харон, - свезешь меня?

Харон
А как же!
Садись; и час не пролетит,
Как мир живых найдет пропажу,
И солнца светом озарит...
Да и тебе пора, Елена!
Мир мертвых вреден вам, живым...
Иди туда, где перемены
Стяжают старость молодым...
Пройдет лишь год, - и ты готова
Прийти опять, - сказал Аид.
Так будет повторяться снова,
Пока любовь тебя хранит...

Демон прощается с Цербером и садится на плот. Попрощавшись с Еленой, поэт сходит на берег. Плот отплывает, направляясь к миру живых. Елена машет рукой поэту; переполненная чувствами, она ничего не замечает вокруг. Демон подходит к Харону; он полон грусти.

Демон
Ну, вот и все... Настало время
Сводить итог последних дней...
Мое не стало легче бремя,
Я утомился от страстей...

Харон
Но мы с тобою повидались!
Я ради этого готов
Был слушать все твои печали
С терпеньем лучших докторов!
Ты удивил меня, - не скрою!
Любовь... В твои-то, брат, года...
Подобно стойкому герою
Ты с ней сражался!

Демон
Не беда...
Мы все живем, пока мы любим...
Уж так устроено, Харон,
Что мы с тобой немножко люди,
Хотя и вхожи в Пантеон...

Харон (вздыхает)
Ты прав, мой друг... Теперь и прежде,
Не сбросить нам людскую суть:
Любить, обманутым в надежде,
Лишь сердцем выбирая путь...
Но, знаю я, - твоей, печальной
Истории, - не здесь конец.
Ведь путь любовный изначально
Проложен между двух сердец!
Ему не страшны лихолетья,
Интриги, козни, гнев богов...
Пока сверкает в лунном свете
Звезда по имени Любовь!


Рецензии