Тринадцатая тень. Памяти Иосифа Бродского NEW!

 24 мая 2015 года Иосиф Бродский отметил бы свое 75-летие. Выдающийся русский и американский поэт, блистательный эссеист, драматург и переводчик, лауреат Нобелевской премии 1987 года в области литературы, ушел из жизни достаточно рано - без малого двадцать лет назад, но эти годы не стали для него временем забвения. Яркое тому подтверждение - постоянно издающиеся сборники произведений поэта и  монографии, посвященные его жизни и творчеству, а также…загадочный памятник в самом центре Москвы.
...Когда на столицу опускаются вечерние сумерки , а  город озаряется светом ярких уличных фонарей и неоном магазинных витрин, прохожим на Новинском бульваре открывается на мгновение удивительное зрелище. Не всякому дано это видеть, да и длится таинство всего несколько секунд: странная группа бронзовых фигур, покрытых благородной патиной, вдруг словно оживает. Двенадцать угрюмых ликов обретают человеческие черты и устремляют свой взор на тринадцатого собрата. А он, неуклюже засунув руки в карманы помятых брюк, пристально вглядывается в пафосное здание на другой стороне бульвара. Ему кажется, что где-то там, в верхних этажах американского посольства и решилась однажды судьба русского поэта еврейского происхождения, по капризу своему сделавшая его изгнанником на Родине, затем гражданином США, а далее - всемирно признанным поэтом.
Он замер здесь в бронзе в мае 2011 года. Гениальный скульптор Георгий Франгулян подарил столице эту  композицию, тем самым как бы причислив поэта мира к москвичам. Или москвичей приблизив к гению… А ведь юбиляр бывал при жизни в Москве редко, наездами. Широкого отражения в его творчестве Москва не нашла в отличие от родного Ленинграда. Лишь в раннем своем произведении - «Рождественском романсе» он упоминает ночную столицу, Александровский сад, Ордынку и замоскворецкую мглу в предновогодний вечер. Он больше любил Ленинград, невские  каналы и мосты, хотя по жизни своей многострадальной, в которой были и психушки,и аресты, ссылка и высылка, понимал: «Если выпало в Империи родиться,/ лучше жить в глухой провинции у моря»…
Но совсем не по иронии судьбы он обрел свое вечное пристанище на лагунном острове Адриатического моря, на венецианском кладбище Сан-Микеле...
Теперь он единственный современный русский поэт, признанный на мировом уровне безусловным классиком. Оцененный Нобелевской премией на чужбине и увековеченный в бронзе в неродном городе. Поэт ХХ века, о котором издано самое большое количество мемуаров и которому посвящено бесчисленное множество конференций.
…Очереди за вожделенной визой вдоль стен американского посольства - давняя особенность Новинского бульвара. И люди, суетящиеся здесь уже не вызывают удивления у прохожих, лишь у некоторых - зависть. Привыкли мы и к бронзовому поэту, на фоне двенадцати безликих плоских фигур взирающему на мир поверх толпы. А он своим грустным скульптурным обликом, да и реальной непростой судьбою, словно стремится всем нам напомнить, что зачастую и любовь, и надежды бывают призрачны. Но мы, вопреки всему, продолжаем здесь и сейчас верить: «как будто жизнь начнется снова, / как будто будет свет и слава, / удачный день и вдоволь хлеба, / как будто жизнь качнется вправо, / качнувшись влево »...

Миниатюра будет опубликована в газете Правительства Москвы "Тверская,13" в субботу, 23 мая на 7 полосе.

Фото Василия Грачёва

КСТАТИ:
В галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Тропой языка. К 75-летию со дня рождения Иосифа Бродского».
Экспозиция представляет собой объемный путеводитель по творческой биографии Иосифа Бродского и охватывает все периоды его жизни. Здесь раскрываются три главные темы поэта – время, пространство, язык. Проект «Тропой языка» позволяет зрителю пересечь вместе с поэтом особую территорию, в пространстве которой формируется новейшая социальная реальность, ее критические состояния, открываются планетарные связи культуры и намечаются основные контуры вступившей в третье тысячелетие цивилизации. Она начинается с глубоко личных «измерений» жизни поэта, с его ленинградской коммунальной квартиры, с простого шкафа, где быт, его регулярность и его традиции превращаются в священную историю. Документы, фотографии, рисунки поэта собирают в своих естественных свидетельствах вектора судьбы Иосифа Бродского, его творческую память, рождение его языка как метафорического мышления, как назначения человека. Через повседневность, через «ближний» мир зритель оказывается в пространстве уникальных поэтических координат, в Венеции Иосифа Бродского, в центре его размышлений о возвышенных смыслах культуры, где, по выражению поэта, «мы служим красоте». Проникновенные работы Сергея Берменьева, фотообъекты Татьяны Кроль, магический мир фотографий Льва Мелехова, акустические видеоинсталляции Владимира Тарасова и Сергея Катрана, лайтбоксы Алины Максименко, текстовые образы Владимира Наседкина, кинематографические монтажные фразы Андрея Хржановского привносят особую феноменальность в речевое говорение Иосифа Бродского, в утверждение его смыслов и разглядывание зарубок на лесных тропах его поэзии.
Выставка, как борхесовский сад расходящихся тропок, предлагает зрителям пройти свой путь познания Иосифа Бродского и восполнить пробелы в общей с ним биографии, где Бродский – проводник, экскурсовод, посредник и паломник в страну новой художественной реальности.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.