Праздник, который всегда с тобой

Если тебе повезло и ты в молодости
пришёл поработать в самодеятельный театр,               
то чем бы ты ни занимался потом,
он до конца дней твоих останется в тебе потому,
что театр – это праздник, который всегда с тобой.
             (рассуждения почти как у Хемингуэйя)


          По причинам вполне убедительным для автора, многие события, люди и наблюдения не войдут в этот очерк. Некоторые из них останутся между строк, а другие известны всем, о них уже сказано и, без сомнения, будут говорить, писать ещё.
         В апреле в Народном театре проходил творческий вечер актрисы Евгении Максаковой. Торжество было посвящено нескольким людям, имеющим прямое отношение к центральному событию – 40-летию жизни на сцене Евгении Ивановны и 75-летию со дня её рождения. Глава города, представители отдела культуры администрации открыли вечер поздравлениями. 
          Обычно после сыгранной сцены, эпизода или всего спектакля, уйдя за кулисы, актёру нужно время и усилия, чтобы вернуться из образа обратно в себя. Легко и просто это не получается. Необходимо что-нибудь сделать: обняться с доброжелательным зрителем или остаться одному; если есть силы, попрыгать, покружиться, или, посмотревшись в зеркало, скорчить себе рожу (извините за подробности). Иногда нервное напряжение снимается смехом, слезами, криком. Возникает потребность помолчать либо, наоборот, много говорить. Потом, уже спокойно можно переодеться и продолжить обычную жизнь.
          Какие чувства испытывала Евгения, когда и как перестраивала свою нервную систему, перевоплощаясь в считанные секунды из одного образа в другой, проигрывая противоположные характеры или, что ещё труднее, меняясь не столь значительно?! За один час она представила 7 любимых своих героинь: Екатерину-П из спектакля по пьесе А.Толстого «Любовь – книга золотая», пенсионерку из пьесы советских времён Б.Рацера и В.Константинова «10 суток за любовь», жену почтмейстера Сандырёва из «Счастливого дня» А.Островского, старуху Шапокляк из детской сказки Г.Успенского, молодящуюся актрису Мельпомену Акакиевну Гнедых из спектакля «Ах, Театр» по мотивам Чеховских рассказов, знаменитую госпожу Мерчуткину из «Юбилея»,  и, наконец, мадам Карлье из комедии «Блез» французского писателя К.Манье.
          Для собравшихся зрителей-поклонников время летело насыщенно. Между сценками они слушали рассказ о юбилярше – жительнице города с 1955 года, младшем научном сотруднике НИИ, отзывчивом человеке, верном друге, жене, матери и бабушке. Режиссёр театра поведал о Евгении, как актрисе со стажем, работающей на сцене с не иссякающей энергией и всегда «рвущейся в бой». Слайд-шоу вернуло участников праздника в прошлое. И тут же стало понятно, что оно не менее живо, чем было. Звучала весёлая, зажигательная музыка, будто вторя характеру виновницы торжества. В конце посыпались шуточные, как принято в творческих коллективах, поздравления друзей, но, по сути, абсолютно на полном серьёзе характеризующие творчество Женечки. И цветы! Поцелуи, объятия! Аплодисменты! Всё означало признание. Ни оно ли нужнее всего актрисе?!
 
                Источник жизни

          Всего Евгения Максакова в драмколлективе, ставшем Народным театром, сыграла порядка 60 ролей для взрослых и детей.
         - Меня никто не привёл, сама пришла, своими ногами, - шутит актриса. Как известно, жизнь – полосата, словно тельняшка, а люди качаются на её волнах, то, погружаясь в пучину, то выныривая. Вот в 1965 году, увидев сентябрьскую афишу с приглашением в самодеятельный театр, Женя и решила  окунуться в новую для неё заманчивую театральную жизнь.
          Репетировали «Божественную комедию» И. Штока. Роли были уже распределены. Но в свите дьявола оставалось свободное местечко, которое с энтузиазмом заняла новенькая актриса.
          На первом занятии Женя познакомилась с Валечкой Свистуновой и подружилась на всю жизнь. «Божественную комедию» почему-то тогда так и не поставили, зато сделали полностью свой (и сценарий тоже) спектакль, который на Всесоюзном фестивале драматических коллективов в 1967 году занял 1 место, принёс авторам (И. Ровнягину, В. Личидову) и исполнителям звания лауреатов, а театру – Народный: «10 дней, которые потрясли мир» по книге Дж. Рида. Максакова в нём сыграла сразу несколько ролей. В работе над образами своих героинь она почувствовала великое значение партнёров.
          В 60-е годы в НИИ часто проходили смотры художественной самодеятельности, в ходе которых состязались таланты всех управлений. Одной из выдающихся блистала Евгения Королькова. Её девиз: «Кураж»!

                Источник энергии

          Однажды перед началом спектакля выяснилось, что испорчена электроразетка на сцене, и нельзя включить магнитофон. Возникла паника. Сразу добавлю, что неисправность быстро устранили. Но все, не смотря на напряжённость обстановки, искренне долго смеялись над шуткой одного из актёров:
          - Выход есть – подсоединить шнур к Максаковой.
В любых обстоятельствах энергии Жени, как электростанции, хватило бы, например, на освещение целого города, а не то, что на работу одного магнитофона.
 
                Источник тепла

          В доме, где мы жили с маленьким сыном, было печное отопление. Придя вечером на очередную репетицию, я посетовала на невозможность достать дров. Поздно вечером все разошлись по домам. Но не Женя. Помню, она решительно повела меня на какую-то стройку и заявила строителям, что они должны отнести ненужные деревяшки по указанному адресу, «потому что там замерзают люди с ребёнком». Строители, немного растерявшись от Жениного напора, но благодаря нему же, выполнили  просьбу. До поступления новой партии дров мы были согреты Жениным теплом.
 
                Источник упорства

          В театральных кругах издавна рассказывают такой анекдот. При постановке спектакля режиссёр учит актёров, делает им замечания, поправляет, переставляет… И те послушно выполняют его указания. Однако после премьеры режиссёр в ужасе восклицает: «Как же так! Вы играли не так, как я велел!». На что довольные актёры ему отвечают: «Мы тебе на репетициях не мешали, а ты нам на спектакле – не мешай». Над этой байкой я всегда смеялась, но удивлялась. Познакомившись с манерой поведения на сцене Евгении – перестала. Вот уж, поистине, она – сама себе режиссёр!
 
                Источник творчества

          А вообще в Народном театре – много разных имён, все по-своему хороши. Главное, (я ответственно заявляю как участник) нас объединяет одна на всех идея: создавая спектакль, получать удовольствие от удовольствия, доставленного зрителям. Помните, как в «Мимино». «Если тебе будет приятно, - говорил товарищ Хачикян, - то и мне будет приятно. А если мне будет приятно, я тебя так довезу, что и тебе будет приятно».

         ... Итак, этот сезон в Народном театре скоро закрывается. До новых встреч в следующем с вами расстаются Народные артисты!


Рецензии