1. Современные старцы Горы Афон

Архимандрит Херувим (Карамбелас). Современные старцы Горы Афон
Перевод с греческого и английского
Русский текст Вячеслава Марченко


Автор посвящает свой труд
истинным подвижникам – “воинам”
святого монашеского послушания.


Содержание:

Предисловие к первому изданию на русском языке иеромонаха Герасима (Ильина)

Слово основателя и игумена Свято-Германовской пустыни в Платине, в Северной Калифорнии (США) старца Германа об Афоне и об издании трудов отца Херувима.

Об авторе и его книге

Предисловие автора



Предисловие к первому изданию на русском языке

Классическое произведение современной духовной литературы "Современные старцы Горы Афон" знакомит читателей с истинными подвижниками святой жизни нашего времени. Отец Херувим рассказывает о тех богатырях духа, которые сформировали нынешний духовный климат Святой Горы. Эта чудная книга представляет собой замечательное введение к богатой литературе об афонском подвижничестве и духовной жизни.

Труд отца Херувима обращен в первую очередь к молодежи с целью показать, что Православие еще живо, живо монашеское подвижничество. В настоящее время большинство из двадцати монастырей на полуострове, известном как Гора Афон, переживают период стабильного роста. С конца 1960-х годов многие обители вернулись к здоровому общежительному уставу; здания ремонтируются и перестраиваются, старые фрески засияли в первозданной своей красе, бережно сохраняются бесценные книги, столь важные для духовной жизни о Боге. И молодые люди, жаждущие богообщения, находят на Афоне желаемое.

Афон знает многих святых, имеет их и сейчас. Гора эта не зря и сегодня называется Святой. Когда, с 1965 года, монашеские устои на Афоне были поколеблены, отец Херувим принялся за бесценный труд свой, желая показать, какой должна быть жизнь о Боге. Начал он с жизнеописания своего собственного Старца и духовного собрата – отца Иоакима, с которым подвизался в скиту Праведной Анны. Следующие семь глав повествуют о старцах, ставших уже всеобще известными и чтимыми к тому времени, когда отец Херувим прибыл на Гору Афон. Жития старцев Филарета и Герасима составлены отцом Иоанникием, учеником и продолжателем трудов отца Херувима, написаны после смерти последнего (в 1979 году).

Из этой книги читатель сможет узнать лишь о немногих богоносных старцах. Нам, знающим из современных афонских подвижников лишь старцев Силуана, Савву Нового и Феодосия Карульского, может показаться что святые – это редкие исключения из множества исповедующих Православие. Но каждый из нас призван ко спасению, к святости. И на Афоне было и есть множество старцев святой жизни, подобных отцам Силуану, Савве Новому, Феодосию Карульскому. Мало кто знает в миру о других современных подвижниках Святой Горы, чьи жизнеописания еще ждут публикации. Назовем сейчас лишь некоторых из них: старец Георгий Хиландарский († 1972), старец Аввакум из Лавры († 1978), праведники Румынских скитов, слепой старец Михаил из скита Праведной Анны († 1952), старец Иосиф Пещерник († 1954), Святые Двенадцать (на Горе Афон существует традиция Двенадцати Святых – избранных старцев-отшельников, по числу Апостолов, живущих неизвестными миру и неизвестными даже другим афонским монахам. Когда умирает кто-либо из них, без всякой огласки в их число призывается другой для продолжения подвигов предшественника. Нам это поведали старцы, свидетельствовавшие о том, что они неожиданно получали такой призыв, но в смирении и страхе Божием отказались).

Духовные чада старца Иосифа Пещерника увеличились числом своим, и сейчас наполняют собой монастыри Дионисиат, Ксиропотам, Филофей, Костамонит и – с 1988 года – Ватопед.

В последние годы некоторые монастыри переживают время подъема благодаря притоку на Гору на послушание некоторых православных братств извне и духовному руководству нынешних игуменов. Ввиду очевидного увеличения числа монашествующих и улучшения состояния сооружений необходимо отдать должное тем людям, которые послужили своими талантами этому. Архимандрит Херувим принадлежит к этим бытописателям многовекового афонского подвижничества.

 

Но, кажется, что стоит упомянуть и о том, что вопрос об общем современном духовном здоровье Афона остается трудным и закрытым. Упомянуть ввиду спорных вопросов, которые могут быть известны некоторым ревнителям традиционного Православия, могут быть подняты современными исповедниками, если таковые найдутся. В частности, можно слышать критические высказывания о введении и использовании телефонов на Святой Горе, о нетвердости, проявляемой порой при навязывании нового календаря, о прокладке новых дорог и использовании больших грузовиков, тогда как прежним подвижникам достаточно было и мулов, об изгнаниях и преследованиях исповедников, о расчистке и вырубке лесов, о молчаливом непротивлении нововведениям Вселенского Патриарха, об использовании электричества и пестицидов. Попираются устои монашеской жизни, основанные первоначально на отвержении мирского образа мышления, на которых возросли многие святые. Эти устои становятся столь хрупкими, когда есть угроза прерывания традиций таких отцов, о которых рассказывает и эта книга отца Херувима. Сегодня жизненно необходимо знать, ценить и благоговейно преклоняться пред чистыми и простыми старцами Святого Афона.

Отец Херувим рассказывает об их духовной жизни, но опускает многое негативное, чтобы сохранить у читателей возвышенное настроение. Но, думается, что православным сейчас необходимо знать и о плохом, чтобы выжить. Богоборческий дух века сего проникает и на Святую Гору. Описывая лишь то, что прямо касается исповедничества афонских старцев пред обновленческими иерархами и священниками, озабоченными своими успехами в мирской жизни, отец Херувим недоговаривает многое. Факт ссылки отца Иоакима на остров Скопелос в конце 30-х годов, события, в результате которых архимандрит Афанасий был отправлен на покой в 20-х годах, письмо старца Даниила о церковной реформе, выдающееся положение старцев Каллиника и Игнатия в движении исповедников в 20-е годы, жестокие гонения на афонские монастыри со стороны Вселенского Патриарха-экумениста в годы жизни отца Саввы во время русско-турецких столкновений и раскол в общинах исповедников – это все события, которых отец Херувим предпочел лишь слегка коснуться. Описывая жития рабов Истинного Бога, автор, возможно, считал эти события болезненными ранами, шрамы от которых еще слишком свежи, чтобы касаться их, или же посчитал их просто рябью, затуманивающей зеркальную поверхность воды в гавани Православной веры, и он предпочел вместо разговора об этом направить наши взоры к Богу, Который творит чудеса в святых Своих.

 

Первоначально написанная на греческом языке, книга эта впервые выходит на русском. Она имеет большое значение для пробуждающегося чувства прекрасного среди верных Богу сегодня. Есть внутренняя красота и доброта в этих простых Старцах, бывших сокрытыми в течение многих лет от русских православных. В них есть глубина духовного знания, неведомая светским авторам. Это не пустые, злобные и развращенные герои современной мирской литературы, но могучие современные герои, люди с прекрасными душами, которые через двадцать веков христианства все еще остро воспринимают смысл жизни в спасении Иисусом Христом. Автор не размышляет сухо о вере и разуме, напротив, теоретическое знание о духовной жизни ярко иллюстрируется им повседневной жизнью этих людей. Самые трудные духовные научения об аскетизме и ведении Бога рассматриваются практически, примерами жизни этих новых светочей.

"Современные старцы Горы Афон". Эта книга будет существовать в русской литературе как книга, внушающая любовь к Святой Горе. Многие другие книги предлагают богатую и редкую информацию, но эта рассказывает о ежедневных делах и событиях жизней афонских подвижников. Различные путеводители предлагают информацию, иллюстрирующую, как живут монашеские общины, но они не в состоянии передать нам, чем живут монахи, что такое монашеский подвиг.

Большой ценностью этой книги является то, что она говорит о Рае, раскрытом для всех людей, о любящем Боге, призывающем чад Своих, возвращающихся к Нему в этот одиннадцатый час. И вот пожелание издателей книги архимандрита Херувима (Карамбеласа) "Современные старцы Горы Афон": войти в Чертог Брачный, прежде чем затворятся двери, чтобы никогда уже не открыться.

Иеромонах Герасим (Ильин)



Слово
основателя и игумена Свято-Германовской пустыни в Платине,
в Северной Калифорнии (США)
старца Германа
об Афоне и об издании трудов отца Херувима.


Старцы, о которых говорится в этих книгах, были исповедниками "старого" церковного календаря, ревностными подвижниками и стояли твердо пред распрями, бушующими на Горе Афон, как и во всем православном мире. Нельзя умолчать об этом факте пред памятью сих современных героев духа, ибо их защита традиционных ценностей оказывает поддержку тем, кто и сегодня сталкивается с теми же искушениями.

Конечно, таких аскетов на Афоне было и есть намного больше, но иные ждут еще своих биографов, переводчиков и издателей. Так например, отец Игнатий Болгарин, о ком говорится в этой книге, имел русского ученика необычайно высокой духовной жизни – отца Феодосия Карульского, чей келейник и сотаинник отец Никодим был многие годы моим афонским старцем. Когда я впервые увидел в Греции книги отца Херувима, то сразу же понял необходимость сделать их доступными для православных, не знающих греческого языка. Эти тексты, словно хлеб насущный, более многих других необходимы изголодавшемуся духовно современному человеку, и чудо все еще живой в наше время Горы Афон – превосходная печь, выпекающая такой хлеб.

Давно издатели этой книги об афонских старцах мечтают напечатать книгу о русских отшельниках XX века, подвизавшихся в Карули – самой суровой пустыни Афона, чей пример и вдохновил Братство преподобного Германа Аляскинского переехать в пустынную сушь калифорнийской глуши. В самые первые дни моего обращения в Православие смиренный монах монастыря Святой Троицы в Джорданвилле иеродиакон Владимир дал мне адрес одного отца на Афоне, сказав, что каждый истинный сын Святой Руси должен всегда поддерживать связь с кем-либо из афонских монахов, посылая им пожертвования и прося их молитв о живущих в миру. Он сказал еще тогда, что монахов, живущих высоко на Святой Горе, близко к Богу, Господь скорее услышит, чем нас, страждущих в миру, в гуще этого мира. Дав мне имя и адрес отца Никодима, сказал, что с этим монахом особенно хорошо было бы переписываться, потому что у него есть редкие книги с жизнеописаниями Отцов Церкви, и он мог бы высылать их, а ему самому хорошо бы посылать немного денег, которые он будет передавать на нужды отшельникам. Таким монахам нужно очень мало для поддержания жизни, а их молитва и наставление способны внушить верное понимание духовной жизни, научить искусству молитвы и преподнести духовное богатство православному христианину нашего времени. Я внял этому совету, будучи тогда неофитом-подростком: послал отцу Никодиму письмо, в котором просил его молиться обо мне, живущем в шумном и изобильном гедеонском обществе материалистической Америки, и наставить меня на путь духовный.

Тогда, узнав о монастырях, я ясно понял то, что влекло мою душу. Спустя очень короткое время после этого получил от отца Никодима маленькую добрую записочку и икону святого – моего небесного покровителя. То было первое мое сообщение с Горой Афон!

Вскоре пришла и первая посылка – с полным собранием сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Пришла как раз тогда, когда я испытывал особенный духовный голод, читая, не насыщаясь мудростью Отцов Церкви. С жадностью познакомился с первым томом великих сочинений одного из самых выдающихся Отцов современности – святителя Игнатия. Тогда я открыл для себя мир духовной реальности на уровне классической литературы. Со страниц произведений святителя Игнатия (Брянчанинова) в мой внутренний мир вошел дух Горы Афон. Впечатление от писаний Святителя было настолько сильным, что после часов общения с возвышенным, благородным повествованием этого аскета XIX-го века мир века XX-го не стал для меня отвратительным, как я опасался, но напротив – понял я ясно, в какое время живу, что значит отступление от истины и что такое путь православного христианина – путь в Рай через ад современного нигилизма, который так хорошо описал святитель Игнатий.

Отец Никодим присылал мне тома бесценной духовной литературы: полное издание "Добротолюбия" святителя Феофана Затворника, двенадцать томов отца Никодима "Русские отшельники XVIII-го и XIX-го веков", напечатанные на Горе Афон, труды святителя Тихона Задонского и многое другое. Эти книги не просто расширили духовный горизонт православного мировоззрения, но, казалось, душа вдохнула воздух Святой Горы. Годы шли, я сильнее и сильнее привязывался к отцу Никодиму. Мир его книг все более усиливал жажду афонской мудрости. Я посылал немного долларов в качестве пожертвований, а взамен получал открытый путь в Рай. Но самому отправиться паломником на Афон было слишком дальней перспективой, требовавшей очень много денег. Для бедного студента колледжа идея поехать на другую сторону земного шара была немыслимой. Но утешался мыслью, что мой Афон был прямо в моей комнате на тихой улице Бостона.

Когда получил от отца Никодима оба тома "Афонского патерика" и почти полный комплект журнала "Душеспасительные собеседования", что издавал монастырь святого Целителя Пантелеимона с 1870-х по 1914 год, то пред умственным взором моим предстал целый сонм афонских святых от самого начала святогорской истории около тысячи лет назад до современности, включая людей здравствующих еще на момент издания журнала. То были современные аскеты, ведшие такой же образ жизни, как и подвижники тысячу лет назад. И в моем понимании отец Никодим занял место одного из них. Души их, казалось, были настолько родственными, что отличались лишь немногим. Они жили на одних и тех же склонах и скалах, доступных только птицам и обитателям пещер, и я видел отца Никодима одним из них, как в действительности и было.

Десять лет спустя я получил письмо от него и еще одно от его духовного сына, отца Ростислава из Австралии, с просьбой перепечатать отдельные отрывки из духовного дневника старца отца Никодима – схимонаха Феодосия, в течение многих лет подвизавшегося в Карули, на южном склоне Святой Горы. Я охотно взялся за труд напечатания рукописных писем, отправлявшихся некогда в Австралию. К сожалению, частью они были повреждены водой, размывшей чернила, и разобрать бывало очень трудно. Текст был написан на очень хорошем, даже изысканном языке, но местами не поддавался прочтению. Однако то были лишь копии. Оригиналы же, с которых скопировал их во время Второй Мировой войны отец Никодим, все еще хранились у него самого, не желавшего с ними расстаться. Уточнить многочисленные неясности в письмах было нереально, и поэтому, закончив перепечатку рукописи, я был вынужден лично отправиться на Гору Афон для сверки текста с оригиналом. Между тем, под влиянием книг, полученных со Святой Горы, у меня появилось желание монашеской жизни. Но этому препятствовали миссионерские труды по распространению печатного слова. Однако выход из такого положения был найден: я основал Братство, что позволило не только издавать православную литературу, но впоследствии создать также собственную пустынь в Северной Калифорнии – в местности, напоминающей Гору Афон. Там, в тиши платинских гор, совместно с другими братиями, мы начали издавать тексты о православном аскетизме, предназначенные для современных богоискателей.

Итак, когда я закончил работу над рукописью, созрело решение отправиться на Святой Афон – я мечтал об этом двадцать пять лет. И Господь даровал мне незабываемое паломничество к отцу Никодиму, ставшему уже к тому времени моим духовным наставником.

На Афоне я провел светлую седмицу. Побывал в большинстве монастырей святогорских, служил в моем любимом скиту святого пророка Илии, основанном преподобным Паисием, провел незабываемое время с дорогим моим отцом Никодимом, трудясь над чудным духовным дневником его Старца – истинного подвижника нашего времени отца Феодосия Карульского. Зная, что в этой жизни мы больше не увидимся, мой дорогой старец Никодим дал мне бесценные духовные советы, подарил несколько ящиков с рукописями, которые администрация Горы Афон милостиво позволила вывезти, и в минуту прощания укрепил мой дух трогательным поучением. ...Вскоре после этого он отошел ко Господу, а перед этим умер и его келейник отец Серафим, оставив в сердце моем не чувство потери и гнетущей пустоты, но наоборот – чувство того, что я обогатился, став наследником хотя бы части их духовных сокровищ.

Отец Никодим дал благословение нашему Братству на основание женского скита блаженной Ксении, передав матушкам свою мантию и камилавку, дабы в воздухе Северной Калифорнии повеяло духом Афона.

По пути обратно, остановившись в Пирее, я искал в магазинах православные книги о современных афонских старцах, ведь старец Феодосий знал великих подвижников. И был приятно удивлен, обнаружив труды архимандрита Херувима "Современные старцы Горы Афон". Сразу же было принято решение сделать перевод с греческого языка, дабы стали они доступными молодым ревнителям монашества, не знающим греческого, о которых все эти годы молился отец Никодим и о которых думал, когда дал мне благословение на создание женского скита в глуши Северной Калифорнии. И именно сестры этой обители сделали перевод на английский трудов отца Херувима. Мы просим наших читателей молиться не только о упокоении души отца Херувима, но и о здравии тех, кто потрудился над переводом и изданием "Современных старцев Горы Афон".

Игумен Герман (Подмошенский).



Об авторе и его книге

Автор книги "Современные старцы Горы Афон", архимандрит Херувим (Карамбелас) родился в 1920 году и был крещен с именем Георгий. Еще до его рождения отец его погиб на греко-турецкой войне в Малой Азии, и место отца в его жизни занял дядя. Дядя дал строгое, даже суровое воспитание. Мальчику было четырнадцать лет, когда в душе созрело желание монашеской жизни – и именно на Афоне, благодаря жизнеописаниям двух афонских монахов – отцов Паисия и Хрисанфа. Несмотря на неодобрение и всяческие препятствия со стороны мамы и дяди, зерно вдохновения, уже посаженное, проросло через несколько лет: созрело твердое решение провести оставшуюся часть жизни монахом на Святой Горе Афон.

С этим намерением в августе 1938 года восемнадцатилетний Георгий втайне от всех сел на корабль, который по пути в Фессалоники должен был сделать остановку в Дафне – в порту Святой Горы. Прибыв, наконец, на святой полуостров, он совершил паломничества по разным местам: побывал в Карее – столице Афона, в скиту Праведной Анны, в Кавсокаливии, в румынском скиту св. Иоанна Предтечи, в Лавре и в монастыре Дионисиат. Хотя Дионисиат, и особенно один из его добродетельных монахов – старец Лазарь, очень его привлекал, он все же решил вступить в каливу Рождества Богородицы скита Праведной Анны. Строгий, но любвеобильный старец этой каливы, отец Георгий, и братия (жизнь одного из которых, старца Иоакима, описывается в первой главе книги "Современные старцы Горы Афон") жили в той атмосфере духовной, которую искала юная душа: строгие требования в сочетании с большим вниманием к его духовному развитию, и постоянные примеры святости.

 

Настоящее издание книги "Современные старцы Горы Афон" – перевод с английского перевода Братства преп. Германа Аляскинского и Валаамского Общества Америки. Следует сказать, что стиль языка отца Херувима – возвышенный и трогательный, и, вместе с тем, по-детски простой, трудно поддается дословному переводу. Посему при редактировании главным было желание не столько передать букву, сколько дух этого творения.

 

Как показывает эта книга, чистая душа Георгия запечатлела живые, неискаженные образы подвижников, встречаемых им, жизнь их, наблюдавшуюся им, и это осталось навсегда в душе его, и его талант писательский позволил столь ярко передать все другим.

Георгий пробыл послушником в скиту Праведной Анны более двух лет, затем был пострижен в великую схиму и наречен отцом Херувимом в благоговейную память Исихаста в скиту св. Василия, которого он почитал. Постриг был совершен в пещере св. Афанасия 14 октября 1940 года.

Несмотря на желание всю жизнь прожить на Афоне, отец Херувим вынужден был из-за тяжелой болезни покинуть Святую Гору в октябре 1942 года и обосноваться в Афинах. Ему суждено было лишь раз еще побывать на Афоне, несколькими годами спустя, чтобы навестить отца Иоакима на смертном одре. Он основал святой монастырь Параклет (Святого Духа – Утешителя) в Оропосе, вблизи Афин и ввел в нем строгий афонский устав. Был он игуменом этого монастыря до самой своей смерти 22 августа 1979 года. Монастырь этот издает православную литературу, что сегодня в Греции – из самых душеполезных, доступных и вдохновляющих (некоторые из них – суть переводы на греческий классических произведений русской духовной литературы). Книги эти пропитаны истинной православной духовностью: цветы, возросшие из семян афонского монашества, упавшие на добрую почву души отца Херувима во время его относительно короткого пребывания на Святой Горе.

Душа его во всю жизнь стремилась на Афон, который он так ясно и с такой любовью помнил, но несомненно, что жизнь его прошла согласно определению Божию – к нашей большой пользе, – что он оставался там, где удобно мог другим поведать о своих идеалах афонского монашества, в монастыре, им основанном – через напечатание трудов своих. Мы уповаем, что труд отца Херувима, выходящий сейчас на русском языке, принесет плод, достойный заложенного в него.

 

Предисловие

Гора Афон – это особая земля, на полпути между Небом и землей. За последние 1 300 лет она заняла особенное положение среди всех других стран на земле; образ жизни на Афоне не подчинен мирским законам. Афон населен мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить мир; они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Благодаря многотерпению и ежедневным подвигам, они находят искомое и живут так, имея величайшее сокровище. И сокровище это – этот кусочек Неба – сохраняют до конца земной жизни.

На Святой Горе мужи те ведут новую жизнь – жизнь, дающую им предощущение будущего блаженства. Души их вдохновляются мыслью о вечности, которая, словно вечная весна, ободряет и утешает, когда становится по-зимнему тяжело. Вдохновленный чудом подвижнической жизни на Горе Афон, автор стремится разделить свое вдохновение с теми людьми, у кого не было возможности лично встретить Старцев святой жизни.

Книга "Современные старцы Горы Афон" написана с целью показать духовных подвижников, подвизавшихся на Святой Горе в первой половине XX века. Некоторые из них пребыли на Афоне до конца жизни, другие, после многих трудов там, продолжали свое служение за пределами Афона. Жизни их свидетельствуют о том, что и в наши апостасийные времена есть истинные подвижники, ведущие великую духовную брань.

Вместе с тем, книга эта должна рассматриваться как плод глубокой благодарности автора тем святым и смиренным Отцам, давшим ему и продолжающим давать бесценные дары. Сейчас, когда выходит книга, лишь их любимые и незабвенные лики придают ему силу и даруют утешение, хотя сами они так далеко...

Архимандрит Херувим,

июнь, 1968 г.


Рецензии