Знакомьтесь - я ваш страх. 1

ЗНАКОМЬТЕСЬ – Я ВАШ СТРАХ!

Ранний зимний вечер. Сумерки спустились как всегда незаметно. Казалось, только что был день, свет – и вот уже темнота вступает в свои права.
Я сижу в комнате наверху, в своем любимом кресле – и стараюсь ни о чем не думать. Я ожидаю своего неизменного гостя, и уже предвижу его появление. По отдельным признакам могу сказать – он близко.
Кожа покрывается пока еще не потом – но тонкой липкой пленкой. На лбу – легкая испарина. Дыхание с каждым циклом учащается. Мысли, словно испуганные птицы в клетке, мечутся по кругу. Сердце перестало наполнять сосуды уверенными толчками и отчаянно трепещет.
Тело первым встречает этого непрошенного гостя – мой СТРАХ.
Он имеет множество обличий. И я долгие годы, слой за слоем, исследовал его содержимое. Подобно луковице, снятый со слезами слой открывал следующий. Казалось, этому не будет конца. Иногда рождалась иллюзия победы – чтобы смениться горечью поражения. Достаточно регулярно подкрадывалась "смелая" мысль покончить все одним махом – чтобы вызвать еще один приступ страха – а что же дальше?
Результатами своего исследования я и хочу поделиться с Вами, ибо глубоко убежден на основании собственного опыта – каждый человек носит в себе подобную луковицу, и каждого посещает этот гость.

Внешний пришелец
Эпизод первый. В крупном городе обеденное время. Лето, жарко и люди продавливают эту пелену своими уставшими телами. У меня встреча в самом центре. Я уже вижу своего визави, когда воздух буквально сотрясается от мощного взрыва. Где-то совсем рядом.
Человеческая масса, получив впрыск адреналина, приходит в движение. Многие тянутся ТУДА, но есть и бегущие ОТТУДА. Словно по команде, в руках абсолютного большинства оказываются мобильные телефоны. Это первая волна воздействия страха – шок. Настоящие последствия скажутся позже. Если бы не второй взрыв. Чуть тише и дальше – но громкость уже не нужна – достаточно самого факта.
Вот здесь уже можно наблюдать, как сходит тонкий слой цивилизованности, уступая место первобытному ужасу.
Движение остановлено. Все больше милиции – но на лицах та же растерянность. Первые новости из Инета – взорвалась бомба в урне для мусора на трамвайной остановке. Есть пострадавшие. Второй взрыв чуть дальше – и тоже в урне. И еще десяток подтвержденных и не очень взрывов.
Урны становятся ключевыми объектами внимания – люди видят в них явную угрозу. Мобильная связь, не рассчитанная на такую запредельную нагрузку, отказывает.
Первый шок от произошедшего явно сменяется липким ужасом перед собственной беззащитностью. Лучших условий для изучения своего страха трудно придумать.
Безотчетное желание бежать и спрятаться. Это от животного.
Острое чувство несправедливости преждевременной смерти. Это уже от человека.
И ясное наблюдение происходящих во мне самом процессов – это от сущности.
Что победит? Что одержит верх? Ответ неоднозначен – и никогда нельзя сказать заранее о себе – "Я выдержу, я не собьюсь в панику и ужас". Неизвестно. Еще за секунду до первого взрыва все эти люди были совершенно обычными – со своими заботами, делами, радостями и страданиями. Но миг Страха может все изменить.
Второй эпизод.  Пройдя через многое, и особенно пять лет заключения в СИЗо, я пребывал в уверенности, что уже готов ко всему. Но это ощущение формировалось на уровне интеллекта – а страх "думал" совершенно иначе.
Обычный день, десять утра. Пишу книгу. Звонок. Спускаюсь к домофону, а на экране... больше десяти милиционеров. И таки екнуло в груди! Сын пошел разбираться – оказалось, на соседней улице убийство, и проводится подомовой опрос. Все понятно. Но почему сердце оборвалось?
Замечательный урок. Сначала посмотрим на интеллектуальную сторону события. Никогда и никого не придут арестовывать десяток милиционеров в форме. Это глупо. Далее. Даже если пришли арестовывать – страха-то ведь нет. Все известно, никаких проблем. Но вся эта логика даже не успела появиться на свет – сработало что-то быстрое и взрывное, на уровне инстинкта. Мой родной страх. Именно он использовал ситуацию, чтобы прорваться наружу.
Третий эпизод. Живу недалеко от папы. Его возраст достаточно преклонен, а насыщенная различными событиями жизнь, и особенно переживания последних лет, сильно пошатнули здоровье. У нас традиция – созваниваться рано утром. День еще не начался, и мы говорим друг другу какие-то совершенно простые слова – но это стало очень важным. Конечно, бывают сбои мобильной связи – но для таких случаев есть старый добрый стационарный телефон.
Одним теплым летним утром несколько моих звонков остались без ответа. Выждал пяток минут – картина не изменилась. Стационарный так же беспристрастно выдает длинные гудки.
В этот момент начинает подкрадываться страх. Первая попытка: Что-то случилось. Как только впустил эту мысль, страх всем своим арсеналом врывается в сознание. Вечером папа жаловался на недомогание.... А вдруг!
Симптомы известны – паника. Хорошо, что идти максимум пять минут. И вот эти-то пять минут растягиваются в вечность – причем вечность адскую. Последние ступени даются с огромным усилием, а к двери вообще не хочется подходить.
За эту короткую дорогу начальное мимолетное допущение выросло практически в уверенность – вплоть до слез на глазах, отчаяния и горечи. При этом ведь нет никаких предпосылок для предпочтения отрицательного сценария – с таким же успехом папа мог и просто крепко спать...
С трудом заставляю себя звонить в дверь. Тишина. Потом шаги. Так и есть – он наконец-то хорошо выспался. Извиняется. А меня медленно отпускает страх.
Во всех этих примерах – а каждый из вас мог бы привести их множество – страх выступает якобы внешним пришельцем. Схема проста. Событие – мысль – страх. И эта иллюзия внешнего вторжения приводит к уверенности о возможности закрыться от страха, спрятаться от него, соорудить некую защитную оболочку.

Постоянный жилец
Иллюзия того, что страх приходит как следствие внешних событий, долгое время сбивала меня с толку и мешала рассмотреть этого "гостя". И действительно, все вроде бы подтверждало эту уверенность: случается нечто во внешнем мире, и это рождает страх. Правда, некоторые сомнения закрадывались из-за мыслей. Они ведь тоже могут рождать страх, и происходит это чаще чем от реальных причин. Но все подобные мысли основаны опять же на внешних причинах, а значит, страх ПРИХОДИТ снаружи меня.
А раз так, то можно (пока хотя бы теоретически) от страха защититься, максимально устранив внешние причины. Создать своеобразный "бункер" из систем безопасности и стабильности, и не впускать страх.
Но это проще сказать, чем сделать. Мой упорный ум подхватил идею и начал выстраивать во всех сферах жизни системы безопасности.
Семья. Много страхов. Возможная измена жены и даже ее уход; здоровье детей и их воспитание (опасности улицы для них – еще множество страхов); финансовое положение – вот только малый перечень того, что вызывает как минимум постоянную тревогу, а как максиму, превращается в панику. Каждый из Вас может дополнить этот список собственными переживаниями.
Работа. Постоянный источник страха. Пока был в подчинении – страх перед начальством; ушел в самостоятельное плавание – страхов еще больше. Там я лучше или хуже делал, что скажут, и ожидал вознаграждения. Здесь все вроде бы зависело от меня самого – но множество факторов нестабильности в окружающем мире сводили личную ответственность практически до нуля.
Собственное здоровье и безопасность. Ничто не предсказуемо. Кризисы, каждый из которых называют только подготовкой к настоящему, большому, уничтожающему. Новая угроза – терроризм, когда война пришла в каждый дом безо всякого объявления. Эпидемии и пандемии с жуткими названиями и невозможностью эффективной защиты. И, как достойное завершение этого перечня – конец света, который может наступить в любой момент по сотне причин.
Страх смерти. Наверное, он стоит за каждым из страхов. Его не всегда можно разглядеть непосредственно – но он основа всех страхов. Неизвестность.
Как здесь застраховаться? Покончить с собой – как сказал один герой кинофильма "Мертвого не убьют..."?  Наверное, могила – самое безопасное место. Абсолютно. Но ведь хочется жить! И получался какой-то замкнутый круг. Чем полнее и ярче жизнь – тем больше в ней опасностей и меньше гарантий. Красавица жена – соблазн для многих. Активные дети сами находят приключения. Чем масштабнее и целенаправленней я в бизнесе – тем жестче может быть ответ. И так во всем.
Как быть? Обставлять брак различными контрактами, устраивать слежку и ограничивать свободу жены? Она превратится в вещь и точно взбунтуется. Приставить охрану к детям и не выпускать их за пределы участка? Они закиснут. Увеличить собственную службу безопасности? Но как исключить предательство внутри системы?
Не имея реальной возможности избежать этих противоречий, я начал наблюдать.
И результаты не заставили себя ждать. Единственной проблемой было забывание. Когда решаешь наблюдать за собой, все понятно и нормально. Но, как только приходит страх, все решения забываются напрочь. Но постоянным намерением и желанием разобраться эта проблема постепенно была преодолена, и мысленному взору предстала изумительная картина.
Каким бы ни был повод для страха – внешним или внутренним – он никогда не приходит снаружи. Все причины – только ключики, отпирающие мою внутреннюю кладовую страха.
Вот так вывод! Оказывается, он мой, родной, мое детище и произведение! А раз так – избавиться не получится. С этим придется жить. Но и жить так, как прежде, не было никакого желания. Значит, необходимо очень близко познакомиться со своим таким неудобным жильцом. Вот только он не желает знакомства, его намерение – властвовать надо мной. И здесь воевать бесполезно.
Это я понял сразу – на борьбу со страхом уйдет моя же энергия, это меня ослабит, а страх укрепит. Необходимо было организовать обратный процесс.
Первое, что я испробовал – идти наперекор страху. В конце концов, на войне не было бесстрашных – но были те, кто перешагнул через свой страх. Благо в процессе изучения страха я выяснил многие обстоятельства его возникновения – и мог использовать это.
Скажем, панический страх высоты. Я не только не подойду к краю пропасти или карнизу на крыше – я не могу смотреть, как это делают другие. Значит, необходимо преодолеть себя – идти на этот самый край. Привязаться веревкой и смотреть в пропасть.
Процедура не из приятных. Но это работает. Начинаешь принимать свой страх. Казалось, победа у меня в кармане. Но не тут-то было. Укрепив себя, я только вышел на новый рубеж страха.
Да это и понятно. Смоделировать можно все, что угодно – кроме смерти. А значит, основа всех страхов, их источник останутся нетронутыми.
И тогда я снова вернулся к наблюдению.


Рецензии