Из записной книжки десятиклассницы

Эта красная записная книжка с полустертой датой 197... на одной из страниц, исписанных круглым аккуратным почерком школьной отличницы, лежала в старенькой, возможно, модной некогда тёмной замшевой женской сумке, которая нашлась на антресолях в квартире, где уже давно никто не жил. Там же отыскалось и фото. Вот и всё, что осталось здесь от неё, записавшей когда-то эти строки...



Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель.
                (Иранская пословица)

Ни одно дело не утомляет так, как безделье.
                (Русская пословица)

«Праздная жизнь не может быть чистой.»
                (А.П.Чехов)

«Любовь наполняет весь мир мелодией, ибо музыка — это голос любви.»
                (Синклер Льюис)

«Может быть дружба без любви, но мелка та любовь, в которой нет дружбы.»
                (Н.Островский)

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый возвышается до творчества.»
                (М.Горький)

«Слава телу чудесному, ибо я воспеваю женское тело.»
                Эд.Межелайтис

«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживляется красотой внутренней.»
                В.Гюго

«Тело оказывает на гениальную продуктивность замечательного человека очень сильное влияние. Я стою за гения с хорошо развитым телом.»
                Гёте
«Для того, чтобы понять другого, надо самому пережить много.
Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, - не поймёт и другого.»
                Н.К.Крупская

«Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой.»
                Народная мудрость.

«Надо учиться в школе, но ещё больше надо учиться по выходе из школы.»
                Писарев

«Умение продлить жизнь — это прежде всего умение не сокращать её.»
                А .Богомолец

«Благо людей в жизни, а жизнь в работе.»
                (Л.Н.Толстой)

«ЧТО КРАСИВО? То, что эстетично во всех своих элементах, что состоит из эстетичных линий, красок, звуков, вызывает ассоциации наслаждения и т. д.
 ЧТО ВЕЛИЧЕСТВЕННО? То, что сообщает нашей нервной системе гармонический ритм, что заражает нас повышенной жизнью.
ЧТО ЭСТЕТИЧНО? Всё, что даёт необычно большую массу восприятий на единицу затрачиваемой энергии.»
                (А.В.Луначарский)

«Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её, всеми утешениями; но уверен, что не я один, лично обязанный, а и всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни.»
                (Салтыков-Щедрин)

 «Дело не в том только, чтобы порождать жизнь рядом с собою, но и творить ее выше себя. Если сущность всякой жизни есть самосохранение, то жизнь прекрасная, благая, истинная есть самосовершенствование. То и другое, конечно, не может втиснуто в рамки индивидуальной жизни, а должно быть отнесено к жизни вообще. Единственное благо, единственная красота есть  совершеннейшая жизнь.»
                (А. В. Луначарский)

«Найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой.»
                (Ф.М.Достоевский)

«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.»
                (Н. А. Некрасов)

«Не следует путать - нужно учиться на чужих ошибках, но не чужим ошибкам.»
                (Народная мудрость)

«Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.»
                (Английская пословица)

Две вещи ценятся только тогда, когда не имеешь и их: молодость и здоровье.
                (Арабская пословица)

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они прощают и шум, и холод, пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках.
Ложь оскорбительно для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
Они не унижает себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.
Они не суетны.
Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки.
Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...
Они воспитывают в себе эстетику. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. Пьют они только когда свободны, при случае. Ибо им нужна sana in corpore sano (здоровый дух в здоровом теле).

Кто влюблён в себя самого, может не опасаться соперников.
               
                (Народная мудрость)

Настоящая любовь не терпит посторонних.
               
                (Ремарк)

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура.
               
                (А. Рубинштейн)

Понравиться примитивному человеку легче, а попробуй понравиться такому, у которого развита вкус, и к литературе, и к живописи, как тому, что называется красотой жизни.
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах, \
Красной розой поцелуи веют,
лепестками тая, на губах...
                (Есенин)

Говорят, что любовь стоит ровно столько, сколько человек, который ее испытывает.
Чем больше заняты ум и руки, чем разнообразнее духовные интересы, тем больше оснований уважать себя. Труд, насыщенная работа мозга, тяга к знаниям дисциплинирует и диктуют нормы поведения. Реальная оценка своих возможностей, обогащение их и щедрая отдача делает человека гордым, сознающим свою ответственность и перед собой и перед обществом.
И НАОБОРОТ,
чем меньше занят его мозг, чем скуднее его интересы, тем больше незаполненных пустот в его внутреннем мире, тем сильнее требует удовлетворения неиспользованная энергия. Вот тогда-то и смещаются критерии хорошего и плохого. Если не увлекает труд, если нет пищи уму - тогда тянет к  бездумному веселью, а неразвитое воображение требует прямых, остро действующих возбудителей.

Девушка которую я смогу полюбить, должно быть прежде всего умной. Без этого красота ее, как бы она ни была совершенна, мало устроит современного парня, если он требователен к себе. Ведь бывает так: некрасива лицом, зато блещет умом. С сердцем добрым и отзывчивым. Гордость, честность - вот достоинства девушки. И еще: она должна уметь ждать, если на некоторое время ей суждено расстаться с любимым.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда,» - сказал в свое время А. П. Чехов.
Какой я представляю девушку своей мечты: Конечно, красивой. Только прекрасное облагораживает жизнь, вдохновляет на подвиг. Что я понимаю под словом «красивая»? Прежде всего духовное богатство, основанное на глубоком уме, не на мелочной расчетливости и умении приспособиться к окружающим условиям, а на способности трезво подходить к любым неудачам и разочарованиям, на умении независимо мыслить. Обаяние присуще в какой-то мере всем женщинам, но ее обаяние должно быть необъятно: равнодушие - удел убогих. Внешность всегда играет большую роль в определении человека, но умением просто и хорошо издеваться обладают не все. Девушка моей мечты не должны слепо подражать моде, а следовать ей в силу своих побуждений. А это во многом определит, как развит её вкус всему прекрасному.

«Во все столетия ум - это первое, что определяло человека. В равной степени это относится к девушке. Что значит красота внешняя, если она не освещена изнутри. Познакомишься с такой и... пропадает к ней интерес. Скучно становится. Моя девушка должна быть эрудированная, с широким кругозором, чтобы могла разбираться в вопросах, которые волнуют меня, чтобы была настоящим другом, настоящей подругой жизни.»

«Человек - это звучит гордо.» Разве не эти слова А. М. Горького лучше всего отвечают на вопрос : какой должна быть современная девушка? За свою короткую жизнь я встречал немало девушек: одни обладали внешней привлекательностью, другие душевной красотой, третьи - незаурядным умом. А ведь красота человека - совокупность всех этих качеств. К этому и должна стремиться каждая девушка.

ХАРАКТЕР есть совокупность наиболее устойчивых, определяющих психических и нравственных способностей человека, которые проявляются в его поступках, в его отношении к самому себе и другим людям, к делу, которым он занят, к долгу, который на него накладывает общество.
Характер это внешнее проявление внутренней духовной, нравственной сущности человека составляющее его особую, его неповторимую, индивидуальную черту.
Характер - явление не биологическое, а социальное. Возникает и развивается в определённых житейских условиях. («С кем поведешься, от того и наберешься.») Чем упорнее занимается человек своим характером, тем успешнее результаты. Один древний мудрец сказал : «Мы делаемся тем, что делаем из себя сами.»

Не всё успел «понять и измерить»

Умный, чуткий, серьезный, ласковый.

«Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!»
               
                (Маршак).

Самостоятельность и независимость - вот фундамент, на котором должна строиться жизнь, как бы она ни сложилось, останется ли женщина одна или выйдет замуж. Она не простит незаслуженной обиды, потому что ей чужд страх одиночества. Независимость и самостоятельность дают женщине чувство собственного достоинства.
Великий Гёте сказал : «Если бы юность знала, если бы старость могла!»
Соединить мудрость и опыт в старости с бесконечными силами молодости - вот извечная мечта человечества. Истинное счастье требует высокого напряжения душевных сил.

«Думай хорошо, и мысли твои созреют в добрые поступки.»
                (Л. Н. Толстой)

«Злость красоту портит.»
                (Э. Ожелико)

Мне без тебя так трудно жить,
А ты - ты дразнишь и тревожишь...
Ты мне не можешь заменить весь мир...
А кажется, что можешь.

Есть в мире у меня своё:
Дела, успехи и напасти.
Мне лишь тебя недостает
для полного людского счастья.

Мне без тебя так трудно жить :
все неуютно, все тревожит.
Ты мир не можешь заменить,
но ведь и он тебя - не может.
                (Наум Коржавин)

Есть такие, что однажды стали вехами в судьбе.

Одним случайным взглядом ты подарил мне жизнь, ты подарил мне ревность и печаль, и счастье.
 
«О, как нежно и строго умел ты смотреть!...»
                (Канутикян)

«Спросите что такое есть любовь?
Я вам отвечу: жажда совершенства.»
                (Николай Доризо)

Всё мне кажется...

Всё мне кажется:
если увижу тебя, побегу,
как ребенок, навстречу
тотчас и застыну,
покорная, не отводя
от тебя зачарованных
любящих глаз.
Но когда не спеша
приближаешься ты,
холодеет мой взгляд,
равнодушны черты.
На радушный поклон
отвечаю едва.
Все мне кажется :
если увидимся вновь,
сердце скрытное
настежь тебе от-
ворю и скажу тебе
столько несказан-
ных слов, столько
трепета, света,
тепла подарю.
Но при встрече пустой
завожу разговор,
И острю, и колю, и
развязно шучу.
Начинаю никчемный
бессмысленный спор,
 улыбаюсь надменно и
зло хохочу.
Ну, заставь же,
заставь же меня
замолчать
Охвати мою голову,
силой склони,
Отведи ото лба чёрно-
синюю прядь
Молчаливо в глаза
мои загляни!
Дальше, глубже
до самого дна, загляни!

Я в мыслях судеб наших не связала...
Надеждами не обольщалась, нет.....
Люблю так безрассудно я,
как любят море, солнце, лунный свет...

Моя любовь вступает в возраст тот,
когда она не стрелы молний мечет,
и ревностью не жжет и не калечит,
А ровный свет дневной на душу льет,
Спокойным цветом раны сердца лечит.

Приди, приди, приди,
Хотя бы для прощанья,
хотя бы без желанья.
Приди, приди, приди!
Хоть с холодом в груди,
Рассеянный далекий,
Насмешливый, жестокий.
Приди, приди, приди!
Пусть горе впереди.
Чтоб плакать об утрате
Хоть из чужих объятий -
приди, приди, приди!

Нет для тебя ни преград, ни помех,
чтобы творить чудеса надо много,
Сделать меня красивее всех,
радостней всех под этой луною.
Можешь весь мир дыханием одним
или одним лишь зовущим взглядом
Мне подарить и поднять над ним,
чтоб оказалось я солнцем рядом!
Дай же мне юность изведать вновь,
дай мне силы мои измерить,
Дай мне поверить в твою любовь,
Дай мне поверить,
дай мне поверить.

Тебя любить мне велено судьбой...
И я люблю. За что и сам не знаю.
За то ли, что ты самая родная,
За то ль, что всё наполнено тобой,
одной тобой.

Век скоростей и век открытий,
век молодых и стариков,
О век, летящий по орбите
былых и будущих веков, -
двадцатый век!... Но остается
всё та же синь в твоих глазах,
и сердце человечье бьется,
как билось сотни лет назад.

О как нам часто кажется в душе,
что мы, мужчины, властвуем, решаем
Нет! Только тех мы женщин выбираем,
которые нас выбрали уже.

Моя любовь - загадка века, как до сих пор - каналы марсиан.

Подхвати меня жизнь и в глубины свои окуни,
Озари мою страсть - прямо в душу летящей звездой.
                (Николай Браун)


Жизнь не прервана, не окончена,
продолжается еще звонче она.
                (Михаил Люл)

Исчезло чудесное мгновенье и не вернуть его уже
и лишь в душе десятилетье мгновенье краткое живет.

Как люблю твои светлые волосы,
как любуюсь улыбкой твоей,
ты сама догадайся по голосу
семиструнной гитары моей.
                (Алексей Фатьянов)

На прощание махнула рукой и такою улыбкой тогда улыбнулась,
что вовек не забыть нам улыбки такой.

Мне кажется, что ты одна на свете
моя не уходящая весна.

«Все любят разгадывать других,
но никто не любит быть разгаданым.»
                (Франсуа где Ларош-Фуко)

«Оптимальная поза:
Лучше стоять чем идти.
Лучше сидеть, чем стоять.
Лучше лежать, чем сидеть.
Лучше умереть чем лежать.»
                (Восточная мудрость)

«Есть такие, что однажды стали вехами в судьбе.»

«И ты порой ждёшь пол жизни, пока твои мгновенье придет.»

«Одним случайным взглядом ты подарил мне жизнь, ты подарил мне ревность и печаль, и счастье.»

«А может мир вокруг недоустроен еще и потому, что плох и я?..»

«Время человеческой жизни ограничено, и если есть право выбора, только после того, как выбор сделан, вернуться назад невозможно.
Так же, как невозможно тянуть с решением, ибо сама нерешительность уже будет своим выбором.»

Почему мы защищаем себя от дождя, града или ветра, и никто не догадался до какой-нибудь примитивной защиты от непосредств.оригин.натур, влезающих в нашу душу.

Человек — это забытый клад в степи. Копнёшь верхний слой, а за ним столько разных сокровищ и сокровенностей, что дух захватывает.

«Огрубляют душу встречи, разговоры, мелкие хамства чужих людей.»

Из статьи Гоголя в «Науке и жизни»:
«А кто уже узнал, что в нём есть гнев, тому легче... Он уже чувствует, что во всех неприятных и раздражающих случаях и обстоятельствах следует ему идти не против случаев и обстоятельств. А против собственного гнева.»

«Многие не могут выносить несправедливых упреков. Несправедливый упрек то кажется им ужасным... но гораздо хуже и ужаснее заслужить справедливый упрёк: мы тогда вдвойне упрекаемся и людьми, и собственной совестью. Несправедливый же упрёк должен производить по настоящему противоположное действие: здесь даже чуствуешь тайное удовольствие, видя, что в самом деле чисто на душе...»

Гоголь считал, что каждый человек должен для удобства вести журнал для записи своих ошибок и почаще его перечитывать.

«Во всех делах и действиях в жизни большее нужно предпочитать меньшему. Иначе человек затеряется непременно... Нужно, чтобы любящие нас иногда встречали в нас одно решительное слово: нет, вместо всяких объяснений. Так, чтобы через нас и другие имели больше уважения к главным вещам и к главным истинам.»


И последняя страница из её записной книжки:

«Кто в молодости не
связал себя простыми
связями с великим и
прекрасным делом или,
по крайней мере, с
простым, но честным и
полезным трудом, тот
может считать свою
молодость бесследно
потерянною, как бы
весело она ни прошла,
и сколько бы  приятных
воспоминаний она
ни оставила.»
                (Д. Писарев)

«Что может быть большей
наградой для человека,
как не сознание,
что он что-то
принес для общества!»
                (М. И. Калинин)
-------


Рецензии