Уходя из детства, оглянись!..

Шёл 1950-ый год. Уже прошло 5 лет как закончилась 2-ая Мировая война, которая для нас, великой Советской державы, вошла в историю как Великая Отечественная война. Страна приходила в себя после разрухи. Моя семья жила в Барнауле на юге Сибири. Немецкие войска не бомбили наши дома, но война и у нас ещё ощущалась очень сильно. Почти в каждом дворе мычали коровы в самодельных сараях, где хранились дрова и уголь для растопки печей и там же на насестах сидели куры.
( Во время войны, чтобы спасти местных горожан и беженцев от голода, в городе разрешили держать всякую живность) В городе часто встречались безногие и безрукие пьяные и злые мужики, у которых война навсегда искалечила не только тело, но и душу. Государству было не до них, а родителем было не до нас. Нужно было зарабатывать деньги на еду нам и домашней " живности ". Вобщем,они крутились как белки в колесе. Папа в свободное время собирал патефоны и продавал их на "барахолке"  Мама продавала соседям молоко, сметану и творог., а в промежутках готовила нам еду, стирала бельё и шила одежду "на заказ".
В июле произошло знаменательное событие- мне исполнилось7 лет. Я должна с 1-го сентября пойти учиться в 1-ый класс! Как я мечтала стать первоклассницей! Мама купит мне коричневое платьице с белым воротничком и белыми манжетами, два школьных фартука ( белый и чёрный ) и портфель с тетрадками. Но сначала в школу нужно было записаться. Единственная начальная школа была совсем рядом на другой улице. Это было одноэтажное деревяное здание с печным отоплением и туалетом во дворе. Но родителям всё было некогда...Каждое утро я начинала с вопроса: "Мы сегодня пойдём записываться"?  Мама вздыхала и обещала, но день проходил, а у мамы всё были дела, дела...Я была ужасной непоседой и считала себя уже взрослой. Поэтому и решила: "Всё, хватит ждать. Я пойду и запишусь сама . Я уже умею читать, считать и писать. (Кстати, я с четырёх лет уже знала все буквы и цифры, а с пяти-уже свободно читала )" Взяв с собой для храбрости любимую куклу, я отправилась "записываться". В школе меня встретила Мария Дмитриевна – моя будущая учительница. Это была высокая, очень худая пожилая женщина с добрыми улыбчивыми глазами и почти беззубым ртом. Она с удивлением смотрела на босоногую худющую девочку, прижимающую к груди самодельную куклу и спрашивающую: " Где тут записывают в первоклассники? " Учительница ласково улыбнулась мне:
--Девочка, а где твои родители?
-- Понимаете, у меня папа – генерал. Он сейчас на задании. А мама придти не может.
-- Ничего страшного, папа вернётся с задания или освободится мама, тогда и приходите.
Я вдруг разревелась и, всхлипывая, попыталась объяснить:
--Я не могу больше ждать. Я хочу учиться ! Вдруг вы всех запишете, а я буду лишняя?
Мария Дмитриевна достала носовой платок, вытерла мне слёзы, заставила заодно хорошо прочистить нос и строго мне сказала:
-- Хорошо, я сейчас занесу в тетрадь твои основные данные, но потом всё-таки пусть придут родители . Мне нужны их паспортные данные и роспись.
Мои слёзы моментально высохли, и, хотя я не поняла,что такое « данные» и что мама должна расписывать, с ожиданием и благодарностью уставилась на учительницу.
-- Итак, как твоё имя?
-- Лёлька.
--Фамилия?
--Страхова.
--Сколько человек в вашей семье?
--Шесть.
--Назови всех.
--Мама, папа, брат Генка, сестра Татка, я и Зорька.
-- А кто это-Зорька?
--Это наша корова!
--Хорошо, сдерживая улыбку, сказала Мария Дмитриевна. Считай, что я тебя внесла в список моих учеников. Беги домой и обязательно попроси папу –генерала зайти в школу.
С чувством исполненного долга, счастливая я побежала играть с мальчишками в прятки. А Мария Дмитриевна в это время, весело смеясь, рассказывала по телефону моему отцу как я его произвела в генералы. Откуда мне было знать, что в нашем районе все взрослые друг друга знают. А моего папу знали особенно, потому что он был старшим инженером по техническому обучению и преподавал будущим машинистам системы сигнализации и тормозов, а жили мы рядом с железнодорожным вокзалом, и весь наш район назывался "Железнодорожный " и жили там в каждом доме семьи машинистов или их помошников или проводников. И каждый из них учился у папы и сдавал ему экзамены, а главное, очень уважал и любил его как классного специалиста и очень хорошего человека.
Но всё это уже было неважно. Я уже чувствовала себя школьницей и с нетерпением ждала 1-ое сентября. И вот, наконец-то, этот день наступил. Я в коричневом новом платье с тщательно наутюженом белом фартуке и громадными белыми бантами на концах двух косичек,держа в одной руке букет белых ромашек, а в другой- портфель, торжественно шла с родителями на 1-ую школьную Линейку. Всё было как в тумане: кто-то из взрослых желал нам хорошей учёбы, кто-то попросил всех детей взяться за руки. У мамы почему-то в глазах стояли слёзы... А потом зазвенел звонок , и нас повели в класс. Я оглянулась на родителей. Они мне улыбались и прощально махали рукой. И вдруг мне стало страшно. Мне показалось, что я потеряла что-то очень, очень важное ...И теперь у меня начнётся какая-то другая, незнакомая жизнь... Я тогда не понимала, но инстинктивно чувствовала, что где-то там за порогом школы я навсегда оставляла своё беспечное вольное детство.


Рецензии
Ольга, отлично!!! На мой взгляд это то, что надо! А ведь это очень важно - в каждой семье, должны быть такие мемуары. А то мы все как Иваны, не помнящие родства. Представляю Ваших внуков, которые открывают книгу и читают про детство бабушки - они ведь просто будут счастливы!!!
P.S. Разделяйте, пожалуйста, абзацы пустой строкой для удобства чтения.

Владимир Рябков   27.08.2020 00:24     Заявить о нарушении