***

   Юрий Молчанов

БЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ

ГЛАВЫ С XII по XV

Глава XII

Девушки частенько грезят благородными, восхитительными образами, какими-то идеальными существами, и головы их набиты туманными представлениями о людях, о чувствах, о свете; затем они в простоте души наделяют самого заурядного человека теми совершенствами, о которых мечтали, и доверяются ему. Они любят в своем избраннике воображаемое создание, а, в конце концов, когда уже поздно отвести от себя беду, обманчивое очарование, которым они наделили своего кумира,  превращается в страшный призрак.
Женщина хотя и говорит, что любит, хотя она нередко даже думает, что так, как любит она, никто еще не любил, все же она не прочь попорхать, покружиться в вальсе, полюбезничать, пленить всех своими нарядами, пожинать успех во взорах вздыхателей.
Чувства создают свой идеал красоты. Когда эта красота, столь обольстительна, сочетается с мягкостью характера, поэтичностью натуры, не трудно понять безумную страсть этих созданий, высшей степени чувствительных к внешним дарам природы и столь наивных в своем восхищении.
У многих женщин чувство любовницы сильнее материнских чувств, как большинство женщин бывает лучшими матерями, нежели женами. Эти два чувства, любовь и материнство, такие, какими их сделали наши нравы, очень часто борются между собой в сердце женщины, и если они не одинаково сильны, одно из них по необходимости умирает, благодаря чему некоторые исключительные женщины составляют славу нашего пола.
На мой взгляд, утверждение, что может быть любовь без страсти, – абсурд; когда люди уверяют, что любовь может длиться, даже если страсть умерла, они имеют в виду другое: привязанность, дружбу, общность интересов и вкусов, привычку. Главное – привычку. Половые сношения могут продолжаться по привычке, вот так же у людей пробуждается голод к тому часу, когда они привыкли есть. Влечение без любви, разумеется, возможно. Влечение это не страсть. Это – естественное проявление полового инстинкта, и значит оно не больше, чем любая другая функция животного организма. Если любовь – не страсть, значит, это не любовь, а что-то другое; а страсти, чтобы  не угаснуть, нужно не удовлетворение, а преграды.
Женщины существа реального мира и не парят, подобно мужчинам, в заоблачных высотах, их не влекут воздушные шары, начиненные пустыми идеями. В глазах, жестах, мыслях и словах мужчин они угадывают страстное желание. Это не страсть, иссушенная аскетизмом, не страсть, раздираемая сомнениями, неуверенная в себе, колеблющаяся, нет, это настоящая, полнокровная страсть. Она бурлит и клокочет, как океанский прибой, и в ее грохоте ясно слышен вопль: “ Хочу, хочу, хочу!” И женщины сердцем понимают, что именно эта неукротимая страсть движет миром. Она не признает иного закона, кроме себя, потому-то она и непобедима. И потому-то женщины и позволяли сколько раз приливу мужской страсти увлечь себя, не заботясь о том, куда несет их волна, – к счастью или к гибели. Силой, которая покоряет их, обладают лишь поистине могущественные люди: в мире реального эта сила торжествует неизменно.
 
На сей раз Лена проснулась раньше и поняла, что проспала каких-нибудь полчаса, а за окном уже светает. Больше не засну, она это сразу ощутила. И вдруг отчетливо поняла, что её  прежней жизни пришел конец, что она  не может  больше жить одна. А еще ей надоело жить в городе, вести образ жизни одинокой, сдержанной дамы. Она хочет любви, хочет сходить с ума, хочет… Она сама не знает, чего хочет… И кого… В мозгу мелькали какие-то штампы: «водоворот событий», «безумие страстей», «пламя любви» и всякая подобная чушь.

Глава XIII

Олег ни разу не говорил с Леной о том, что происходило в его душе. Он был спокоен и счастлив настоящим; понимал, что неосторожное обращение с ней, быть может, больно отзовется на ней. Он мог потерять ее навсегда, если бы теперь же стал настаивать на приведении в исполнение своей заветной мысли, своего желания и надежды. Может быть, он не мог бы держать себя так спокойно и сдерживаться так долго, если бы эта надежда не была так сильна. Олег твердо верил, что пройдет еще полгода, год, даже два (время не пугало его), и она, увидит около себя твердую опору, на которую можно положиться, и будет его на всю жизнь. Он даже не надеялся, он прямо знал, что она будет его женой.
Прошла неделя, Олег решил позвонить Лене. Когда ее голос в телефонной трубке произнес: «Алло?», он  чуть не задохнулся от возбуждения.
– Лена?..
– Олег! – радостно воскликнула она. – Ох, милый, наконец-то!  Откуда ты звонишь? Я уж начала подумывать, что ты никогда не позвонишь!
– У меня все в порядке. А как ты?
– У меня тоже все в порядке. Когда увидимся?
– Дня через три.
– А пораньше не можешь? Я так хочу тебя видеть…
– Не могу. Неотложная работа.
– Тогда, может быть, мне к тебе приехать?
– Не знаю. Я работаю допоздна, и у нас будет не так много времени…
– Ничего, это не страшно. В последнее время у меня было много работы. Так что решено, я еду к тебе. 
– Я выезжаю прямо сейчас! – заявила она. – Прямо сейчас начну собираться. –
– До вечера, дорогой! До свиданья!
– До свиданья!
В десять часов ее все еще не было. Он вышел на улицу. Вокруг уже было пусто. Он остановился и посмотрел вдаль. Там светились огоньки какого-то магазина. Тут чьи-то руки обняли его сзади:
– Угадай, кто это?
– Света? – смеясь, спросил он.
– Так! Все ясно! Вот, значит, как ты себя тут ведешь. Все! Я уезжаю обратно домой!
– Лена! Наконец-то! Я уже думал, ты сегодня не приедешь…
Он взял ее руки и поцеловал ладони. Потом провел ими по своему лицу. Повернулся и обнял ее, крепко прижав к себе.
Она улыбнулась:
– Я ни  минуты не могла усидеть дома после твоего звонка. Милый!
Он поцеловал ее. Ее губы были горячими и нежными. Он крепко прижал ее к себе и чувствовал, как бьется ее сердце.
Они долго бродили в ту ночь по городу, обнявшись и тесно прижавшись, друг к другу. И говорили, говорили, говорили. О тысячах разных вещей…
Потом присев в беседке на скамейку в парке Олег сказал Лене:
– Я люблю тебя, ты не забывай!
– Олег, не надо бросаться такими словами.
Он удивленно поднял брови:
– Если хочешь знать, я этих слов никогда и никому не говорил.
– Так я тебе и поверила!
– Дело твое. Убеждать тебя не стану, но это так. Я просто ничего подобного никогда не чувствовал. Хочешь, верь, хочешь не верь…
Он был безумно счастлив; слова без удержу слова полились из его уст.  Он сказал ей тысячу нелепых слов, счастливых слов, по большей части не имевших ника¬кого внешнего смысла, но она поняла их. Он видел ее милое лицо, озаренное счастьем, на его груди.
– Господи, да что ж это делается? Никогда в жизни я не слышала столько слов о любви, сколько за эти часы.… Внутри у неё все пело. – Как же нам, оказывается, нужны эти слова… А я ведь давно считала себя спокойной, выдержанной, сугубо современной девушкой. Какое там! Самая обычная примитивная баба, которая тает от присутствия рядом настоящего мужика.
Она прижималась к нему. И в ту минуту во всем мире не было ничего, кроме их двоих. Она говорила что-то о своем счастье. О том, что она полюбила его с первых же дней их знакомства. Она не стоит его, что ей страшно связать его судьбу со своей судьбой.
– Сейчас мне кажется, что я знаю тебя давным-давно. С самого детства. Вот таким добрым и сильным я тебя представляла. Но ты появлялся  только в моих снах. Ночью.
Теперь Олег не только не испытывал смущения, но испытал необыкновенную душевную раскрытость,  и его светящиеся глаза, не в силах оторваться от каждого движения Лены, открыто встречали ее быстрые косые взгляды.
А в лице Лены уже не было прежнего веселого, лукавого выражения, – ее порозовевшее лицо было озабочено. Она была теперь озабочена тем, чтобы все, что их окружало, и каждое ее движение и слово, Олегу  шло навстречу его желанием.
Олег чувствовал, что добьется успеха, и скоро. Его интерес к Лене – чтобы не сказать влюбленность – основывался не на одном только желании, он был гораздо глубже. Это был расцвет чувств. Вполне возможно, что Лена  лучше всех тех женщин, которые когда-либо раньше владели его воображением. У него не было ни одного настоящего романа.
– С тех пор, как я увидел тебя, я стал совсем другим человеком. По-настоящему я только с того дня и начал жить. Я знаю теперь, что такое любовь, и уже не стыжусь ее, а горжусь ею. Если б даже мне никогда уже больше не довелось тебя видеть, я был бы счастлив уже одним тем, что вижу тебя. Теперь словно глаза открылись. Я думал только о себе, покуда не почувствовал, что по-настоящему люблю тебя, и теперь - выйдешь за меня замуж или нет – я буду жить по-другому. Я должен жить по-другому. Не  знаю, поймешь ли ты меня, но моя любовь к тебе решительно изменила мою жизнь. Теперь мне как-то легче, я живу открыто, честно. Помнишь, я как-то сказал тебе, что горжусь своей требовательностью, своим умением заставлять людей работать. Но с тех пор как я полюбил тебя, мне даже стыдно об этом думать. Я люблю тебя! – воскликнул  вдруг. – Я люблю тебя Лена! Ты понимаешь меня, милая? Я хочу, чтобы ты была моей женой.
– Лена, выходи за меня замуж! Сейчас! Нет завтра! – Он не узнал собственного голоса! Он просил! Умолял! Такого с ним никогда не было…
Она не отвечала. Некоторое  время боролась с душевными ее рыданиями.
Он посмотрел на нее. Было довольно темно, и в этой темноте лицо ее выделялось подобно белой камее. Он взял эту драгоценность в свои ладони и притянул к себе.
А потом он дал ей слово. Впервые в жизни он связал себя таким обещанием.
– Я люблю тебя, – сказал он, и голос его дрогнул. – Мы поженимся. Скоро. Очень скоро!
Она смотрела на него недоверчивым, испытывающим взглядом.
– Ты не обманываешь меня, Олег?
Он качнул головой.
– Нет, моя хорошая!
Она на секунду зажмурилась, потом широко распахнула глаза.
– Я никак не могу поверить…
– Можешь! Теперь можешь! Я знаю одно: сейчас самое главное в моей жизни – не потерять тебя. Знаю, что я способен думать только  о тебе, днями и ночами. Знаю, что ты сводишь меня с ума от желания обладать тобой… всегда обладать тобой. Знаю, что хочу защищать тебя, лелеять… и прекрасно понимаю, что все это означает. Лена, я так люблю тебя, что сердце болит.
Медленная ослепительная улыбка озарила ее лицо.
С самого дня  рождения Лены все  ее желания выполнялись, едва успев появиться в ее маленькой головке, и, может быть,  поэтому уже в девятнадцать лет девушке все надоело, и она чувствовала себя усталой и раздражительной. Кроме того, ее давно уже тяготила вынужденная девственность, но среди ее знакомых не было принца, который смог бы оценить принесенную ему жертву.
– Что ж ты скажешь мне, Лена? – спросил он, помолчав.
– Не знаю, чего ты хотел  бы услышать, – пробормотала она.
– Нет, уж ты-то знаешь, – настаивал он.
Наступило долгое молчание.
– Нет, – сказала Лена. – Я…я скажу сама… Я… – Она вдруг повернулась к нему и крепко его обняла. – Ты меня любишь? – вскричала она. – Это правда?  Ты меня не обманываешь? И ты будешь хорошо ко мне  относиться, когда я стану твоей женой?  Будишь моим дорогим, самым дорогим человеком?
Слезы брызнули у него из глаз. Олег обнял ее и тесно прижал к себе. Никогда за всю свою жизнь не чувствовал он себя таким ничтожным, таким недостойным этой чистой девушки, которая верила ему, верила, что он будет хорошим мужем. Он не находил слов, чтобы выразить свои чувства. Слезы  застилали ему глаза и скатывались по щекам. Она слегка отстранилась, взглянула ему в лицо, и тут он увидел, что она тоже плачет.
– Ну, мы оба такие глупенькие, – промолвил он.
– Нет, нет, – горячо возразила она. – Я хочу поплакать и хочу, чтоб ты тоже плакал. Господи, у  меня нет даже платка.
– Вот, возьми мой.
Они вытирали друг другу слезы, как малые дети, и долго сидели, обнявшись, в уединенной беседке, говорили, говорили, говорили и никак не могли  наговориться.
Звезды, рассыпанные в бездонной глубине неба, слегка мерцали. Млечный Путь поблескивал, как серебристая вуаль. Беспредельно огромная туманность в созвездии Ориона казалась вертящимся вертепом, сотканным из звездной пыли. От края и до края, по всей вселенной, подобно шествию повелителей  мира, простирались созвездия, излучая таинственное призрачное сияние, простиравшееся над всею землей, безмятежное, необозримое, величественное.
Он обнял ее одной рукой за талию, и у нее не хватило духу отодвинуться. Свободной рукой он слегка сжал ее пальцы. Мягкий  ветерок пробежал через дорогу, перекатывая на своем пути прошлогодне листья.
Лена, кое-чего я не понимаю, - сказал он. - Почему ты выбрала меня, в то время как рядом с тобой добрая десятка парней, стоит тебе только свиснуть.
– Мой милый, разве ты не видишь, что отличаешься от всех парней, которым надо свистнуть? Единственное, что я прошу от тебя, так это оставаться таким, какой ты есть.
Они были  вместе вот уже много раз  и не могли оторваться друг от друга. Им обоим казалось, что они шли к этой встречи всю свою жизнь. И все те случайные, посторонние, чужие люди, мужчины и женщины, которые до этого были в их жизни, казались им теперь какими-то нереальными, забытыми, ушедшими в прошлое. Оба вдруг  пронзительно ясно ощутили, что это были лишь тени. И только сейчас, здесь, сегодня, они достигли того, к чему подсознательно стремились все время, стараясь найти в ласках друг друга то не испытанное ими ранее чувство полного единения души и тела.
* * *
Наверно, люди живут на земле ради вот таких моментов своей жизни. Они, словно яркая вспышка, на короткое  мгновение озаряют их тусклое существование, придавая ему то неповторимое очарование, к которому все так стремятся. Если в жизни мужчины хоть однажды бывает такая женщина, значит, его жизнь удалась. Если в жизни женщины хоть однажды встречаются такой мужчина, значит, воспоминание о нем будет преследовать ее всю жизнь. Это будет ее мужчина. Тот, о котором она мечтала бессонными ночами, соединяясь с которым, она может прикоснуться к чему-то такому, что потом остается на всю жизнь. А мужчины? Мужчины иногда не понимают, что значит такая женщина, с которой возможно, да и то лишь на короткое мгновение, полное слияние душ. К старости они это понимают. Иногда, увы, слишком поздно.
Любовь: ты чувствуешь неповторимость чего-то. Ты принимаешь все целиком,  с каждым поворотом головы и с каждым всплеском ресниц, с каждой мыслью – все, что только у него есть и сможет тебе открыться потом, все, что только дано ему на земле — и, к счастью, дано и тебе.
Ведь детство учило же нас: люби, люби жизнь!
Смотри на ручей, на каждый камушек в воде ручья, на каждую птицу, на каждый сучок на дереве! Смотри, рассматривай, пой!
Почему так прекрасны деревья в лесу? Почему так божественны тропинки?
Каждая из них – неповторима! 
И вот здесь – вновь об этом вспоминаешь!
Когда чувствуешь, чем для тебя все это в жизни является, для этого ты живешь?  Чтобы любить, чтобы все это лю¬бить — все, чем одарен человек, все это, единственное в твоем зрачке, каждого человека, единственного в твоей судьбе, в твоей душе. Единствен-ного в твоем взгляде на него, в сказанном тебе его слове, в улыбнувшихся только тебе его губах.
Мы рождены на свет, чтобы познать любовь, чтобы любить. Это так ясно: дни, прожитые без любви, прожиты нами напрасно, они как бы ожидание тех, других дней, когда мы увидим в очень синем небе очень белые облака, по-дурацки улыбнемся от солнца, посочувствуем муравью, скажем тихо: “Что-что?.. что ты говоришь?..” – лесу, о чем-то совсем тихо говорящему кому-то – уж не нам ли? Вспомним наших близких людей, захотим скорей сказать и сде¬лать им что-то доброе, забеспокоимся: таким ли добрым было нами сказанное и сделанное им в последний раз?.. И в эти минуты будем твердо знать, зачем живем. Невозможно видеть кору весенних деревьев, дышать воздухом, в котором гуляет ее запах, и задавать этот вопрос: “Зачем живу?”. Невозможно задавать его, улыбаясь ребенку, прижимаясь губами к шее любимой после разлуки, видя, радость отца, открывающего тебе дверь, смущение матери от своего, счастья снова увидеть тебя.
И самое большое счастье, великое чудо, которого не могло не быть когда вы любите что-то одно.
Любовь – это когда важно в человеке все. И чем больше, тем лучше. И чем ерундовее подробность – тем важнее. Все, все, все!
Откуда такая ненасытность у любви?
Разве знаешь ты о любимой все, если первое же ее явление на твоем пороге, когда ты раскрываешь рот и ничего не можешь сказать, не зная еще даже имени ее, уже делает ее для тебя совершенно ясной наперед, родной и знакомой?
Может, именно поэтому (бесконечность притягивает бесконечность) ты словно хочешь проверить то, что тебе уже известно заранее, в предпо¬ложении, – проверить теперь наяву.
Это когда решишь хорошо задачку и чувствуешь, что решил ее, верно, нашел ответ, – тут-то и тянет страшно посмотреть в конец учебника.
Знаешь, что сойдется! Но какое счастье посмотреть и увидеть именно это.

Глава X IV

Лена познакомилась с родителями жениха. Страшно было, но приняли хорошо. Правда, все делали вид, что не понимают, какие у нее с их сыном отношения – будто просто в гости пришли.
 Затем Лена сказала своим родителям. Мама плакала. Папа обрадовался. Олег официально попросил у родителей руки Лены.
– Я говорил с папой – сказал  Олег. – Он благословил нас на брак, но подчеркнул, что главное это наша любовь, и если ее нет, то нечего  жениться. 
В этот вечер, сидя в своей комнате, Лена чувствовала себя превосходно физически и нравственно. Ее радостно волновала любовь к Олегу, ее взаимность, и она, ликуя, рисовала себе в мечтах предстоящее в воскресенье вечером свидание
Лена радовалась тому, что вскоре станет женой Олега, с нетерпением ждала этого замечательного события, усиленно готовясь к нему. Все свободное время она теперь посвящала нарядам. Ее совсем  не удовлетворяли старомодные вещи, которые хранила в шкафах, сундуках и комодах ее мать. Как Лена постелит на свое супружеское ложе эти простыни простого льняного полотна? Или наденет на себя ночную рубашку с такой грубой вышивкой? Разве можно сшить приличное платье из этого шелка, ведь он чуть ли не пять лет лежит на самом дне сундука? А для чего же тогда тонкое голландское полотно, брюссельские кружева, таджикский  панбархат или ханатлас. И Лена бегала по магазинам, где можно было купить вещи необходимые для свадьбы. Она просила у матери денег, денег и еще раз денег, чтобы не осрамиться перед своим Олегом, перед своим любимым человеком.
Лена стала уравновешенной. Да и занята она теперь исключительно делами хозяйственными. Настоящая жена, которая заботится не только о своём уютном гнёздышке, но и о том, чтобы не иссяк источник, питающий этот уют.
Лена и вправду была достойна  любви, если молодость, изящество и красота в полном своем расцвете дают на это право. Жизненный опыт еще не лишил ее той душевной свежести, которая так украшает человека. Кроткий взгляд красивых глаз говорил о том, что она еще незнакома с чувством разочарования.
Поддавшись обаянию Олега и признавшись ему во взаимности, Лена перестала раздумывать на счет их дальнейших отношений. В первые вечера она долго перебирала в уме все подробности их беседы. Впервые в жизни в ней проснулись дотоле не изведенные чувства,  и в самом ее характере появились какие-то новые черточки. Она почувствовала  в себе энергию, который раньше за собой не знала, стала более практически смотреть на вещи, и ей уже казалось, что вдали брезжит какой-то просвет.
 Выбрать платье – это было тяжело! Долго ездили, искали. Проблема еще была с тем, чтобы платье не сильно оголяло. Чтобы спина, плечи и хоть немного грудь были закрыты. И чтобы это все выглядело красиво. В итоге Лена купила платье, вместе с фатой.  Подогнали по фигуре, подшили низ. 
 Кольца Олег и Лена купили в ближайшем ювелирном магазине. Для невесты тоненькое золотое колечко с тремя бриллиантами, для жениха простое толстое кольцо   
Костюм жениха:  светло-бежевый пиджак в тонкую клетку и бежевые брюки.
  Полотенце начала вышивать за месяц. Купила льняную ткань, вышила цветы по краям и с каждого конца вышила обоих имена. 
 За неделю до свадьбы Лене стало страшно… Говорят, все невесты бояться, у всех бывают истерики. Появляется синдром «сбежавшей невесты»
Помещение для пира искал жених, помогали ребята. Или дорого, или места мало, или какие-то столовые с серо-зелеными стенами…   
Составляли список приглашенных на свадьбу. Друзей оказалось очень много. Решили приглашать всех кого только вспомним. Приглашали по телефону и отправляли открытки.  На открытках с приглашением был такой текст:
Решив однажды и навечно
Свою судьбу соединить.
Мы приглашаем вас сердечно
К нам эту радость разделить.
Сказать напутственное слово,
Воскликнуть «горько», и не раз.
Мы будем рады видеть вас
На нашей свадьбе  в данный час!
Свадьбу они обговаривали сразу: никакой суеты и шума. – Этот день только для вас, день рождения вашей семьи – говорили родители.
– Я в отличие от большинства тещ, – говорила мама Лены  Галина Сергеевна – я в подобных случаях не подумаю вмешиваться в ваши дела… Я бывала на православных свадьбах и проводились они в основном где-нибудь под патронажем храма. Приглашённые родственники сразу понимали, что это непростая свадьба-гулянка, что вести себя надо прилично. Там, где я была и что мне понравилось, это то, что во главе стола сидел духовный отец супругов. Он в основном выступал как бы в роли главного распорядителя: говорил первый тост-поздравление или назначал, кому говорить. Певчие – пели что-нибудь свадебное, специально подготовленное. Если кто-то из гостей умел петь или играть на гитаре, то поздравлял супругов своей песней. Небольшой такой концерт по заявкам получался. Ну, это так было, у нас на приходе свой бард был (Царство Небесное Владимиру).
Присутствовали на свадьбе духовные братья-сёстры и прихожане храма. Всё это было настолько красиво, что кажется вообще нереальным. Такие свадьбы редки.
Все тихо-мирно радуются и кушают. Стол не особо богатый, но почему-то быстро насыщаешься. Так бывает, когда на душе светло и радостно и повод для торжества не еда, а – общение. Мы все радостно говорим что-нибудь поздравительное от души жениху и невесте. 
Отрадно наблюдать прибавление в семействе, видеть, как дети растут и прибавляются: они - тоже наша семья, наш приход. Есть ощущение, что это наши дети.
Вот что такое настоящая православная свадьба. Всем таковой желаю.
Быстро летело время, и настал последний вечер перед свадьбой.

Глава  XV

Утром  был запланирован выкуп. Почему к нему такое предвзятое отношение? По мнению Лены, если все умеренно и остроумно, это очень весело, а во-вторых, выкуп имеет очень глубоки корни в свадебных традициях народов мира, он совершенно естественен. Просто сегодня он превратился в некий розыгрыш для жениха, а раньше – это было серьезно испытание его материального положения, умственных и физических способностей.
В доме все проснулись рано – в половине седьмого утра, началась обыкновенная предсвадебная кутерьма, одевание и причесывание невесты.
После к невесте домой поехали её подружки. Мама невесты в это время в большой комнате накрыла небольшой столик с фруктами, конфетами, бутербродами, закусками и напитками, чтобы можно было перекусить гостям.
Невесте делали прическу, и она наряжалась, а подружки невесты, в это время подготавливали всё к выкупу, сценарий которого был заранее составлен. Рисовали картинки, надували шарики, резали фрукты – всё, что нужно было для конкурсов, которые они собирались устроить жениху и его дружкам.
Прическу Лене делали дома, она договаривалась с парикмахершей. Как выяснилось, не все работают с длинными волосами, это надо уточнять. И свадебные прически делает не каждый специалист. Прическа ей не очень понравилась. Она впервые обращалась к парикмахеру, и не догадалась сесть перед зеркалом! Но что-то исправлять было поздно. Фату прикололи к волосам, собранным на затылке.
Свадьбу свою, Лена тщательно продумывала сама и естественно не хотела, чтоб она была как у всех.
Отсюда придуманный ею полный сценарий выкупа и общего хода вещей. Развлекательную программу застолья проводила и готовила её близкая подруга, – "свидетельница", там практически все номера были для Лены сюрпризом.
Началось с выкупа.
В общем, Лена не захотела, чтоб ее выкупали, а она бы сидела и нервничала, пока жених её шесть этажей жестких пыток пройдет. Поэтому, чтоб отвлечься и чем-то занять себя с целью снять мандраж придумала Лена следующее…
Собрались все её подруги на выкуп, а она выходит к ним в полной боевой готовности и говорит "поехали!" И поехали они... к жениху домой, выкупать его. Ровно минут за пятнадцать  до того, как он должен был выехать за Леной. Скорее это был даже не выкуп, так как денег не было потрачено ни копейки. О затее этой были предупреждены свидетель, свидетельница и несколько друзей Олега. Для "корыстных" подруг, собравшихся Лену "подороже" продать, это было неожиданностью.
На момент ее свадьбы Лена уже месяца два была счастливой обладательницей водительских прав, которые достались ей ценой двух пересдач в ГАИ и кучей нервов. Опыта как понимаете никакого, но удивить милого захотелось сильно. Да и женщина она довольно эмансипированная. "Что это её кто-то повезёт? Я сама, пожалуй, доеду" - подумала Лена и выпросила у одного из друзей  Джип (красненький такой, большой, жуть)
Представляете реакцию ее суженого и всех его родственников – друзей, собиравшихся ехать на выкуп, когда к подъезду подкатил такой вот кортеж во главе с невестой за рулем. (Чего греха таить, доехали они на этом танке с грехом пополам, собрав все кусты жениха  двора, что изрядно понервничал ее обладатель авто, предоставившего ей его во временное пользование).
Так как свидетель со свидетельницей идею задуманного Леной мероприятия уже знали, они, конечно же, подготовились. Лена им только сказала, что сама хочет приехать за любимым, а как уж они это обставят, решать было им, и она естественно не знала, что они там напридумывали. Короче, помучили ее изрядно, прежде чем пустили к любимому. Сначала Лена должна была петь серенаду любимому под его окном (благо живет он на 2 этаже), потом она доказывала, какая она хорошая хозяйка (её заставили, чистить на скорость картошку!). Это с накладными-то ногтями и хорошеньким маникюром! Ну, а раз она вся такая независимая, заставили её показать, какую мужскую работу она в состоянии выполнить, как-то: забивала она гвоздик в дощечку, угадывала по картинкам названия каких-то там инструментов и т.п. Пытали её и  по поводу того, кто играет в нашей сборной по хоккею, кто стал чемпионом мира по футболу в две тысячи каком-то там году и т.д.  А в завершение всего Лену доставили, к её ужасу, проехать ОДНОЙ за рулем круг почета вокруг дома. Господи, она до этого никогда не ездила в машине без кого-нибудь на переднем сидении, кто бы ей мог подсказывать, какую скорость включать и куда поворачивать. Ну, в общем, повеселили они на славу всех соседей её жениха, да и родственников (они над  Ленной до сих пор офигевают). Но зато она честно заработала право называться женой этого человека. Он сказал, ему теперь не будет стыдно за ее в мужских компаниях (и не только), когда надо будет активно поддерживать разговор о машинах, ремонтах, гонках,  соревнованиях.
* * *
За день до свадьбы, с утра начали съезжаться родственники и близкие друзья. Ранним утром,  родители  отправились на рынок, к обеду они все закупили, и на кухне ох что началось!  Поздно вечером подъехал жених с "дружками", они отправились намывать машины, а потом их украшать, а подружки невесты, готовили призы для лотереи и всякие другие нужные вещи для свадебного сценария.
 Роспись  в ЗАГСе была назначена на 12 часов. Поэтому специально приглашать никого не стали. Пришли только бывшие однокурсники мужа, которые живут недалеко от ЗАГСа. А вот свадебный кортеж был настоящей импровизацией. Правда ребята очень сильно переживали, что жених не разрешил им украсить машины шариками и ленточками, но они разукрасили.
Голос сотрудника отдела ЗАГСа  в зале звучал гулко и мощно:
– Желаешь ли ты, Олег Мезенцев, взять присутствующего здесь женщину по имени Лену Петрову себе  в жены, любить и уважать ее, заботиться о ней в здоровье и в болезни, пока смерть не разлучит вас?
– Да!
– Желаешь ли ты, Елена Петрова, взять присутствующего здесь  в мужья, Олега Мезенцева любить и уважать его, заботиться о нем в здоровье и в болезни, пока смерть не разлучит вас?
Лена подняла на него глаза, тихо и твердо она ответила:
– Да!
Сотрудница отдела ЗАГСа  кивнула Олегу. Он взял кольцо и надел ей на палец невесты, затем Лена надела кольцо на палец жениха.
Сотрудница отдела ЗАГСа подняла руку:
– Властью, данной мне правительством, я объявляю вас мужем и женой! – Она глубоко вздохнула и добавила: - теперь поцелуйтесь!
Он повернулся к Лене. Губы ее на мгновение прижались к его губам и тут же оторвались.
Сотрудница отдела ЗАГСа  улыбнулась ему:
Поздравляю!
После  они поехали посетить для них знаменательные места. Место первой встречи, место, где они любили гулять, вечный огонь и так далее.
После прогулки свадебный поезд доставил молодых к месту свадьбы, где собравшиеся гости их встречают.
По праздничному разнаряженные,  со счастливыми, сияющими лицами парни и девушки радовались случаю себя показать и на других посмотреть в нерабочей обстановке и в нерабочих костюмах.
Столы были уже накрыты. Поданы холодные закуски. 
Но вот громко  кто-то крикнул:
– Едут!
И все поняли, что на машине подкатили жених с невестой.  Старшая сестра жениха Анна накинула на расставленные родителями руки, расшитое на концах полотенце — все с нетерпением ждали этого момента, — положила на поло¬тенце большой румяный каравай хлеба, а на него поставила расписную деревянную солонку.
Заиграла музыка. Олег, взял Лену за правую руку, неторопливо повел ее через оригинальные «почетные ворота»  В конце коридора стояли родители новобрачных. Их осыпали зерном, монетами, конфетками, лепестками, желали счастливой жизни и дом полной чаши. Конфетки покупали помельче, лепестки –  попросили в цветочных ларьках.
Олег — в костюме и белоснежной сорочке  с ярким галстуком, Лена – в  подвенечном платье из светло – розовых кружев на чехле бледно-голубого атласа. Такое сочетание придало прелестному  платью сиреневый оттенок, и, чтобы подчеркнуть эту иллюзию, прозрачная вуаль, развевающаяся на голове, была сиреневой, что очень шло к ее волосам.
 Их родители встречали с караваем, в центре которого стояла солонка. Заставили откусить от каравая и съесть. 
Спокойно они подошли к родителям, поклонились и застыли в поклоне. Родителям, по ритуалу, поднесли по фужеру шампанского. Отец Лены переложил каравай с солонкой на левую руку, правую высвободил из-под полотенца и взял фужер. И только он нацелился выпить, кто-то из толпы крикнул:
–Соринка! В фужере соринка. Пусть подадут другой. Никакой соринки в фужере не было, а так полагалось кричать, и фужер с шампанским полагалось менять – все для того, чтобы жених с невестой поцеловались.
Мать жениха:
– Хлебом и солью встречаем вас, дети. Сегодня родилась еще одна семья – ваша.  Пожелаем вам  вместе пройти свой жизненный путь, совместно делить радость, трудности, жить в любви и согласии. Тебе сын, желаем быть достойным мужем, а ты дочка, входи в наш дом, возьми с собой терпение в дорогу, чтобы наш дом был славен миром и трудом. Мир и согласие вам, дети!
Олег и Леночка выпрямились и одарили родителей благодарными поцелуями.
Стены зала, где проходила свадьба, красочно украшены пословицами.
1. С милым мужем и зимой не стужа.
2. Муж не сапог, не скидается с ног.
3. Выбрала молодца, так не пеняй на отца.
4. Верная указка  - не кулак, а ласка.
5. Не хвали жену телом, а хвали делом.
6. Не запускай спутника жизни.  И т.д.
– Прошу к столу! – торжественно провозгласил распорядитель свадьбы Леонид Леонов.
Пока не сели за стол, особенно гости, видимо, чувствовали себя довольно стеснительно, но, усевшись, – а рассаживал их сам Леонид Леонов, – как-то сразу потеряли всю неловкость.
И началось шумное, веселое рассаживание по местам. Жених с невестой — за большим столом в центре. Рядом с Леной – родители жениха, рядом с Олегом – родители невесты. С другой стороны, уселись председатель завкома Громов. Леонид Леонов, как распорядитель, за стол не сел, а остался стоять за плечами новобрачных.
Тамада, на свадьбе был Леонид Леонов.  Он оказался профессиональный тамада. Голос у него просто потрясающий. Он называл говорящего, кто будет поздравлять молодых, просил тишины, рассказывал какие-то истории, пел.
Свадьба – это праздник с близкими и друзьями. Нет гостей  - нет свадьбы. Первый тост произнес тамада.
Вступая в должность тамады
За этим свадебным столом,
Мы пьем за то, чтобы ваш дом
Был славен миром и трудом.
Счастье и веселье в нем
А коль у вас в душе усталость,
То хватит вам бокал вина,
Чтоб снять  усталость,
Чтоб она
Воспоминанием лишь осталась.
А если в вас любовь пока
Лишь легкой искоркой зажжена,
Глоток шипучего вина –
И вспыхнет пламенем она.
Пора и выпись.
В добрый час!
За всех друзей!
За всех за нас!
После говорили родители, свидетели, затем все желающие. В завершение речи дарили подарок. Подарки были самые разнообразные. Друзья Олега подарили Коляску, а подруги Лены принадлежности для ребенка.
Как бы не сложилась ваша жизнь – пусть всегда с вами будет только любовь, ведь все остальное в этом мире не имеет значения! И в этой, и в будущей жизни. Пусть у вас будет семья добрых, честных людей, которых сейчас так мало. Пусть ничто не поколеблет вашу христианскую веру и любовь друг к другу – пожелал отец Лены.
– Дорогие друзья! – перекрывая шум застолья, начал Громов, поднявшись с места с бокалом в руке. – Мы живем в трудное время больших и малых перемен.  Надо выстоять. Наша страна переживала и преодолевала более тяжкие трудности, но выстояв, мы победили.
Вот мой совет: Ты хочешь подняться. Ты хочешь стать человеком,  большим человеком. И ты им станешь, потому что уже начал учиться этому, уже понял, что если хочешь чего-нибудь достичь, надо от чего-то и отказываться. Иногда очень трудно. И надо сразу принимать решение – чего хочется больше… Я сам когда-то стоял перед таким выбором.
Перекрывая другие голоса, Громов закончил: – Поднимаю бокал за здоровье и счастье новобрачных, и за великую страну, которая вырастила и воспитала их! И ещё хочу сказать тост:
«Мы собрались в кругу большом и тесном,
Великий праздник нынче у двоих!
Невеста, словно роз букет прелестна
И очень обаятельный жених!
Теперь жизнь ваша началась сначала,
Отчалила семейная ладья,
Пусть проплывет в пути она немало,
А в ней - благополучная семья!
И пусть ваш союз преград в пути не знает,
Сердца навечно бьются в унисон,
И боги ваш союз оберегают,
Чтоб прочным был и нерушимым он!
Рождается семья! Так встанем с места
Поздравим все сегодня молодых:
Чтоб для свекрови стала дочерью невеста,
Для тещи милым сыном стал жених!»
Наполнили бокалы, – выпили за молодых. Потом стали закусывать чинно, неторопливо, стараясь не очень звякать ножами и вилками о тарелки.
 Закуски приготовлено было всякой всячины полно. Повара – один из ресторана «Сибирь», другой из гостиницы «Заря», – проявляли свое искусство на кухне.
Женщинам, из которых каждая, конечно, считала себя мастерицей по части выпечки пирогов, очень понравился пирог, изделие повара из «Сибирь»; мужчинам — заливное из осетрины и майонез, работа повара из гостиницы «Заря».
Когда налито было ещё, Леонов на весь стол рявкнул: «Горько!» – и все сочли необходимым подхватить это на разные голоса, особенно пронзительные у баб, а музыканты, в это время что-то игравшие, сделали такое фортиссимо, что Лена сначала непроизвольно заткнула уши, потом бросила руки на плечи мужа и прильнула губами к его губам.
Это «горько!» однообразно повторялось еще несколько раз, причем теперь уже не  Леонов, а другие старались не упустить момента и покричать.
Потом пили «за мамашу» и «за папашу», «за  молодых», и оба они поднимались при этом и кланялись на обе стороны, как артисты, которых вызывает публика, очарованная их высоким искусством.
Тесть старался до конца выдержать характер и не прикасаться к спиртному вплотную, а только чокаться с ближайшими соседями и слегка пробовать, что такое ему налили.
Напутственное слово сказал тесть. Поднял бокал.
За любовь! За священные узы!
Дай-то Бог вам испить  благодать!
Чтоб, скрепленные брачным союзом,
Вы судьбу повернули бы вспять.
В днях грядущих за вехами новыми,
Чтобы не было счастью конца,
Никогда чтоб не стали оковами
Ваши два обручальных кольца!
Потом поздравляли тостами молодых, друзья и подруги молодоженов – много хороших слов, веселых шуток и добрых пожеланий. Застолье поддерживало тосты дружными аплодисментами и восторженными выкриками. Трудный удел выпал невесте. Со всех сторон неслись возгласы-требования “Горько!”, и Леночке то и дело приходилось подниматься и – стыд-то какой! – у всех на виду, под смех и выкрики, целовать Олега! Кто знает, сколько бы еще времени продолжалось это тяжкое испытание, если бы не заиграл оркестр.
– Спасибо вам! – мысленно поблагодарила музыкантов  Лена.
Объявили белый танец, для молодых.
Заиграла музыка, Олег и Лена легко и грациозно заскользили ей в такт. Она ответила улыбкой на улыбку Олега и почувствовала себя легко и непринужденно.
В юности она мечтала оказаться на настоящем балу. Чудесные картины вставали перед её мысленным взором: вот она изящно скользит по паркету, и все вокруг восхищаются ею, блестящие кавалеры наперебой приглашают ее. Обычные мечты  молодой  девушки, в них не было ничего предосудительного. Со временем мечты эти несколько потускнели, потому что теперь она знала: этим мечтам не суждено осуществиться.   
Они танцевали вальс, не отводя друг от друга призывного взгляда. Олег впитывал каждое ее изящное движение, вдыхал запах ее духов, кода она рисовала вокруг него фигуры танца. Опустив голову, она послала ему возбуждающий взгляд через плечо, проплывая в танце мимо. Он взял ее руку, чтобы удержать рядом. Она вопросительно посмотрела на него.
Под музыку вальса это пара закружилась грациозно. Олег склонил свою голову к Лене, а она смотрела на него с задумчивой и нежной улыбкой. Казалось, они ушли в свой собственной мир, гораздо более возвышенный, чем тот, где вынуждены были пребывать простые смертные. Лена, которая кружилась в это время в объятиях мужчины, покачивала головой.
Они уже не танцевали, хотя вальс продолжался. Они смотрели друг на друга, стоя рядом, не двигаясь, даже не целуясь, словно две фарфоровые статуэтки, изображающие влюбленных. В ушах у него отдавались удары собственного сердца. И тут вместо веселых ритмов оркестра он услышал в своем сердце другую мелодию, свободную, нежную и сладостную, похожую на одинокую трель соловья.
Лена смотрела на него, слегка раскрыв губы. Глаза ее распахнулись от удивления, словно она тоже услышала эту песнь.
И он все понял. Он держал ее за руку и дрожал от благоговейного ужаса.
После музыканты всю молодежь подняли из-за стола на танцы.
Потанцевав, все сели за стол, выпили.
Свидетель объявил:
Пусть тамада чуть отдохнет,
Теперь за песнями черед.
Давайте будем мы верны
Старинному завету
И в песнях отчей стороны
Восславим свадьбу эту.
Должны раздвинуть все ж меха,
Воздать мы честь невесте
И удалого жениха
Почтить с невестой вместе.
 Женщины затянули протяжную свадебную песню:
Пели женщины дружно и негромко, и потому разлад песни с баяном не казался особенно раздражительным. Песня была прощальной, и когда она кончилась, деревенские женщины, – а именно они были заводилами, – засобирались. Молодожены, председатель завкома пытались уговорить их, но те разъяснили:
– Повеселились бы еще, попели, дорогие наши приветливые хозяева, да в другое место поспеть надо. В городе-то редко бываем, а уж, коль выберемся, ко всем родичам наведываемся. Так что извиняйте.
Женщин проводили. Поблагодарили их за песни и за то, что пришли поздравить молодоженов.
Олег и Лена пригласили их не годовщину свадьбы
Подошла очередь с ответным словом выступить жениху. Раздалось нечто вроде туша, до того громогласного, что Мезенцеву, поднявшемуся, чтобы ответить Громову, пришлось пережидать стоя, когда утихомирится оркестр.
Он стоял, сдвинув свои сросшиеся у переносья брови, и Громов, с большим любопытством следя за его лицом, стремился угадать, что он скажет. Мезенцев ждал не садясь.  Олег начал: – Дорогие друзья, товарищи, гости, родные! Мы, с женой благодарны вам, что пришли поздравить нас с этим замечательным днём в нашей жизни, Мы оправдаем ваше доверие. А теперь поднимем бокалы за всех присутствующих.
Все воспрянули духом: те, кто способны были пить до полусмерти, нашли, что они еще только начали входить во вкус попойки; те, кто плясали, увидели, что они еще не отбили каблуков; те, кто горланили песни – что они еще далеко не охрипли, а те, кто умели, щелкая по бочонкам, определять, сколько в них осталось вина, решили, что вина осталось еще гораздо больше, чем было выпито... Даже с музыкантов при ярком свете лампы слетели сонливость и усталость, и у гармониста снова появился меланхолический вид.

Лена просила не кричать «горько», хоть это и русский обычай, ей было неловко. Но она предупредила всех, кроме отца. Отец говорил: – Это демонстрация того, что физические отношения соединяются не только браком, а также то, что это не является греховным. Так что «горько» кричали и они целовались.
Зачитывали шутливые послания.
–от обувной мастерской: желаем не оказаться под каблуком у жены;
–желаем пополнения в наши Вооруженные Силы – Министр обороны;
– дорогие молодожены! В жизни желаем идти только прямо и не заглядывать налево. – Госавтоинспекция
Один из плюсов был – это то, что друзья у них с мужем в большинстве своем общие, все друг друга знают. И поэтому все были задействованы в развлекательной программе благодаря Лениной замечательной свидетельнице. Были у них "бывшие" подруги мужа. Исполнявшие "плачевные жалобы" на то, что потеряли любимого и гневные песенки про ту, которая собственно прибрала его к рукам (ну например, такие известные песенки, как "Угнала", "Чужая свадьба", "Сижу на свадьбе у любимого" и еще другие). А, самая популярная у гостей была песня "Без вины виноватая". Ее исполнила сама свидетельница. Так у нее проникновенно получалось...  «Холостого любила тебя, полюблю и женатого».
Лене был доставлен подарок в такой большой коробке (предположительно из-под холодильника).  Весь перевязанный ленточкой, которую невесте нужно было перерезать в семи местах, что оказалось довольно проблематично. В общем, распаковав подарочек, Лена обнаружила там выскочившего под музыку "шоколадного зайца" (им был знакомый очень смуглый от природы). Зайчик пользовался успехом не только у Лены, но и еще у многих женщин, так как был он такой славненький, с голым торсом в кожаной жилетке и большой кепке с бантиком. Он по ходу текста обсыпал всех карамельками и ирисками, давал женщинам ласково потрогать кончики своих ушей (и не только).  Короче «ласковый мерзавец» да и только. 
Ну и еще один момент веселенький был. «Забрели  на свадьбу  бомжи». Ой, все долго смеялись над парнями с нарисованными фингалами и обтягивающими колготками, с сетками и пустыми бутылками, в изодранных одеждах. А так как парни были уже изрядно выпившие, то слова читали они с трудом и так все "естественно" получилось. Типа пришли мужики опохмелиться -   сами лыка не вяжут. А еще естественности им придавал тот факт, что пустые бутылки из-под пива кто-то притащил им из дома, где они видимо, лежали долго-долго на теплом балконе немытые. И они воняли так конкретно, как будто только что с помойки. Конечно, присутствующие не могли этого не заметить, так как воняло не по-детски. 
 Они танцевали свадебный танец, их осыпали лепестками. После этого танца все остальные тоже танцевали.
А так сидишь и радуешься, удивляешься, получаешь удовольствие от собственной свадьбы. Лена чувствовала себя счастливой… Их свадьба была уютной и дружелюбной, было много детей, вообще полно народу, кто-то стоял, кто-то сидел (пришло больше, чем рассчитали).
Потом подали торт. Торт делали на заказ, там была какая-то надпись. Торт подали в двадцать четыре часа. Всех поразила статуэтка на торте. Первый кусок отрезают молодые, дают родителям. Свидетелям подали только второй кусок как приглашение на первую годовщину.
  Ровно в двадцать четыре  часа тридцать минут  молодые, ушли спать, а гости еще сидели.  Перед выходом Лена бросала букет, попал  сразу в трех человек – отрикошетил.
Молодожены дома были минут через двадцать минут после официального завершения, хотя если идти пешком, то минут за пять можно дойти. Первым  желанием Лены было снять платье. Пока то да се, приехали  родители,  ночевали гости у родителей Лены. Где-то в семь утра наш первый супружеский день закончился, а у пап все только началось, они на официальной части почти не пили.
После было еще два дня празднования.
Свадьба их, к счастью, обошлась без неприятных моментов. Несмотря на всеобщее мнение "какая же свадьба без драки", все были настроены очень позитивно. 
По окончании двух традиционных дней они еще  поехали на дачу на шашлыки к Лениному дяде-охотнику. И Лена, как жена, честно "заслужившая" своего мужа и прошедшая через все испытания, давала победные залпы из всякого там оружия (двустволка, одностволка, что там еще было?), чем очень сильно обеспокоила соседей по даче. Все долго смеялись, когда Лена начала стрелять, а из кустов выбежал мужичок и давай драпать со всех ног оттуда (видать подумал, что убьет).


Рецензии