Мерцающие Шахматы. Нет того чувства обречённости

Помню как в начале декабря 1969 года страдал международный мастер Георгий Алексеевич Иливицкий в зале публичной библиотеки на улице Красной в славном городе Краснодаре. Иливицкий возглавлял команду Свердловской области, играя на первой доске.На второй доске тогда у свердловчан играл Орест Аверкин, на третьей Михаил Сергеевич Соловьёв... На доске девушек сражалась уже тогда знаменитая Людмила Саунина. Иливицкий показывал в турнире супер-класс. По определению Давида Ионовича Бронштейна класс - это умение выиграть партию по заказу. А супер-класс - это умение делать ничьи: одну к одной, сколько надо, подряд! Вот этим он на турнире и занимался, по существу блокировав первую доску командного первенства России. На турнире блистали две команды - Горьковской и Свердловской областей. Вот в матче этих двух команд Иливицкий и занервничал. Отчего он нервничает, я не видел. Позиция стояла вроде бы спокойная, ровная. А он постепенно краснел, и нервно покусывал губы, изредка бросая взгляды куда-то вбок и вниз.
Зал был богато украшен шахматными картинами Галины Сатониной. На девушку горьковчан я тогда внимания не обратил, но через четверть века она спасет мне и моей дочурке жизнь.
Итак, Иливицкий нервничал. И нервничал он оттого, что видел, как постепенно проигрывает пешку. Одну пешку в одном стратегически важном пункте. И его естественно постепенно охватило чувство обречённости. Оно всегда настигает шахматиста, сделавшего серьёзную ошибку на доске. А проигрыш пешки - что может быть хуже?
Есть! Есть такая проблемка в ортодоксальных шахматах!
Проиграв минимальный материал лишаешься энергии духа. И соперник в других партиях допускающий серьёзные просчёты именно с тобой играет как зверь. И ничего не прощает!
Мне в раннем детстве повезло! В шесть лет, проигрывая своему первому учителю - Валерке Егорову - Рыжему - на балконе Большого дома вдрызг очередную партию я сделал отчаянный предсмертный шах ферзём. А оказалось - это мат!
Восторг от случившегося чуда много лет двигает мною во время шахматных баталий. Но это редко кому выпадает. Не только человек, но и шахматный король порой внезапно смертен! Но в ортодоксальных шахматах это чудо происходит нечасто. Мне довелось даже составить шахматную задачу - девятиходовку - в которой мат ставится в центре доски последней пешкой. Задачу я посвятил памяти великого немецкого шахматного композитора Байера, составлявшего подобные задачи еще почти за век до меня. Но всё это - исключения!
А вот в Мерцающих Шахматах внезапный мат - повседневное маленькое чудо. Поскольку природа их намного ближе к обычной человеческой жизни. Вот и в нашем примере на иллюстрации, несмотря на чудовищный перевес белых они получают внезапный мат в центре доски! Их серия ходов! Можно двинуть каждой из фигур по одному разу. Но спасти короля нельзя!
Нет в мерцающих шахматах того чувства обреченности при потере материала, которое давит на ортодоксального шахматиста.
А есть постоянное ожидание чуда!
***
Ну, и раз уж я заикнулся: тогда Свердловчане стали обладателями Кубка Чигорина и командой-чемпионом России. Горьковчане оказались вторыми. А картины Сатониной я очень люблю показывать маленьким детям. Они с тех пор всегда со мной.


Рецензии