Прогулки по старому посаду

Несколько отрывков из книги..........

На картах Мелекесское кладбище значится  в 1847 году, хотя там уже имелись более старые захоронения. Место для кладбища в соответствии с указом Сената от 1 ноября 1771 года было выбрано далеко за городом.  Территория была обнесена деревянной оградой с арочными каменными воротами. Над воротами была надпись: «Грядет час, в он же вси сущие во гробех, услышат Глас Сына Божия», которая была убрана в 20-х годах ХХ века. Две аллеи кладбища сходились у заложенной в 1911 - 1912 годах купцом I гильдии А. А. Таратиным  церкви Святых Софии и Алексея. На Мелекесском кладбище в период с 1847 года было сделано несколько тысяч захоронений. Это в пересчете на единицу площади превышало все санитарные нормы. Официально кладбище было закрыто для захоронений в конце 60 начале 70-х годах ХХ века в связи с несоответствием принятым нормам «плотности захоронений».

   Пасха. 
Посад в эти дни не торговал. Были закрыты все магазины, склады, пассажи, банки, торговые конторы. Фабрики, мельницы и заводы становились на ремонт. Ходили в гости, на народные гулянья и заполняли многочисленные трактиры, питейные заведения и пивные.
На первый день пасхи не нанести визита и не поздравить с праздником начальство, родных и знакомых значило потерять по службе, заслужить упрек родственников и обидеть друзей. Поэтому первые два дня праздника отдавались визитам. Все почти лихачи и извозчики были заняты визитерами.
То и дело слышались прибаутки, типа:
Ну-те, братцы, собирайтесь до кучечки!
Пойдем в село, поздравим с праздником,
С Христовым днем, с красным яйцом.
В пасхальные дни не забывались и усопшие – родственники и друзья.
И каждый мелекессец считал своей святой обязанностью навестить их на посадском кладбище и отслужить по ним литию.
Ходили туда обычно всей семьей (кстати, этот обычай существовал еще в 60-х годах ХХ века) Приходили, крошили на могилку куличи, пасху, яйца и наманивали ими на могилу божьих птиц. Голуби, воробьи, галки тучами носились над кладбищем.
Церковный причт не успевал справлять треб. Служили наскоро, на ходу.
В обычае у мелекессцев было сажать в этот день у изголовья могилы, проросшие за неделю ветки вербы. Из веток вербы, молодых тополей, липы и клена вырастали деревья, и кладбище превращалось в тенистую рощу.
Уважение к покойникам внушалось мелекессцам с раннего детства. И когда по улице двигалась похоронная процессия, ни один посадчанин не проходил без того, чтобы не снять шапки и не поклониться покойнику.
Заканчивались праздничные пасхальные дни, пользующей  большой славой, ярмаркой, которая собирала народ на 7-8 пятницы после пасхи.
Торговали разными крестьянскими изделиями, «красными, периными и панскими товарами. Торговали здесь по рядам, каждый из которых был специализирован на определенных товарах. Были ряды: ветошный, сапожный, медовый, седельный, овощной (зеленые ряды), котельный, перинный, щепетильный (галантерейный). Своеобразны были и торговые нравы. Покупатели, торгуясь, перекрикивали продавцов, те не отставали от покупателей. Нередко вступали в ожесточенные споры продавцы одинаковых товаров, желая перехватить покупателя. От всего  этого на площадях стоял неумолчный шум и гул.
Но,… но эта уже другая история.   
Словно сон промелькнула для меня экскурсия в прошлое.
Я прощаюсь с тобой мой родной Мелекесс. Досвидания, моя малая родина.

(на снимке: Вот такие мощные,ажурной кладки из красного кирпича, добротные парапеты поддерживали пролет деревянного забора на старом Мелекесском кладбище (район Автовокзала).
В 60-х годах ХХ века еще украшали вход на кладбище кирпичные арочные ворота, в едином стиле с кладбищенским забором (ныне снесены).


Рецензии