Хлусович Иван Михайлович
В РККА с мая 1932 года, был призван Красненским районным военкоматом Смоленской области.
С мая 1932 года учился в 11-й Ворошиловградской школе военных пилотов, которую окончил в декабре 1933 года.
Служил в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
14 апреля 1936 года ему было присвоено воинское звание «лейтенант».
Командовал звеном в 107-й истребительной авиационной эскадрилье.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года в качестве командира звена истребителей И-16.
Всего в Испании произвел около 140 боевых вылетов, участвовал в 25 воздушных боях.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
19 февраля 1938 года ему было присвоено воинское звание «капитан».
Участвовал в боях над Халхин-Голом с 15 июля по 16 сентября 1939 года, командовал эскадрильей 56-го истребительного авиационного полка.
Сбил в составе групп 4 японских самолёта.
С мая 1940 по июнь 1941 года учился в Академии командно-штурманского состава.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Западном фронте, с июня по август 1941 года был заместителем командира 129-го истребительного авиационного полка. С августа по октябрь 1941 года был командиром 3-й эскадрильи, заместителем командира 180-го истребительного авиационного полка, воевал на Калининском фронте.
К 1 сентября 1941 года произвел 45 боевых вылетов, участвовал в 3 воздушных боях.
«…Командир полка капитан Сергеев покинул место прежнего базирования только в середине дня. Ведомыми у него были капитан Хлусович и лейтенант Борис Власов. Над Старицей эта группа встретилась с вражескими истребителями и завязала ожесточенный бой. Немцам, имевшим численное превосходство, удалось сбить самолет лейтенанта Власова и повредить машину командира полка. Тем не менее, Сергеев и Хлусович оторвались от противника и произвели посадку на окраине Калинина. Командир полка сразу же вылез из кабины, а Хлусович несколько задержался. Осмотревшись, заметили, что они здесь одни.
- А где же наши? - тревожно спросил Хлусович.
- Сам удивляюсь, - развел руками Сергеев.
- Надо немедленно взлетать. Что-то здесь не так, - предостерег Хлусович.
- Сейчас взлетим, только посмотрю, что с колесом.
Тем временем к самолетам вплотную подкатил грузовик, и из кузова его посыпались немецкие солдаты. Они мигом набросились на Сергеева. Тот даже не успел вытащить пистолет. Хлусович поспешил запустить двигатель. Это удалось не сразу. Пока летчик возился с насосом, подбежал немецкий офицер. Размахивая пистолетом, он на ломаном русском языке несколько раз прокричал «Вылазь». Хлусович не торопился выполнять команду немца. Тогда гитлеровец, ступив одной ногой на плоскость, потянулся к кабине. Но Хлусович выхватил из кобуры ТТ и с размаху ударил противника по голове. Немец свалился, уронив свой пистолет в кабину самолета. В ту же секунду запустился мотор. Самолет рванулся с места и пошел на взлет поперек площадки. Вслед ему загремели автоматные очереди, однако он улетел…»
(Из книги А. Ф. Семенова «На взлете»)
С 14 октября 1941 по 18 декабря 1943 года, командуя 180-м истребительным авиационным полком, участвовал в боях под Москвой, на Калининском, Юго-Западном и Центральном фронте.
В 1942 году ему было присвоено воинское звание «майор».
Защищал Сталинград, участвовал в Курском сражении. Под его командованием полк заслужил гвардейское звание и стал 30-м гвардейским истребительным авиационным полком.
22 июля 1943 года присвоено звание подполковника.
С декабря 1943 года по май 1944 года на 1-м Украинском фронте командовал 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизией, участвовал в Проскуровско-Черновицкой операции.
4 февраля 1944 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
С мая по сентябрь 1944 года был в резерве офицерского состава ВВС.
С сентября 1944 года до конца войны был командиром 3-й истребительной авиационной дивизии Войска Польского.
Участвовал в боях за Польшу и Германию.
Летал на истребителях И-16, МиГ-3, Як-7б, «Харрикейн», «Киттихаук», «Аэрокобра».
Всего в воздушных боях сбил лично и в составе группы 12 самолетов.
После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях. Окончил военную академию им. Ворошилова в ноябре 1954 года.
15 мая 1958 года вышел в отставку в звании полковника.
Проживал в городе Львов (Украина).
Умер 12 июля 2001 года.
Список известных воздушных побед И. М. Хлусовича:
04.08.1939 2/гр. Ки-27 Халхин-Гол в составе группы
05.08.1939 1/гр. Ки-27 Халхин-Гол в составе группы
01.09.1939 1/гр. Р-97 Халхин-Гол в составе группы
07.10.1941 1/3 Ю-88 Рославль в составе звена
28.10.1941 1/гр. До-215 Западный фронт в составе группы
06.05.1943 1 Ме-109 Орел лично
Награждён орденом Ленина (02.03.1938), двумя орденами Красного Знамени (22.10.1937, 06.11.1941), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), орденом Александра Невского (09.08.1943), двумя орденами Красной Звезды (20.01.1942, 06.11.1947), медалями «За боевые заслуги» (06.05.1946), «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «30 лет Советской Армии и Флота», «За безупречную службу 1-й степени», «40 лет Вооруженных Сил СССР», польскими орденами «Возрождение Польши 4-го класса» (04.06.1945), «Золотой Крест Заслуги» (23.02.1946), «Крест Грюнвальдда 3-го класса» (01.10.1946), польскими медалями «За победу и независимость» (26.10.1945), «За Одер, Нейсу и Балтику» (26.10.1945).
Свидетельство о публикации №215052100806