Язык президента

  История эта довольно быстро сошла на нет. А всё, пожалуй, потому, что оппозиции не удалось сделать на ней "волну". К их большому разочарованию, Израиль не обратил на это высказывание Александра Лукашенко никакого внимания, не говоря уже о том, чтобы вызвать в МИД белорусского посла и вручить ему ноту протеста, как было это в октябре 2007 года.
  Поводом тогда послужили следующие слова президента Беларуси:"Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город. Страшно было зайти, свинушник был. Это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут. Посмотрите в Израиле, я вот был... Я ни в коем случае не хочу их обидеть, но они не очень заботятся, чтобы подстрижена была трава, как в Москве, у россиян, белорусов. Такой город был".
  Такими мыслями и впечатлениями поделился Лукашенко с журналистами после командировки в город Бобруйск Могилёвской области, после чего был обвинён в антисемитизме, и чтобы ликвидировать последствия своего неуёмного языка в Израиль был отправлен редактор президентской газеты "Советская Белоруссия", еврей Павел Якубович, который в разных аудиториях доказывал, что Лукашенко - не антисемит, он просто неудачно высказался.
  Спустя шесть лет, выступая с очередным Посланием к народу и парламенту, Лукашенко сказал:"Вот тут сидит посол Израиля. Что нам мешает отменить визы? Вы что, нас боитесь? Не бойтесь". И поручил министру иностранных дел проработать этот вопрос, и вообще - "работать в развитие отношений с Израилем".
  А в Послании нынешнего года белорусский президент, неожиданно для всех, вновь затронул "еврейскую тему". Обращаясь к губернатору Минской области Семёну Шапиро, Лукашенко напомнил, что ещё год назад  поручил ему "всех евреев взять под контроль", и даже Павел Изотович (Якубович) не протестовал", и попенял ему, что тот никак не может "этого человека нормализовать".
  Он имел в виду владельца крупного информационного портала, на котором критиковался указ президента о тунеядцах. "А, может, он, Зиссер,- продолжал размышлять Лукашенко,- и прав. Бабка пошла помочь соседу посеять картошку, он использовал наёмный труд, плати налоги... Смотрите, мы не должны обидеть нормального человека".
  Почти без перехода Лукашенко стал развивать другую тему, и тоже весьма своеобразно. Он подверг критике служителей церкви, которые "призывают иметь детей, а сами их не имеют".
  "Ваше Преосвященство, а сколько детей у вас?... Чтобы ратовать за детей, надо самим иметь детей. Что за дремучесть! Священник такого уровня не должен иметь детей! Вот уверен, втихую где-то что-то косячат. Это я сказал:уверен. Я вам больше скажу:я знаю!".
  Такое заявление президента в чём-то покруче заявлений на "еврейскую тему". Однако влезать в церковные дела оппозиция не стала, тема слишком сложная и непривычная, а вот "еврейская" привычная, на ней можно сыграть, учитывая и прежние высказывания Лукашенко.
  Однако и её разыграть не удалось, хотя одна белорусская правозащитница, Татьяна Ревяко, обратилась в Генпрокуратуру с просьбой разобраться:под какой контроль глава государства дал распоряжение поставить данную национальную группу, в связи с какими обстоятельствами, с какой целью. И не содержатся ли в высказываниях президента признаки разжигания национальной или религиозной вражды или розни.
  Однако ещё ранее на все эти вопросы ответил посол Израиля в Беларуси Йосеф Шагал:"Никакого антисемитизма в высказываниях Лукашенко нет, он просто неудачно выразился".
  Надо сказать, что все двадцать лет президентства Александр Лукашенко то и дело "неудачно выражается". И не только по поводу евреев.    Не раз он "проходился" по Ельцину, как-то объяснив на совещание учителей, что тот старик, а вот он, Лукашенко, молод, и всё у него впереди.
  Доставалось и зарубежным политикам. Особенно часто он удивлялся "голубизне" бывшего министра иностранных дел Германии, подчеркивая, что женскую любовь он ещё может понять, а мужскую - ни принять, ни простить.
  Любит Лукашенко подчеркивать и свою всестороннюю осведомлённость, чего бы это не касалось. В минувшем году у него брала интервью Ксения Собчак и поинтересовалась у него, почему он официально не развёлся с женой, с которой давно не живёт. А вот Путин публично рассказал о своём разводе и был понят обществом.
  "А вы думаете там всё так просто было?"- многозначительно задал встречный вопрос Лукашенко. Собчак тут же встрепенулась и попыталась выяснить подоплёку произошедшего. Но не тут-то было. Лукашенко отвечал какими-то недомолвками, намёками, из которых можно было сделать любой вывод, даже такой:жена Путина нашла себе другого, поэтому они и разошлись.
  Обижаться на Лукашенко, а тем более укорять его - безнадёжное дело:он такой, какой есть. Почему он победил уже на первых президентских выборах? Потому что сельские жители видели в нём своего и с гордостью говорили о нём:"Наш Сашка".
  Это позже его станут называть "Батькой", а на первых порах он оставался "нашим Сашкой". Он остался "деревенским" не потому, что родился и вырос в деревне, а потом и работал там много лет, а потому что у него - ментальность сельского жителя.
  Вот собираются после трудового дня мужики и бабы, или по отдельности, и обсуждают всё на свете, без всякой последовательности. О чём вспомнят, о том и говоря., Так и Лукашенко:если оторвался от написанного текста, жди "откровений" на разные темы.
  И язык у него становится соответствующим - "деревенским":начинает говорить на "трасянке" -смеси белорусского с русским.
  Но ведь столько лет Лукашенко живёт в городе, неужто на него не оказала влияние городская культура? Ну а кто в большинстве своём жители городов Беларуси, её столицы? Те же выходцы из деревни, которые в послевоенный период - пласт за пластом - заселяли их, нуждающихся в трудовой рабочей силе.
  Посмотрите, о чём в большинстве своём пишут даже молодые белорусские писатели,- о деревне, где продолжают жить их родственники, и куда они приезжают за вдохновением.
  Кстати, и почти вся послереволюционная, и довоенная белорусская литература - деревенская. Все попытки создать полноценную "городскую" прозу оборачивались небольшим успехом или просто проваливались.
  В общем, какой уровень общества, такой и президент, и никуда от этого не денешься.
  Мне очень понравилось ироническое стихотворение белорусского литератора Стаса Карпова, который здорово передал особенности стиля и мышления Александра Лукашенко. Публикую его без перевода на русский язык. Думаю, оно будет понятно и так.
  "Яурэйски вапрос. Казалась - нет, а тут апяць жэ - да. Нясут мне распячатки из капира. Как  вадзим - ни едзинага жыда не смог пракантралираваць Шапира. Казалась, што нагами у землю урос, и стал на смерць, а не на ваш лэхаим. А тут... Няужо еурэйски ваш вапрос в одной аддзельнай узятай - нерэшаим? Ани ж тварат, как Коля кажа, "жэсць". Ани ж растут, цвитут, как хрэн на градке. Так выдай им звязду канцоу на шэсць, пастрой их. Лучше у шахматным парадке. И адвядзи их, скажам, у Шабаны. А знаеш, лучша сразу у Курапаты. И усё. И лиш бы не была вайны. И прыкапай их там... Па пол-лапаты".
  Вместо эпилога. Никто, конечно, никого "не построил". Один еврейский религиозный деятель заявил радио "Свобода", что Шапиру вообще нельзя считать евреем, поскольку он не соблюдает еврейские традиции, а Зиссер удивился, что к нему есть какие-то претензии у президента, и что публиковали на портале то, что считаем нужным, и будем публиковать.
  Генпрокуратура Беларуси, в свою очередь, сообщила правозащитнице Ревяко, что в её письме нет "предмета для дискуссии"(?).
  Новое правительство Израиля, сформированное 7 мая, пока забыло о том, что оно должно дать распоряжение о введении безвизового режима с Беларусью в действие, ведь белорусская сторона уже все процедуры по этому поводу завершила.
  Белорусская же оппозиция ждёт очередного "сюрприза" от Лукашенко:чтобы ляпнул такое-эдакое, за что можно будет ухватиться...


Рецензии