Знакомьтесь - я ваш страх. 2

Игра на опережение

Я его ожидал. Я его предвидел. И все равно не всегда успевал среагировать. Но работа продолжалась – и она не могла не принести плоды. Постепенно страх начал открывать себя.
Он жил по своим законам – и эти законы мне предстояло обнаружить.
Итак, я пребывал в настоящем моменте со всеми его данностями – но только небольшой частью своего сознания. Остальное же пространство моего внимания находилось в мыслях. Их великое множество, но можно выделить два направления.
Многие вещи или жизненные ситуации я считал благом для себя. Это строго индивидуальный набор, сложившийся частью из опыта частью из имевшихся представлений. Так вот, определенная доля мыслительного процесса была направлена на достижение этих благ. Проще говоря, я, как и каждый человек, хотел быть счастлив.
Но такой же индивидуальный набор касался и тех моментов, которые я считал нежелательными для себя и которые тем самым мешали моему счастью.
Мои мысли бродили между двумя полюсами – положительным, желанным – и отрицательным, которого всячески хотелось избежать. Так вот, страх вылезал из своих схронов каждый раз, когда маятник качался в отрицательную сторону.
Но здесь открылось важное наблюдение – в абсолютном большинстве случаев такое его движение не было объективным – я сам прогнозировал это.
Мой ум раздвоен по своей природе, и любое явление он рассматривает с точки зрения двух сценариев – положительного и отрицательного. Это как две стороны медали.
Например, я оформляю в банке кредит. Хорошая коммерческая схема сулит прибыль, и прикладываются большие усилия по ее претворению в жизнь. То есть, медаль сделки повернута ко мне положительной стороной. Я уверен.
Но отрицательная сторона присутствует тут же – просто я ее не хочу замечать. Сотни факторов могут нарушить мои планы – и окружающие предупреждают меня. Но этого сценария пока не существует в моих мыслях.
Итак, процесс пошел. И первый же сбой – а без них никак – поворачивает медаль отрицательной стороной. Я пока стараюсь ее не замечать, прикладываю усилия по исправлению ситуации. Но, если сбои продолжаются, в мои мысли закрадывается тень сомнений, и уже крах не кажется таким уж невероятным.
Стоп! Это идеальное условие для прихода страха. Как только тон проявился, медаль сама собой разворачивается отрицательной стороной, и потихоньку начинает овладевать отчаяние. Я уже забыл о самой медали, о ее положительной стороне (которая, кстати, никуда не делась), и пребываю в созданной мною же жути.
Я привел пример с банком – но такая ситуация может быть с чем угодно в моей жизни. Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, стоит подумать о нехорошем будущем – и страх тут как тут.
Вторым чуть ли не обязательным условием прихода страха является фактор неизвестности. Меня пугает все, о чем я не знаю. За прожитые годы во мне накопилось множество ролей. Этот те ситуации, которые прожиты мною, более или менее известны. То есть, я к ним внутренне готов. И есть другие – совершенно неведомые мне. И, если возникает вероятность их наступления – страх пробуждается. Это знакомо каждому. Возьмите обычного человека и поставьте на трибуну перед огромной аудиторией – скорее всего, его парализует страх. А политики – как рыба в воде.
Приведу пример из собственной жизни.
Я видел и испытал многое – но вот опыта пребывания в следственном изоляторе не было. И когда репрессивная машина довертела меня до стадии въезда во двор сего почтенного заведения, я ощутил знакомые симптомы. Страх. Новая обстановка. Сотни раз виденная по телевизору, рассказанная друзьями -  при непосредственном столкновении она внушала страх.
Потом все стало знакомо, и, оглядываясь назад, думал – ну чего боялся? Неизвестности.
Одно наблюдение стало для меня откровением. Оказалось, что непосредственно в момент свершения даже самого нежелательного события страха нет. парадоксально. Особенно это поразило меня в рассказах тех людей, кто оказался в ситуациях неминуемой гибели – но выжил. Упавший с огромной высоты альпинист рассказал после, что испуг присутствовал до полета в пропасть. Потом включился холодный расчет – мозг оценивал ситуацию, осматривал место падения и производил массу других операций.
Я в таких ситуациях не был, но и в более мягких вариантах страх в момент осуществления события пропадал, уступая место действию. Мудра поговорка "Глаза боятся, а руки делают". Да еще "У страха глаза велики..."
Опершись на проведенные наблюдения, можно было для себя сформулировать природу страха. Он возникал всякий раз, когда появлялась угроза потери контроля с моей стороны над ситуацией. И не важно – мнимая или действительная. При этом смерть – абсолютная потеря всяческого контроля, и она становилась как бы базовым страхом, их основой.
А раз так, то появлялась возможность игры на опережение. Как ни быстро страх возникает из моих глубин, наблюдение способно его упредить. Поначалу это было необычайно сложно. Удавалось – и то не всегда сразу – лишь констатировать факт – "Я уже боюсь" – и начинать с этим фактом работать. Но спустя несколько месяцев во мне оформился некий "пост", который засекал страх еще до его проявления. Я понял – есть возможность для работы.
Прежде чем перейти к практической части, приведу схематическую "иерархию" страхов. Это моя личная классификация – но она может помочь Вам разобраться в том многообразии проявлений страхов, существующих в Вас.
Первая категория страхов – повседневные. Их великое множество, и они индивидуальны. В качестве примеров можно привести боязнь потери работы, страх перед болезнями и т.п. Постоянное вранье создало страх разоблачения. Нервные срывы стали источником страха обидеть своих близких. Угонят машину, за долги заберут квартиру или дом, вторая половина узнает о романе на стороне – мы даже не представляем, какой огромный воз страхов тащим за собой. А поскольку человек устроен так, что замечает только перемены, страхи стали привычными. Мы их не замечаем. И только если в силу обстоятельств тот или иной страх резко выбирается наружу, он становится предметом беспокойства.
Еще более масштабны страхи глобальные. В последнее время их стало очень, катастрофически много. Назову лишь некоторые. Множественные сценарии глобальных катаклизмов, эпидемии с экзотическими названиями, экономические кризисы, терроризм, перманентный конец света – не много ли на человека?
Плюс у каждого в глубинах сознания таится персональный страх, периодически проявляющийся в ночных кошмарах и панических атаках. Это уже серьезный страх – тот внутренний противник, средоточие тьмы, которое необходимо осветить.
Ну и в фундаменте этого небоскреба страха находится базовый страх перед смертью как концом всего.
Вот такая иерархия. Она, конечно, в первый момент просто повергает в шок – ведь все это находится внутри меня, и ни о каком приближении к счастью с таким грузом и речи быть не может.
Когда-то в молодости я занимался легкой атлетикой – бегал на средние дистанции. Тренер периодически устраивал своеобразную экзекуцию – одевал на нас утяжеленный жилет килограмм в сорок – и мы бегали с этим грузом. Очень тяжело. Но, когда снимаешь – кажется, летишь по воздуху над землей.
Итак, страх стал узнаваемым. Я мог определить его появление. И необходимо было принимать какие-то шаги. Избавиться невозможно, закрыться то же. Оставалось...

Попытки найти контакт
Конечно, вначале я пытался сотрудничать со страхом интеллектуально. Ведь многое было понятно. Но оказалось, что одно дело – мои рассуждения в тихой и спокойной обстановке, и совсем другое – попытка их применить в момент проявления страха. Изредка, в легких случаях это помогало. Но когда захлестывал настоящий страх – все мои рассуждения отбрасывались в сторону, уступая место чему-то первобытному, глубокому.
Но в процессе работы начали вырисовываться некоторые закономерности.
Первое. Если я не борюсь со страхом, а принимаю его – он исчезает. Это очень непросто сделать, ибо необходимо опередить взрывной приход страха, но иногда такое получалось. А один раз я засек волну накрывающего меня ужаса, и полностью расслабился, приняв неизбежное. И волна прошла мимо...
Тот же эффект исчезновения страха наблюдался, если я переставал жестко контролировать ситуацию, соглашаясь с неизбежным. Другими словами, проявлял к жизни доверие.
Ну и страх исчезал в момент действия. Можно было бояться боли, но когда боль приходила – страха уже не было.
Три таких наблюдения позволили мне приняться за разработку метода управления своими страхами. Много было ошибочных шагов, неверных предпосылок, ложных надежд – но постепенно техника начала обретать очертания, работая все более эффективно.
Уверен, единого рецепта даже для двух человек быть не может – в любом случае придется искать самому. Но некая общая схема все же существует, и, опираясь на нее, Вы сможете сотрудничать с собственными страхами.
Оказалось, что вообще-то страх призван играть очень важную охранную функцию. Он оберегает человека от многих реальных опасностей. Вы сколько угодно можете  изолировать ребенка от электрического тока, но, пока он не испытает на себе его воздействие и не выработает соответствующий страх – будет пытаться залезть в розетку. То же самое с огнем, автомобилями, ядовитыми животными и другими опасностями, наполняющими мир.
Такой страх созидателен, и он помогает нам сохранить себя в минуты опасности.
Но большинство страхов другие. Они созданы нами самими и разрушительны по своей природе. Это черные дыры, высасывающие нашу энергию. Развиваться, имея внутри такую язву, просто невозможно. Именно поэтому со страхом необходимо разобраться. За годы общения с людьми я всегда задавал вопрос о наличии у них такого разрушительного страха – и всегда получал положительный ответ.
Со страхом невозможно бороться. Понимаю, что это достаточно противоречивое заявление. Очень многим знаком момент преодоления страха путем напряжения душевных сил – и Вы по праву гордитесь такими достижениями. Но дело в том, что сам страх при этом никуда не исчезает – он просто вытесняется в подсознание, пополняя и без того перегруженный "подвал". Как разовый акт такое преодоление возможно, но как система работы со страхом сомнительно.


Рецензии