Христианская государственность

Идеал Православного Самодержавия:
Слово Божие, традиции и современность


В наше время, когда человечество прошло в своем развитии по пути мирового прогресса далеко от первобытного состояния, передовому и секуляризованному уму представляется неким анахронизмом – анахронизмом сказочным – представление о добром Царе и его Царстве, идеал Православной Монархии. Но в истории России основанием и опорой являлось и является православное мировоззрение, несмотря на попытку в XX веке уничтожения Русского Православия – эта вера, а вернее Бог этой веры, остается источником и хранителем русскости. Подтверждением тому служит и печальный и безуспешный опыт хилиастического строения современности. Русский человек не может быть неправославным, но может ли православный человек не быть монархистом? Смеем утверждать, что словосочетание “русская демократия” – суть оксюморон: даже при нынешнем политическом устройстве в России, провозглашаемом под именем демократии, взращивается некая новая национальность – так называемые “новые русские”. Мы же имеем намерение говорить теперь о том исконно русском, что основывается на Православной вере и Православием же ограничивается, то есть о традиционном русском мировоззрении и традиционном русском домостроительстве – политике.

И пусть господствующий секуляризованный ум видит все по-своему, стадо Христово – малое стадо, по слову Христову, по слову Царя Небесного: “Не бойся, малое стадо! яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство” (Лк. 12, 32). А русский ум дотоле остается русским, доколе чужд секуляризации.

Один из почитаемых православных писателей, американский иеромонах Серафим (Роуз) так говорил: “Бессмысленно обвинять нацизм или большевизм в “вандализме”, “варварстве” или “антиинтеллектуальности”, как столь же бессмысленно отстаивать демократию во имя “цивилизации”, “прогресса” или “гуманизма” или “защиты частной собственности” и “социальных свобод””. Бессмысленно потому, продолжим мы, что все эти “общечеловеческие ценности” основываются на посылке необходимости прогресса в истории. А материальный прогресс не есть добро сам по себе, но основывается на удовлетворении растущих потребностей – растущих страстей человека, и зло, таким образом, является источником и движителем прогресса.


Традиционно же русское знать не трудно, коли есть желание. Сам Господь научил: “просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам” (Мф. 7, 7).

Великий русский писатель-патриот, выдающийся политик, верный сын Православной Церкви и верноподданный Русского Царя Николай Васильевич Гоголь, размышляя о России, полагал, что для благого мироустройства в области социальной государство Русское должно идти путем консерватизма и легитимизма, основанном – всеконечно – на определении Церковного и Земского Собора 1613 года: не движение вперед по пути прогресса “в объятья беса”, не реформы, а возвращение и более строгое исполнение “обычаев старины и обрядов”. Все зло – от беспокойного духа, духа мира сего. “Всякому теперь кажется, что он бы наделал много добра на месте и в должности другого, и только не может его сделать в своей должности. Это причина всех зол”, это начало демократии и всякого безбожия, это основа, отправная точка революции. “Поверьте, что Бог не даром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит”. Преобразования в России – по Гоголю – должны основываться на том, что нельзя рвать ни одной традиции отцов, не улучшать ничего по своему разуму, ибо все институты, законы, должности и установления в Царской России – совершенны: “Чем больше всматриваешься в организм управления губернией, тем больше изумляешься мудрости учредителей: слышно, что Сам Бог строил незримо руками Государей”. Социально зло не в законах и учреждениях, а в извращении их грешными людьми. Посему каждую должность и каждое сословие надлежит ввести в законные границы, а чиновника – “в познание его должности”. И над всеми верноподданными – хозяин Земли Русской – Царь, который ответственен перед Хозяином Небесным. Иной порядок в России – порядок воровской.

Гоголь свидетельствовал, что спасти душу можно только в Церкви, а принадлежать Церкви – неоценимый дар Божий и открытый путь в Отечество Небесное: “Поблагодарите Бога прежде всего за то, что Вы русский”, ибо свободная во Христе Россия – это страна Православная, а русский – то же, что православный. Ибо Самодержавие стоит на страже благочестия своих подданных. И государственная служба для этих подданных несет религиозный смысл. И вместе с тем: “Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское. Слышна возможность основанья гражданского на чистейших законах христианских”.

Утвердившись на основании законной власти и законного порядка, Гоголь говорит о построении единой православной культуры. Никогда еще в светской литературе не раздавался голос такой сыновней любви и такого благоговения к Святой Православной Церкви: “Церковь наша должна святиться в нас, Церковь, которая вся своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все вопросы наши, может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, дать силу России, изумить весь мир”. Гоголь был церковным человеком, глубоко понимал дух Православия. Он трудился ради просвещения церковного. И результатом этого просвещения должно стать преображение общества – в общество, основанное на церковной соборности и хранимое законной православной властью – властью Монарха из Богоданной Руси Династии Романовых в соответствии с Законом о Престолонаследии и Манифестом Императора Павла. Гоголь – этот апостол нравственности – твердо заявил, что Истина в Православии и в Православном Самодержавии. И имеет ныне Русь Страдающая твердое слово Гоголя.



Один из русских духовидцев, живший праведно и мученически во времена Императрицы Екатерины II и Императора Павла I, предсказавший страдания Императору Николаю II задолго до его рождения, назвавший тогда и имя будущего Царя-Мученика, преподобный Авель о позднейших временах пророчествовал: “Кровь и слезы напоят сырую землю. И паки: огонь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний – власть безбожная будут бичевать Землю Русскую, казнить лучших людей русских. Сие есть гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. Бог медлит с помощью, но подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского. Велика потом будет Россия, сбросив иго безбожное. Вернется к истокам древней жизни своей. И процветет аки крин небесный. Великая судьба предназначена ей”.


...Полноте, да серьезно ли все это, да можем ли мы, цивилизованные люди верить этому? – слышит уже вещее наше, как маловерующий или вовсе неверный ум задает вопрос сей. Что же сказать на то? Конечно, образованные светски современные люди могут и не верить в существование диавола, но зло от этого не перестает быть реальным. И потому дальнейшие размышления наши направим в русле добра и зла, а не рациональности, удобства, комфорта или удовольствия и неотмирности, тернистости, труда или страдания.


И как же нам, людям разумным, надлежит разумно думать о государственном устройстве? Послушаем, что говорил об этом один из лучших сынов русских – святитель московский Филарет.

Исходящей основой для множества людей, объединенных языком и обычаями, является некое меньшее племя, а сие меньшее племя в свою очередь исходит от семьи, в которой и лежит семя государственности, в которой первый образ власти. Власть родителей естественна: от них рождаются дети, от них и образовываются. Дети, не могущие и жизни своей сохранить без повиновения родителям, есть природно подвластные. Но власть эта родительская не сотворена родителями, ибо не могут родители произвольно дать жизнь детям; и не дана власть эта родителям детьми, а произошла вместе с человеком. От Кого? Очевидно, от Того, Кто сотворил человека. Тут и открывается глубочайший источник и высочайшее начало первой, и следовательно всякой последующей между людьми власти – в Боге.

Какой же способ составления человеческого общества является природным? Очевидно, что простейшие общества (например, общества муравьев или пчел) основываются не на конституциях и хартиях, но на природном установлении Творца, ибо не могут простейшие, подобно мечтательному человеческому уму, составить конституции и хартии. Не разумнее ли и людям пользоваться тем, что в природе вещей. Мать не заключает договора с ребенком, чтобы он меньше кричал, а она бы его кормила грудью, пеленала и прочее. Договор возможен, если его заключают сознательно и добровольно. Но кто из мудрых века сего может сказать, когда и как он вступил в общественный договор? Во время ли совершеннолетия? Но кто определил сие время? И был ли он вне общества до совершеннолетия? Не вернее ли, как и проще, и в повиновении и в прочих отношениях к обществу разбираться по праву и обязанности рождения действительного вместо вымышленного договора.

Общества, основанные на идеях и умозрениях, не стоят твердо долго: нет ни единодушия, ни доверенности. Власть неприродная вынуждена думать о своем сохранении более, нежели о нуждах общественных. Очевидно, не на человеческих умозрениях основывать должно государственное благоустройство.

Лишь власть Царя Православного является на земле природной властью, но дается она лишь народу, верному Богу в неискаженной вере отцов, народу, живущему идеей торжествующего патриотизма, когда слово “патриотизм” становится синонимом слова “Православие”, ибо Православие – это вера отцов. Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего Царствия непреходящего – Царя наследственного. Не народ “выбирает” себе возглавителя, но Бог предызбирает и являет его при его рождении. И подобно тому, как есть множество религий, говорящих о Боге устами своих умных пастырей – кому как видится Бог, и все прославляют Его, кому как нравится, но есть Православие, которое уже в названии своем свидетельствует о своей правоте или ортодоксальности, то есть не видения и представления умных пастырей, а мудрое сохранение данного от Самого Бога через пророков и апостолов Его, когда не изменится ни догмат, ни обряд единый, так подобно этому существует в окружении демократических и республиканских устройств Православное Самодержавие.

Конечно, в мире нашем совершенства воплощенного нет среди людей. Являясь смертными людьми, и Монархи бывают далеки от идеала. Тому подтверждением служат беды народные в разные времена, да даже и страдания и смерти святых – избранников Божиих (можно назвать здесь для примера святителя Иоанна Златоуста, святую диаконису Олимпиаду, святителей Василия Великого и Григория Богослова, преподобных Максима Исповедника и Максима Грека, священномученика Филиппа, митрополита Московского, святителя Никона, Патриарха Московского, преподобного Авеля Прорицателя – это лишь немногие, кто может свидетельствовать о несовершенстве христианских Монархов). Но мы говорим сейчас о законной Богоустановленной власти и об идеале государственного устройства. Святитель Филипп, митрополит Московский говорил, что Царь по естеству подобен всякому человеку, а по власти подобен Богу. В лучшие времена в сердцах русских тверже, чем в хартиях иных государств было начертано всеобъемлющее постановление государственное, которое заключается в следующих словах: святость власти и союз любви между Государем и народом... Подлинно было так, но не знаем мы, нынешние, этого, потому-то и Царство как государственное устройство представляется нам чем-то сказочным: нет законной о законе Божием власти, нет и любви между властью и народом.


Господь установил Царскую власть как Единодержавную и Самодержавную. Господь помазал на Царство и первого Царя Своего Саула. Помазанники Его – все Цари ветхозаветные и православные. Именно помазанием отличается власть богоустановленная от попущенной Богом. Вот мнение преподобного Исидора Пелусиота: “вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть Царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае нести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев”. Помазанием Бог не стесняет человеческой свободы, Он только дает благодать для истинного служения Ему. Господь заповедал: “воздадите убо кесарева кесареви и Божия Богови” (Мф. 22, 21). А апостол Его Петр учил: “Бога бойтеся, царя чтите” (1 Петр. 2, 17). Святитель Серафим, епископ Болгарский полагал: “Если Царская Самодержавная власть основана на Священном Писании и если слова Божии, определяющие наше отношение к ней, являются Божественными заповедями (Мф. 22, 21; 1 Петр. 2, 17; Пс. 104, 15), то ясно, что мы нисколько не погрешаем, когда ее догматизируем”. И, как свидетельствует святитель Филарет Московский, основные истины о Царе и его власти можно назвать догматами государственного права. Псалмопевец Давид сказал: “Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем” (Пс. 131, 11). Слово Божие и без клятвы самодостоверно, но, по замечанию святителя Филарета, слово Его с клятвою указывает на особенную важность предмета, на преимущественную потребность и благотворность несомненного удостоверения о нем. Каков же этот предмет? – Наследственность Царской власти. Послушаем святителя Филарета: “Из такого представления дела, очевидно, вытекают следующие истины или догматы:

Первая, что Бог посаждает Царя на Престоле, или иначе сказать: Царская власть есть Божественное учреждение.

Вторая, что Бог посаждает на Престоле Царевом от плода чрева Царя, то есть: наследственность Царской власти.

Третья, что Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: “вознесох избраннаго от людей Моих” (Пс. 88, 20).

Четвертая, что Царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий...”


Отвержение основанного на Священном Писании и святоотеческих творениях и традициях и приятие того, что соответствует рационалистическим взглядам и настроению, привело общество Русское к гибели, к февралю 1917 года. Отступление от Православной веры – только это. Бог заповедал: “не прикасайтеся помазанным Моим” (1 Пар. 16, 22). Позволил народ русский надругаться над Россией, позволил изуверам убить Царя своего и вот – страдает в бесчестии. Велик грех гибельного попустительства, и первые среди виновных – нетвердые от духовной власти: Синод и большинство иереев (так считал святитель Феофан Затворник). Но есть ли у нас надежда на восстановление славы русской о Боге? Да! есть. Есть, покуда жива вера Православная в сердце русском. Нет предела милости Божией и нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Шатания и нестроения сейчас в государстве Российском, да и в самой Церкви русской (экуменизм и обновленчество – обрядовое, календарное и прочее заявляют о себе).

Но предсказано возрождение русское через усердие святых. Должно здесь назвать имена преподобного Авеля Прорицателя, преподобного Серафима Саровского, старцев оптинских, глинского старца схиархимандрита Илиодора, святого праведного Иоанна Кронштадтского, блаженной Паши Саровской и других прозорливцев Божиих. Духовник святого Царя Николая II Александровича великий русский святитель современности высокопреосвященный Феофан Полтавский, Новый Затворник (живший, кстати говоря, последние годы земной жизни во Франции, в Лимерэ и похороненный на общественном кладбище, на окраине Лимерэ, могила под номером 432, на пятой аллее налево; у могилы этой и сегодня происходят чудеса по молитвенным просьбам людей, приходящих к Святителю с простодушною верою) оставил нам свидетельство: “О, Россия, Россия!.. Как она страшно погрешила перед благостью Господней. Господь Бог благоволил России дать то, чего ни одному народу на земле не давал. И этот народ оказался таким неблагодарным. Оставил Его, отрекся от Него и потому Господь предал его бесам на мучение. Бесы вселились в души людей, и народ России стал одержимым, буквально бесноватым. И все то, что мы слышим ужасного о том, что творилось и творится в России: о всех кощунствах, о воинственном безбожии и богоборстве, – все это происходит от одержимости бесами. Но одержимость эта пройдет по неизреченной милости Божией, народ исцелится. Народ обратится к покаянию, к вере. Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит Православную Монархию. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле. Он будет большим реформатором и у него будет сильная Православная вера. Он низринет неверных иерархов Церкви, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всем”. И еще: “Я не говорю от себя. А то, что я слышал от богодухновенных старцев, то и передал... Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа, будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и тепло¬хладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место. По женской линии он будет из рода Романовых. Россия будет мощным государством”.


Митрополит Питирим (Окнов) Санкт-Петербургский говорил, когда определял значение Русской Монархии: “Помазанник Божий есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда полезна. Народовластие же всегда гибельно, ибо Богу было угодно постановить, чтобы не паства управляла пастырем, а пастырь паствой”. И действительно, не бывать никогда у власти ревнующему о благочестии правителю при демократии, если даже допустить возможность существования идеальной демократии (речь идет, разумеется, о неправославных странах): немощные духовно избиратели не будут голосовать за обещающего все условия для спасительных подвигов.


Говоря о возможности восстановления русского Самодержавия, о покаянии как условии возрождения, святитель Иоанн Сан-Францисский научал, что всерусское покаяние ради снискания милости Божией должно выразиться в двух церковных актах: первый – канонизация Семьи Царственных мучеников Николая II, второй – признание законного Наследника таковым.

Предки наши поклялись на Соборе 1613 года на верность Богу и Его Государю. Вот, что говорится в “Утвержденной Грамоте”:

“ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА

Утвержденная Грамота
Великаго Всероссийскаго Собора в Москве,
Церковнаго и Земскаго, 1613 года.

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан (Земли нашей), яко едиными усты вопияху, что быти (...) Царем (...) и Самодержцем Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтеннаго, – Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго Царя (...) и за их Царские Дети, Которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы положити и служити им, Государям нашим, верою и правдою, всем душами и головами.

И иного Государя, мимо Государя Царя (нашего) -(...) и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам, боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и купцам, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за един.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав большее во веки укрепление – быти так во всем потому, как в сей -Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковый, аще от священнаго чину, и от Бояр, Царских Синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди, по священным правилам Св. Апостол, и Вселенских седми Соборов святых Отец, и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприемлет; и нашего смирения и всего освященнаго Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предъидущия лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней (в Утвержденной ¬Грамоте)(...)”

Под страшной клятвой Россия. И велико же должно быть покаяние.


Таково установление Божие о Самодержавной власти и о России. Не от себя говорили мы сегодня, но сделали некоторую самую краткую выборку из православного наследия. Можно сколько угодно говорить о возможности добра для России в собственном понимании и в понимании какой-либо партии, какой-либо части людей, но должно и знать установление Божие, которое единое в силе, несмотря на отношение к нему. “Нет человека правого – прав только Бог”, – сказал Николай Васильевич Гоголь. Нет групп и партий правых пред Богом, партии все левые – осознанно или нет, правы лишь сущие во Христе в уповании спасения собственного в сонме верных душ, чая по слову Царя Давида: “Господи! силою Твоею возвеселится царь” (Пс. 20, 1).


Источники:
1. Н.В. Гоголь. “Выбранные места из переписки с друзьями”.
2. Филарет, митрополит Московский. Слова и речи.
3. Архиеп. Серафим (Соболев). Русская идеология.
4. Архиеп. Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании.
5. Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии в России.
6. Митрополит Макарий. История Русской Церкви.
7. Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие.
8. Епископ Феофан Затворник. Толкование послания ап. Павла к Римлянам.
9. Св. Василий Великий. Творения.
10. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.
11. Градовский А. Начала русского государственного права.
12. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву.
13. Коркунов Н.М. Русское государственное право.
14. Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
15. Святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский. Происхождение закона о престолонаследии в России.
16. Житие преподобного Авеля Прорицателя.
17. Архиепископ Аверкий Сиракузский и Троицкий. Современность в свете Слова Божия.
18. Иеромонах Серафим (Роуз). Человек против Бога. Нигилизм.
19. Монахиня Нектария (Мак Лиз). Свет невечерний. Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Всероссийской Императрицы
20. Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский.
21. Ричард (Фома) Бэттс. Пшеница и плевелы. Григорий Распутин и Царская Россия.


Рецензии