Изгнание из страны исполинов
Я только что возвратился из тех мест, которым ученые из четырех пятых нашего народа не придают значения, и где у пилигримов из ближних и дальних углков России от восхищений перехватывает дыхание. Здесь такие просторы, такие картины, такая мощь, что всякий, побывавший тут, заряжается жизненной силой на много времени вперед.
Судя по всему, это остаки города, который греки называли Экзерпей, и который так и блуждает по древним картам. У славян глухие отголоски о нем сохранись заодно с названием Бегибор.
В двух словах.
Основу города сотавляют пять рукотворных удлиннённых почвенных пирамид, каждую из которых венчает круглый купол. Лицевую же, фронтальную стену города, являют остатки мощной цепи земляных башен. И в глубине города - самая вершина его, которую тоже венчает круглый купол.
Надо сказать, что привязать этот ансамбль к новым временам, и даже к средним векам славянства вряд ли удасться. На черепках керамики, что разбросаны тут очень щедро, есть насечки, скорее руны, чем кусочки неведомого орнамента.
То есть - веет от здешних ковылей временами былинными. И с тех пор окрестные места - а это лет с тысячу - оставались необитаемыми. Тут в веках двигалась диафрагма лесостепи, И всякое освобожденное для засева подсечное поле лет через пятьдесят опять оказывалось заросшим мелколесьем. То есть - в обозримом историческом прошлом просто некому было возводить эти циклопические пирамиды . А в обозримом , точно, никто этим не занимался.Места по настоящему освоили лишь в начале 20-го века, по столыпинской земельной реформе.
Впрочем, я много об этом писал, у нас на сайте выставлены эти очерки с фотографиями. Кому интересно - в понедельник, 25 мая, в 7 часов 10 минут на радио "Мира Белогорья" , в программе "Литературные встречи",расскажу и о Бегиборе тоже.
А пока вернёмся в сегодня. Я поехал туда по вызову неких людей, назвавшихся клубом любителей старины. Увы - они оказались из тех четырёх пятых моих читателей, кого интересуют сугубо насущные ценности. Когда я оказался рядом с ними, то увидел, что два молодых человека в НАТОвском камуфляже споро делают подобие вертикальной норы как раз на главном куполе Бегибора.
Понятно, что ни разрешений у них нет, ни представления о том, что ищут. У них оборудование - и миноискатели, и приборы для замера разных полей. И лопаты , конечно.Очевидно, что они ездят по всем отрогам Средне-Русской возвышенности, и подобные раскопки для них - привычное дело.
Эти двое работают споро. Один большой штыковой лопатой копает, другой совковой - очищает яму. Когда я подъехал, копатели углубились метра на полтора.
Я попросил не копать глубже.За малым не побранились. Хотя силы явно не равны. Только обещание привести участкового остановило клубных копателей. Они собрались и уехали. Я пару часов подождал, опасаясь их возвращения. За это время осмотрел шурф.
Как бы это сказать, чтобы не рассмешить историков и археологов...
Я родился на хуторе рядом. Можно сказать, что солце у нас всходило из за насыпей Бегибора. Но недаром говорят о живучести мифов. Я помню, как нам, пацанам, дед Тимоха Кузин рассказывал про то, что "тут город великий был. Может - даже столица. Его змей сжёг".
А ведь мы живем как раз в полосе мифических Змиевых Валов! Загляните на сей счет, хотя бы, в "Википедию".
Словом, за жизнь на слуху у меня много чего наслоилось о курганах. Но я долго так и считал эти слухи пустым сотрясением воздуха.
А с годами начинаю понимать, что за всем этим кроется некая таинственная правда. Вот и теперь - рассматриваю шурф, и словно слушаю деда Тимоху.
Этот земельный купол правильным круглым шлемом словно надет на весь взгорок. Как стальной чехол на пластмассовую авторучку. Что интересно; почва кругом - глинозем, а купол покрыт черным дерном. На глубине в пару ладоней залегает слой спекшейся глины, повторяющий купол. Причем глина - красная - такой в округе вообще нет. И этот слой, как панцирем,накрывает содержимое купола.
Слой не то, что спекшейся глины, он словно оплавлен. Причем, очевидно, что температура плавления была такая, что горел чернозем. Он так и выворачивается.Спекшаяся глина в нём - как куски золота в породе.
Под этим панцирем залегает чернозем. Замечательный, чистый, эталонный. Чернозем такой жирный, что можно на хлеб намазывать. Откуда он здесь - на меловых откосах, в глинистой почве?
Но интересно даже не это.
Лежащий под панцирем чернозем извлекается легко, просто черпается ладонью . Он не слежася за века, потому что давление атмосферы и почвы над ним держал тот самый каменный купол. Я принес из машины монтировку и легко вогнал её во дно шурфа.
Ощущение такое, что она могла провалитьтся во внутренню полость холма.
Как смог, я засыпал шурф и уложил его остатками дёрна. Во всяком случае - ели нарочно не искать, пройдешь мимо - не заметишь.
Не знаю. Может - зря я вообще потревожил сон спящих великанов. Теперь мне уже кажется, что лучше бы о Бегиборе не знал никто.
Великаны должны просыпаться сами.
Или не просыпаться.
На снимке: шурф со слоем оплавленного панциря. Общие виды Бегибора.
Свидетельство о публикации №215052201644
сейчас власти скажут, что на археологические раскопки нет денег. Но тема чрезвычайно интересная. Что касается чёрных археологов и следопытов, то существует целая индустрия для таких кладоискателей. Результаты и цель работы этих новых шлиманов понятны.
В своё время под Симферополем пришлось большой бетонной плитой закрывать место расстрела фашистами евреев. Там, в массовом захоронении, рылись "чёрные следопыты", отыскивая золотые коронки в останках расстрелянных людей. Об этом писала газета "Известия".
Думаю, что они этот курган так просто не оставят.
С уважением,
Владимир Врубель 23.05.2015 18:47 Заявить о нарушении
Начинается лето, сезон для чёрных искателей. Они опять пойдут по заброшенным хуторам, миноискателями выслушивая завалинки и огороды. И управы на них - никакой. Ни разу я не видел там участковых, или земских депутатов. Или всем всё по фигу, извините, или мародеры делятся.
Вот такой патриотизьм
Владимир Калуцкий 23.05.2015 19:51 Заявить о нарушении