Это сын твой, Россия!

ЭТО СЫН ТВОЙ, РОССИЯ!
(Из книги «О людях и для людей»)

  Всякий раз,  подходя к Дому культуры, я невольно бросаю  взгляд на большие и  округлые окна  второго этажа, что в его правом флигеле. И в них, в ярком свете этих окон, я стремлюсь рассмотреть мелькание волейбольных мячей, услышать звуки их ударов о стены и невольно растворяюсь  в атмосфере тех далёких и просто замечательных детских лет, когда мы, мальчишки и девчонки, почти ежедневно пропадали в спортзале  всеми вечерами. С какой радостью мы все тогда спешили сюда на наши чудесные и радостные тренировки – это просто словами не передать! Вот что значит молодость! И Дом культуры, его спортзал, были тогда центром  притяжения всей нашей жизни, может быть даже больше, чем родной дом!
 А стал, этот спортзал для нас, всем родным, можно сказать, довольно неожиданно. И почти незаметно. Потому что здесь был замечательный тренер и прекрасный человек Николай Павлович Чупеев. Именно через него на многие годы волейбол стал для нас не только потребностью в жизни, но и составной её частью!
 И сейчас, спустя многие годы, я всё более и более утверждаюсь  в мысли в том, что нам здорово повезло. Что нам в юные годы встретился в жизни вот такой замечательный человек, как наш тренер. А произошло это так просто и буднично: мы учились все тогда, или  многие из нас игроков будущей детской  волейбольной команды,  в  классе восьмом Косогорской средней школы №1, позже № 65. И вот однажды на уроке физкультуры наш школьный физрук Юлий Алексеевич Блохнин спросил: «… Хотите ли вы, ребята, по-настоящему научиться играть в волейбол? Если хотите, то тогда приходите в наш Дом культуры, в спортзал, к тренеру Чупееву!..». И мы, в тот же день после уроков, всем классом,  пришли записываться сюда в волейбольную секцию.  Оказалось, что записываться пришли сюда не только мы, а и все мальчишки и девчонки изо всех школ посёлка. А через недели две или  три из новобранцев были отобраны лучшие, остальным было сказано: «До следующего набора!..».
 Занятия в секции оказались серьёзным делом и более, чем игрой. Это было, прежде всего, становление нас, молодых ребят, как личностей. Здесь, в спорте, и  началось формирование наших характеров, наших взглядов на жизнь.  Но более того – эта встреча с удивительным человеком, нашим первым тренером, и стала для нас самой светлой и радостной частью нашей ребячьей жизни. Николай Павлович Чупеев обладал очень тонким психологическим чутьём.  От него исходило очень сильное душевное тепло и потому к нему тянулись все его окружающие люди и, особенно, дети. А их, детей,  нельзя обмануть, хорошего человека они ведь чувствуют интуитивно!
 Особенно притягательна для подростков всегда бывает сильная личность. Именно такой сильной личностью и был тренер Чупеев. И потому мы готовы были выполнять любое его поручение, часами отрабатывали те или иные приёмы игры, технику, выполняли без устали физические упражнения. А во время самой тяжёлой игры не щадили себя, чтобы не подвести команду и своего тренера! Плохо выглядеть на поле у него на глазах было просто невыносимо, хуже всего на свете. Настолько сильным  было в каждом из нас  уважение к своему тренеру!
 Как сейчас вижу, и почти наяву, как  Николай Павлович в его тёмно-синем тренировочном костюме, с зажатым в коленях мячом, только-только  появились не шнурованные кожаные мячи, а ниппельные,  с насосом в руках. Сильны и уверенны движения его рук, он умело орудует насосом, наполняет воздухом мяч, и  вот он уже сжимает его в руках – пробует: «Достаточно ли?..». И затем отбрасывает его в угол. Берёт следующий. Опять качает. Мячей много, как и положено для серьёзных тренировок. А он  имел привычку их все  накачивать сам.  Одновременно с этой работой, он шутил с нами, что-то рассказывал, улыбался. Он любил всех нас, детвору. А потом, слегка устав, говорил кому-то из нас: «Коля, Саша, покачайте…». И отдав нам насос, направлялся вверх по крутой лестнице в конце коридора, в спортзал на второй этаж.
А вот он и наш спортзал! Ныне он в Доме культуры стал теперь танцевальным классом. А сколько здесь, в наше время, прошло спортивных встреч и баталий?! Сколько здесь было азарта и страстей, сколько прошло часов, счастливых дней и лет! Каждая доска пола знакома – вдоль и поперёк животом «пропахана», тянуло нас сюда с неимоверной силой в наше ребячье спортивное братство. И к каждому из нас, таких разных и непохожих друг на друга, Николай Павлович находил язык, имел свой подход, знал, когда нужно сказать и какое слово, верное слово, способное заставить задуматься и поступить правильно.
И потому во всех волейбольных секциях – во взрослых, юношеских и детских, всегда царила атмосфера взаимного уважения, товарищества и доверия. И какой бы отъявленный хулиган ни побывал на наших тренировках (двери для всех любопытных всегда были открыты), в присутствии Николая Павловича не могло прозвучать ни одного грубого слова. Он просто этого не терпел и все знали это очень хорошо.
 А внутри самой секций, спортивного коллектива,  не существовало ни кличек, ни прозвищ, ни обращений по фамилиям, а только по именам. Это была одна единая семья! Это был один дружный коллектив! Сейчас, спустя годы, я понимаю, что он был педагогом от Бога, от рождения. И педагогическая его теория строилась на его таланте, как спортсмена и педагога,  на его личном примере. И не только в спорте, но и в жизни. А более всего – на его беззаветной любви к волейболу – всё своё личное время он проводил с нами  в спортзале. Так получилось, что на Косой Горе сложилась определённая преемственность, определённая традиция. Получалось так, что наша детская команда тянулась в мастерстве и увлечённости за юношеской командой, а  юношеская команда за взрослой. И в каждой из команд были свои лидеры и асы, на которых тоже все равнялись в команде.
 Будучи ещё в детской волейбольной команде, мы старались поиграть при любом возможном  случае на любой тренировке, старались попасть на тренировки и к юношам, и девушкам, и к мужчинам, и к женщинам. Лишь бы поиграть, лишь бы ударить по мячу! А при возможности и вместе с ними поиграть на поле. Вот какая была страсть! Найти в зале свободный угол и просто «постучать» мячом о стену. И это была радость! А если случится поучаствовать в разминке, не говоря уже об игре, то это уже полное счастье, не меньшее наслаждение доставляло и наблюдение за игрой.
Впрочем, зрителей и без нас  на тренировках хватало: спортзал в посёлке в то время был самым оживлённым местом для молодёжи. Так, что на каждой из тренировок было немало и «болельщиков». Должен сказать, что все команды были очень сильными, а иначе и быть не могло при таком тренере! Чупеев к каждой тренировке подходил серьёзно и основательно.  Здесь была строгая дисциплина и чёткая организованность, что оборачивалось высокой посещаемостью и результативностью в соревнованиях.  И сам он был игроком очень азартным и волевым. Он был играющим тренером, и потому не выносил вялых и безликих тренировок и игр. Со мной вместе в команде тогда играли Николай Липатников,  Виктор Ермаков, Борис Горлов, Виктор Попов, Виктор Губанов, Валерий Гришаков и Виктор Широков. Это фамилии тех, кого я помню.
 В юношеской команде мы с восхищением следили, как красиво играют в паре Николай Баринов и Игорь Терехов, Сергей Тенненбаум и Вячеслав Худокормов, Виктор Блинчиков и Вячеслав Николаев, Игорь Кирюхин и Виталий Шкалин и многие другие. Во взрослой команде нам показывали пример красивой результативной Владимир Устинов и Юрий Костин, Алексей Белоусов и Евгений Добряков, Анатолий Карханин и Станислав Ширинков, а чуть позже и Евгений Тарасов с Владимиром  Беляевым. Но более всего мы с восхищением  наблюдали за игрой самого Николая Павловича Чупеева.
Волейбол до Чупеева  у нас в посёлке существовал лишь как дворовая игра, почти на каждой улице была оборудована волейбольная площадка, где после работы через сетку показывала свою удаль молодёжь, да и не чинились играть взрослые мужчины. И лишь по воле Николая Павловича, при его одержимости и энергии, эта дворовая игра превратилась у нас на Косой Горе в настоящий спорт, она обрела свою систему подготовки, теоретическую основу и тренировочный процесс был, таким образом, поставлен на должную высоту, стал систематическим.  Сам Николай Павлович имел все данные для игры в этом виде спорта, а также черты воспитателя и хорошего тренера, в том числе и личностные качества. Он имел крепкое физическое развитие, высокий рост, крепкую волю и быструю реакцию, твёрдый характер и непоколебимое желание победы в любой игре. В то же время он всегда умел учиться, пополнять свои знания,  стремился познавать и изучать современную тактику и стратегию игры. И главное – в нём была любовь к этой замечательной игре, и он мог, к тому же,  удивительным образом заражать ею других.
А увлёкся он волейболом, как видом спорта,  во время своей службы на флоте на Тихом океане. То есть, во Владивостоке. Здесь в соревнованиях очень высокого ранга он неплохо зарекомендовал себя, участвуя в различных  всероссийских и  всесоюзных соревнованиях. Здесь он, как игрок, прошёл через руки очень хороших тренеров, многому научился, и к концу службы уже  многое умел.
  Родился же он в Туле в простой рабочей семье, учился и жил здесь  до сорок первого года, до тех самых пор, пока его семье не пришлось из-за нашествия фашистов эвакуироваться на Урал, в город Медногорск. Было ему тогда девять лет. И это было время тяжких испытаний для его семьи, и оно ему очень хорошо запомнилось, хотя он был тогда ещё небольшим ребёнком.  Не отсюда ли у него всегда была такая доброта к людям, особенно к мальчишкам?
 Но вскоре немцы были отогнаны от Тулы, и сразу же,  семья вернулась в свой родной город. Николай поступает в ремесленное училище №1 и получает специальность токаря четвёртого разряда. Он направляется на работу на один из тульских заводов. Проходит некоторое время и его в пятьдесят первом году призывают на воинскую службу. Точнее – на флот!
 Пока он служил, его семья перебралась на Косую Гору. Отец стал работать машинистом паровоза на Косогорском металлургическом заводе. Мать же была домохозяйкой. Жили Чупеевы на улице «Трудовая», в доме номер семь. Теперь этих домов нет. Но именно сюда после службы вернулся Николай. Это был уже 1955 год, время вступления в заводскую жизнь нового цеха по производству фитингов. В этот коллектив и устраивается работать токарем Николай Павлович. Работа увлекает его, но с ещё большей страстью он продолжает заниматься и волейболом. И потому создаёт в посёлке крепкую волейбольную команду и даже спортивную секцию на стадионе.
 Тренировочный процесс вначале шёл на открытых волейбольных площадках. Благо, что они были не только на стадионе, но и в каждом дворе. И только после завершения строительства Дома культуры и сдачи его в эксплуатацию в 1960 году, у волейболистов посёлка появился свой спортивный зал и возможность тренироваться и играть зимой. Впрочем, в небольшом, но дорогом всем нам спортивном зале, занимались не только волейболисты. Но и футболисты, баскетболисты, гимнасты, акробаты, лёгкоатлеты, штангисты! Даже школьники из первой школы днём проводили здесь свои уроки физкультуры! Нагрузка на спортзал была огромнейшая. И потому расписание работы секций было очень жёстким! Однако, сегодня я это отчётливо вижу, что на волейбольную секцию приходилась  львиная доля времени. И это, конечно, не без влияния Николая Павловича, ни без его авторитета!
 И всё-таки, игры на открытом воздухе Николай Павлович любил значительно больше, чем в спортзале.  Видимо, сказывалось его время приобщения к волейболу, когда спортзалов в стране было не столь много. И потому летнее время занятий волейболом на стадионе, где ещё не был построено здание нынешнего  спорткомплекса, было и для нас замечательным. Мы здесь не только играли в волейбол, но и сами строили для себя волейбольные поля. Помню, как в каком-то старом корыте развозили землю волоком, равняли и трамбовали её. Но зато, какое потом удовольствие вечерами играть на свежем воздухе! Впрочем, рядом была и баскетбольная площадка, а играть в эту игру мы тоже любили не с меньшей страстью.
 Однако, о сегодняшнем спорткомплексе на стадионе с прекрасными спортзалами, тирами, различными помещениями для занятий спортом, баней-сауной и душами нам не приходилось и мечтать. Но всё-таки, всё-таки, наш маленький  спортивный зал в Доме культуры и сейчас, мне кажется,  уютнее и дороже, чем нынешней спортивный зал в комплекс. Быть может потому, что в нём ныне нет такого тренера, как Николай Павлович Чупеев.
С ним мы играли везде, где только было можно играть. На дворовых площадках, во дворе заводского общежития, в различных спортзалах Тулы. В том числе, в спортзале Политехнического института, ремесленных училищ, техникумов, заводов и всех средних тульских общеобразовательных школ. И все эти игры на выезде, на чужой площадке, для нас были всегда очень ответственны –  мы не могли подвести косогорцев! И добирались мы на эти игры всегда своим ходом, на общественном транспорте, причём,  никто, никогда на эти игры не опаздывал, разве можно было подвести свою команду?!
Помню, с какой ответственностью мы играли на площадке в Тульских Лужниках! И в большинстве случаев, как  и всегда,  побеждали! Но… уходит, уходит  наше время и его не остановить! Мы стареем, разбросала судьба воспитанников Николая Павловича по разным краям и весям, каждый год появлялись у него новые воспитанники. Сколько же у него всего их было, трудно даже сказать?!  А спортивные традиции в посёлке не прерываются. И вот уже звучат новые имена: Кулагин, Белов, Бирюков, Белоглазов, Захаров…
 Волейбол прочно вошёл в спортивную жизнь не только завода, но и посёлка. С  пятидесятых годов ежегодно проводятся соревнования по волейболу на первенство завода и посёлка. Заводские команды участвуют в районных, городских, и в областных соревнованиях. А ныне они проводятся ещё и в честь самого Николая Павловича Чупеева.
  … В 1978 году нашего тренера Николая Павловича Чупеева не стало. Это известие болью и печалью отозвалось в сердцах всех его воспитанников. Это потеря не только тренера, но и учителя, удивительного человека, сердце, которого билось очень чутко. Оно было отзывчиво к каждой судьбе, к каждому человеку. И было всегда справедливо. Это был человек, который был беззаветно предан спорту.
  Эстафету волейбольных традиций, прочно заложенных Николаем Павловичем, продолжают его воспитанники, тоже ставшие тренерами. Это Игорь Терехов и Александр Захаров. Говоря сегодня о роли Чупеева и его огромном вкладе в развитие волейбола на Косой Горе, в том числе и в воспитание подростков, нельзя  не вспомнить нашу зону отдыха «Велегож», что на реке Оке в Заокском районе. Ведь основателем её был тоже именно Николай Павлович Чупеев, ведь, первоначально, это была просто наша спортивная база, основанная именно им вначале «диким» путём. Именно сюда он начал выезжать  на лето с ребятишками, и представляла она тогда собой спортивно-туристический палаточный городок, где отдыхали ежегодно, занимаясь спортом, около 300 человек.
 Николай Павлович Чупеев, как тренер и педагог, всегда мыслил с перспективой, понимая, что только серьёзное отношение к спорту, позволяет надеяться на хороший результат. И результаты эти  были, были! Точно так же, как они были и после него, основываясь на том заделе, который создал опять же он – Николай Павлович Чуп.                еев. Так в 1970 – 1980 годах спортивную честь Тульской области стали защищать волейболисты косой Горы. Это Н. Максимов, В. Блохин, Г. Лазукина, Н. Бреславская, И. Петрова и другие. В настоящее время  воспитанники косогорской школы волейбола Д. Симеев и Л. Ефимова выступают в высшей лиге.
  … Трудно понять порой – в чём секрет успеха того или иного замечательного человека? Но,  как мне кажется, в основе его всегда лежит не только большой труд, но и велика в  том, конечно же, роль и самой личности, например, таких людей, как Николай Павлович Чупеев.
А.Бочаров.
1994


Рецензии