С. М. Соловьев

Центральной проблемой исторической мысли 19 в. был вопрос об отношении народа и государства .В поисках органической взаимосвязи между народом и государством выражалось отличие Соловьева от "государственной школы ",которая в лице Чичерина и Кавелина пришла к признанию всесилия государства для русской истории . Идея закономерности заставляет Соловьева искать в народной жизни реальную основу исторической роли отдельной личности."Великий человек является сыном своего времени,своего народа и в силу  этого его деятельность теряет характер случайности ,произвола".  Соловьев признавал национальную основу образования русского государства и утверждал,что древняя русская история есть история страны ,которая колонизируется. Основное содержание этой колонизации-"борьба с азиатцами","борьба леса со степью".    Отдельные крупные темы,разработанные в трудах Соловьева,определяют основные этапы исторического пути России. Борьба родового и государственного начала составляет основное содержание первого этапа,завершающегося победой государственного начала в 16 в. в деятельности Ивана 4. Вторая крупная тема -петровские преобразования,по отношению к которым 17 в. рассматривается как "приуготовление"к новому порядку вещей .Вторая половина 18 в. представляет результат этого движения ,а реформы 60-х гг.19 в. являются продолжением и завершением петровских реформ.  Период Киевской Руси для Соловьева-это время господства родового строя. В этой плоскости решается Соловьевым нормандская проблема.Не отрицая нормандского происхождения первых князей,он отвергает идею "господства норманов ". Столкновение княжеско -дружинного и народного родового начал завершается подчинением князей-дружинного и народного родового начал завершается подчинением князей-норманов местному славянскому общественному строю. Само понятие родового строя получает при этом более широкое историческое осмысление. В своей исторической эволюции родовое начало сопоставляется по своей функции с феодальным началом на западе, в качестве связующей цепи, укрепляющей государство. Родовым отношениями противостоит на этом  этапе вотчинное начало,как основа развития государственных отношений. Процесс политического объединения Руси происходит в форме после6довательного расширения системы вассалитета-своеобразного "собирания власти".  "Эпоха Петра" выступает основной переломной гранью в истории России,как бы разделившей ее на два этапа. Она оказывается "страшным переломом, болезненным переворотом в народной жизни","нашей революцией начала 18 в." С.М.Соловьев вплотную подошел к реализации принципов историзма в стремлении раскрыть историческую действительность в ее конкретности и вэаимообусловленности.      


Рецензии