Глава 1. Вспомним Евклида
Часть четвертая. Том 1.
Информация к размышлению.
Или сами размышления?
Что в осадке?
Я никого не могу ничему научить,
я могу только заставить их думать!
Сократ
Глава 1. Вспомним Евклида.
Читатель уже заметил, что все наши записки – сплошная информация к размышлению, да и сама информация, пожалуй, - сплошные размышления.
Просто в этой книге будет поменьше библейского нафталина и побольше реальной информации!
Ну, а для начала вспомним Евклида, о котором мы писали в конце первой книги.
Вряд ли Евклид обладал такими космическими познаниями, какими владеем мы уже сейчас..
Но в отличие от библейских сказочников, Евклид знал о шарообразности Земли.
Этого было достаточно.
И он сумел подняться выше обывательской приземленности своего времени.
И уже с этой высоты разглядеть и понять нелинейность разницы между очень малым и очень большим.
По крайней мере, почувствовать ничтожность частности перед неведомым всеобщим…
И в то же время - безграничную значимость частности в адекватных ей обстоятельствах!
Судите сами: даже два бесконечных ряда чисел, положительных и отрицательных, невозможно связать воедино… без нуля!
То, к чему пришел впоследствии Эйнштейн: все в мире взаимосвязано и все - относительно…
Внутренний мир наших пращуров был так же мал и ограничен в знаниях, как был мал и ограничен для познания повседневный мир их географического обитания.
Древние перволюди практически всю жизнь крутились на небольшом пятачке занимаемой их племенем территории, порой не смея отдалиться от него на несколько десятков километров.
И хотя знали они его и вдоль и поперек, как свои пять пальцев, глубинные знания о привычных, повседневных вещах были им так же недоступны, как и неведомый и враждебный мир за пределами их территории.
Но устраивало это далеко не всех и не всегда.
Лишние кубики в черепушке не давали покоя нашим пращурам, и становясь все более разумным, человек постоянно искал и объяснял себе причинно-следственные связи в том, что видел вокруг себя.
Естественно, на базе имеющегося у него банка знаний, по большей части, всего лишь необходимого и достаточного для повседневной жизни.
Равно, как большинство из нас сейчас!
Так было и во время оно, и в этом смысле от сегодняшних троглодитов первобытные троглодиты нисколько не отличались.
Отсюда представления о плоской Земле, то лежащей на трех слонах, стоящих на черепахе, то плавающей на трех китах в море-окияне…
Или еще какие-нибудь, не менее экзотические представления о системе мироздания, но так же мало выходящие за пределы рутинных знаний.
Например, древние японцы считали, что их бог зачем-то ковырялся своим копьем по дну моря, да и призадумался о чем-то…
И грязь, стекавшая с копья, накапала обратно в воду и образовала их острова!
Сейчас так считают далеко не все, но кое-кто верит в это до сих пор!
Оглянитесь, уважаемый читатель!
Много ли в вашем собственном окружении найдется знакомых, менталитет и кругозор которых много шире повседневности?
И которые задумываются о более высоких материях, чем эта пресловутая повседневность?
Но пытливые и любознательные непоседы попадались уже и в то время.
Они-то и пытались все объяснить.
Они от рождения чувствовали себя частью этого огромного окружающего мира и все в нем считали живым.
Отсюда представления о сонмищах богов, божков и прочих невидимых и неведомых сущностях - добрых, злых и нейтральных, прятавшихся на каждой горе, в каждом ручье, за каждым кустом и под каждым придорожным камнем.
Отсюда поиск причинно-следственных связей между явлениями в этом внешнем мире, и поиск их связей с растущим и усложняющимся, собственным внутренним миром.
Ведь, если в этом мире с чем-то или с кем-то они что-то делали сами для своих целей и по своему разумению, то в этом была очевидная и понятная причинно-следственная связь!
Отсюда следовало заключение, что все то, что делалось в этом мире не ими – делалось тоже кем-то еще!
И тоже для собственных целей этого кого-то, по его собственному разумению!
Если вода в ручье бежит, значит, она – живая!
Или в ней кто-то живет и заставляет ее бежать?
Конечно же, эти чужие цели были зачастую совершенно нелогичны и непонятны для людей того времени, и недоступны их собственному, рациональному разумению…
Вот, по этой причине, и родилось объяснение: «Пути его - неисповедимы!»
Наконец, где-то, когда-то, какой-то из наших пращуров, с особо хитро закрученной извилиной, для собственных корыстных целей первым удачно объявил себя запанибрата с этими невидимыми и неведомыми сущностями.
И через это получил для себя особый статус, со всеми вытекающими из этого статуса привилегиями.
И стал первым шаманом.
Естественно, в эту, пока маленькую ложь, но приносившую немаленькие дивиденды, можно было посвятить только самых близких.
Именно по этой причине шаманство стало семейным бизнесом, основанным на семейной тайне.
Поначалу факультативным, так сказать, в свободное от основных занятий время.
Общество росло и усложнялось, усложнялось и шаманство, перерастая в верования.
А жрецы этих никому неведомых, нереальных сущностей, постепенно наделяли их все более реальными характерами, свойствами и амбициями, и вполне конкретными именами.
И устраивали им конкретные, реальные «духовные» места их обитания, то есть капища.
Вот в эти-то капища, для приобретения нереальной благосклонности этих нереальных сущностей, адепты этих верований были обязаны приносить вполне реальные, материальные ценности.
Понятное дело, что эти капища были в личной собственности у его «духовного хранителя»!
Это было теперь,его постоянное «рабочее место», и он извлекал из него максимально возможную выгоду.
Вот, что пишет Н. Карамзин в «Истории государства Российского», касаясь еще «языческой» истории славян:
«…Некоторые жрецы, обязанные своим могуществом или собственной хитрости или отменной славе своих капищ, употребляли его во зло и присваивали себе гражданскую власть.
Так, первосвященник рюгенский, уважаемый более самого короля, правил многими славянскими племенами, которые без его согласия не дерзали ни воевать, ни мириться; налагал подати на граждан и купцов чужеземных, содержал 300 конных воинов и рассылал их всюду для грабежа, чтобы умножать сокровища храма, более ему, чем идолу, принадлежавшее.
Сей главный жрец отличался от всех людей длинными волосами, бородою и одеждою…»
А ну-ка, уважаемый читатель, попробуйте найти отличия священников Русской православной церкви от этих первобытных, «языческих» жрецов, описанных Карамзиным?
Разве что их капища сейчас не в их личной собственности, а в собственности всей фирмы.
Да и банды личных головорезов закон не позволяет содержать.
А остальное – один к одному, вплоть до бороды, волос и одежды!
И до сих пор оставшейся привычки влезать во все мирские дела.
Но вернемся к истокам первобытности.
Маленькая шаманская ложь постепенно тоже росла, обрастала своими легендами, «святынями» и ритуалами и превращалась в большую и многообъемлющую религиозную ложь.
Настолько большую и многообъемлющую, что для ее поддержания одной семьи стало недостаточно.
На халяву всегда много охотников, и с конкурентами приходится либо воевать, либо сотрудничать.
И для обслуживания этой лжи образовался особый клан профессиональных лжецов.
Оговорились: жрецов, конечно!
С изменениями общественного устройства общества изменялось и устройство «потустороннего мира».
Изменялось и количество, и качество богов, изменялась и значимость их для общества.
Для сложно организованного общества кучки жрецов тоже стало не хватать, и для управления этим прибыльным бизнесом понадобилась целая организация.
В разных местах и у разных народов эта фирма называется по-разному, но суть остается одна – система лохотрона, то есть, извлечение прибыли из человеческого невежества и глупости.
И для процветания фирмы клиентов необходимо было удерживать в этом состоянии перманентно.
Именно в этом заключается и суть, и назначение любой религии.
И если рассматривать все, что их касается, с этой точки зрения, абсолютно все аспекты и все перипетии всего, что с ними связано, можно легко понять и объяснить.
Именно по этой причине науки и образование повсеместно находились под патронажем этой лохотронной фирмы!
Конкретно - для строго ограничения паствы знаниями, но максимального извлечения из этих знаний доходов в пользу самой фирмы.
Яркие примеры – Александрийская библиотека, с ее огромным фондом, и Герон Александрийский, с его многочисленными изобретениями.
Хитроумные автоматы гениального Герона использовались только в храмах и были предназначены всего лишь для выкачивания бабок из карманов простодушных прихожан.
Но христианам и это стало не нужно.
Домогаясь светской власти, во время организованных ими еврейских погромов в 391 году нашей эры, они разгромили и сожгли Александрийскую библиотеку.
И со времени прихода христианства во власть наступает более, чем тысячелетний откат и застой в развитии европейской культуры.
И черный период в истории науки.
Наступают дикие, мрачные, чудовищно невежественные Темные века, а затем гнусное, кровавое мракобесие Средневековья.
Прочувствуйте: вся документировано известная, культурная история человечества насчитывает всего несколько тысяч лет.
И целая тысяча из них, вместо развития – христианский застой, жуткая стагнация и откат европейской культуры назад, почти в каменный век!
И перелом наступил только после поражения христианства в столкновении с ближневосточной культурой.
Здесь мы имеем в виду «крестовые походы», бесславно закончившиеся и военным и культурным разгромом раннего христианского мира.
Вместе с позором, крестоносцы возвращались домой с алгеброй, астрономией, алхимией и другими науками.
А главное, с пониманием, что мир гораздо шире, интереснее библейского, и можно жить по-другому.
По меньшей мере, не так первобытно!
И наука, и искусство вновь стали востребованными.
Началась эпоха великих географических открытий, и начался подъем культуры, не зря названный эпохой Возрождения.
При этом особо следует обратить внимание на то, что науки и искусства Возрождения в Европе находились под патронажем только западной церкви!
Католическая церковь очень быстро сориентировалась и оценила даваемые ими преимущества.
И перестроилась, и поспешила прихватизировать их для собственной пользы.
В западных монастырях собирались большие научные библиотеки, и только там можно было приобщиться к научным знаниям.
Поэтому многие пытливые люди шли в монахи, чтобы иметь возможность приобщиться к реальным знаниям и заниматься наукой.
Не зря среди известных ученых средневековья часто встречаются люди клерикального сословия.
Это и монах Джордано Бруно, и каноники Грегор Мендель и Николай Коперник, и другие.
Под покровительством и на нужды католической церкви работали практически все великие мастера культуры – художники, скульпторы, архитекторы и композиторы.
Но совершенно напрасно вы будете искать ученых среди православных!
Особенно в русской православной церкви, всегда отличавшейся тупой косностью, непревзойденным невежеством и мракобесием и садистской нетерпимостью к любому инакомыслию!
Вы не найдете в России тех времен ни одного художника, ни одного скульптора и ни одного архитектора или композитора.
Под кондовым патронажем православной церкви дальше пещерного «икономазания» культура в России не продвинулась ни на миллиметр.
До тех пор, пока ей не дал пинка под зад сам Петр 1 и не взял ее под свой контроль!
Однако человечество взрослело и набиралось опыта, и монополия на реальные знания постепенно перестала быть монополией церкви.
У этой фирмы вселенского лохотрона осталась монополия только на знания специфические, религиозные.
Но, за практической бесполезностью этих знаний, они всё меньше кого-то интересуют.
С ростом возможностей для познавания окружающего мира, земной мир человека стал стремительно сужаться.
Как ни странно!
Пока не сжался практически до размеров ничтожно маленького небесного тела, до нашей такой красивой, такой теплой и такой уютной, но такой крохотной планеты - Земли!
Как знать, может быть, единственной, микроскопически маленькой живой точки в безжизненных просторах и холодного, и горячего космоса?
По крайней мере, в пределах нынешней досягаемости!
Настолько маленькой и настолько крохотной, что постепенно на ней не осталось никакого места не только тем самым сонмищам всевозможных и разнокалиберных богов, но даже какому-нибудь одному-единственному, самому завалящему!
Хотя, конечно же, никаким богам, даже одному, самому завалящему, никакого места в мире не нужно. Эти виртуалы занимают всего лишь виртуально, и всего лишь виртуальное место, и только лишь в мозгах людей, зомбированных той или иной шаманствующей фирмой.
Однако продолжают приносить ей достаточно привлекательный доход, пусть и не такой обильный, как еще лет сто назад!
Хотя, казалось бы, с ростом объема знаний у владельца мозгов, для богов не должно было бы оставаться места и в его черепушке…
Но, черт побери!
Перефразируя Ивана Андреевича:
«…Уж сколько раз твердили миру,
Что ложь гнусна, вредна!
Да только все - не впрок!
И в сердце лжец всегда отыщет уголок…»
«Природа не терпит пустоты?»
Божества и «святые» официальных религий неотвратимо теряют свои позиции, но теперь место этих «неведомых сущностей» в умах некоторых, неотягощенных реальными знаниями людей все чаще занимают прибыльные для других лохотронщиков объекты, ведомые только жутко расплодившимся «колдунам» и «экстрасенсам»…
И всегда находятся простаки, умудряющиеся подставлять этим хитрованам свои карманы!
Как точно выразился Александр Сергеевич:
- Ах! Обмануть меня нетрудно:
Я сам обманываться рад!
Лохов на век лохотронщиков всех мастей пока хватает!
Хотя тоже много меньше, чем сто лет назад.
И это радует!
А что же внутренний мир Человека?
Мы знаем, что он растет все быстрее, объем знаний человечества удваивается за все меньший промежуток времени…
Интересно, есть ли ему предел?
Сейчас пока никто не может ответить на этот вопрос, объем знаний человечества еще слишком мал для этого.
Тем более, объем знаний отдельного человека.
А есть ли предел внутреннего мира отдельного человека?
А вот на этот вопрос, каждый для себя, может и должен ответить каждый себе сам.
Потому что предел этому, как ни странно, каждый человек устанавливает себе тоже сам!
Это – наше мнение.
У каждого читателя, и не читателя, может быть мнение другое.
Но - есть повод задуматься…
Следующая, 2 глава называется: – Ах, что за прелесть, эти сказки! - http://www.proza.ru/2015/05/22/1276
Начало этих записок, "Забавный Генезис" - http://www.proza.ru/2015/02/02/1772
Свидетельство о публикации №215052200528
Не в бровь а прямо в глаз.
Сегодня нажимаю зелёную кнопочку - Понравилось!
Эйно Тимонен 17.06.2015 19:46 Заявить о нарушении
Но читать надо начинать именно с "Забавного Генезиса", потом - "Эксодус".
А потом уже - "Информация..."
Максим.
Максим Максимов 50 18.06.2015 09:48 Заявить о нарушении
Эйно Тимонен 18.06.2015 21:29 Заявить о нарушении