Сатьяграха

САТЬЯГРАХА


Сатьяграха, в переводе с санскрита означает «стремление к истине», «упорство в истине» – опера в трех действиях композитора Филипа Гласса (США). Автор текста вокальных партий Констанс де Йонг, на основе текстов «Бхагавадгиты», исполняется на санскрите.  Дирижер-постановщик - Оливер фон Дохналья (Чехия). Режиссер-постановщик и сценарист - Тадэуш Штрасбергер (Великобритания). Художник по костюмам – Матти Ульрич (США). Художник по свету – Евгений Виноградов.

Опера «Сатьяграха» известного западного композитора минималиста Ф. Гласса, была написана в 1979 году. Мировая премьера состоялась 5 сентября 1980 года в Роттердаме, а затем исполнялась на оперных подмостках в США, Англии, Германии.

Впервые в России опера была поставлена в сентябре 2014 года на сцене Екатеринбургского государственного Академического театра оперы и балета и до мая 2015 спектакль идет под брендом «премьера».

Кратко суть спектакля. «Сатьяграха» - не «сюжетная» опера, а символический набор эпизодов. В каждом акте представлена историческая фигура, которая на определенном этапе формирования характера героя оперы Махатма Ганди оказала на него определенное влияние. В первом акте это Лев Толстой, который своими взглядами на мир «непротивления злу насилием» способствовал формированию убеждения Ганди «ненасильственного сопротивления» английского господства в Индии.

Во втором акте моральным авторитетом для Ганди выступает великий писатель и мыслитель Индии – Рабиндранат Тагор.

В третьем акте показан последователь Ганди и его идей американский борец за права угнетенных негров в США Мартин Лютер Кинг.

Начало театрального действа сразу поражает опытного оперного слушателя, который привык к увертюрам Россини, Верди или Чайковского, которые настраивают зрителя на определенную тональность, вводят в суть спектакля, создают настроение - ничего подобного в «Сатьяграхе» нет.

Как только погас в зале свет, дирижер занял свое место, из оркестровой ямы стали подниматься ввысь к галерке однообразные, как сухие листья на ветру, повторяющиеся звуки унылой мелодии. За прозрачным пологом методично, не спеша запел свою партию Ганди, одетый в светлый национальный костюм (исполнял в этом вечер партию Ганди лауреат Международного конкурса Владимир Чеберяк).

 Ария солиста сопровождалась титрами на большом телевизионном экране на русском языке. Перевод совсем не привлекал внимание, внимание слушателей устремилось на сцену, где была постановка обычной повседневной уличной сцены из жизни бедных общины «Ферма Толстого», созданной Ганди в Южной Африке, где он жил в то время. Ганди возглавил движение неподчинения «черному закону», ограничивающих права индусов, все участники движения поддержали Ганди и дали клятву не подчиняться «черному закону». На сцене выкладывается костер из палок и мотыг угнетенных, пылают в огне унизительные удостоверения.

Но не это драматическое действо увлекает слушателей оперы. Увлекает пенье хора, состоящего человек из семидесяти. Екатеринбургский оперный всегда славился голосами, здесь пели Архипова, Лемешев, отсюда ушли в признание Гуляев, Штоков и другие оперные исполнители мирового уровня. Екатеринбургский оперный хор, это, прежде всего, студенты Уральской консерватории. Профессионально расписанные партии, глубоко прочувствованное пение заглушили однообразные повторяющиеся ритмы музыки. Но особое воздействие на публику произвел хор, когда он в полном составе, со свечами над головами, в национальных костюмах вошел в зрительный зал, а затем в ритме восточного неторопливого движения пошел по проходам между рядами партера. Музыка хора заполнила не только все пространство театра, она заполнила умы и сердца слушателей. Произошло единение, создалось стереозвучание в едином порыве в сознании, в сердцах  зрителей и исполнителей. В зале вспыхнул свет, но никто не торопился воспользоваться временем антракта.

Акт второй. Рабиндранат Тагор. Во втором акте, авторы сюжета показывают, как Махатма Ганди укрепляется в правоте своих убеждениях, и, не смотря на то, что он наживает себе массу врагов, которые преследуют его и избивают, он остается верным выбранному пути мирного не подчинения колонизаторам. Ганди издает газету «Индийское мнение», в которой изложил теорию ненасильственного сопротивления властям. Газета во многом способствовала распространению взглядов Ганди, сплочению рядов его сторонников и, в конечном счете, победе Индии за независимость.

В этом акте нет ярких запоминающихся сцен. Где то в яме звучат такты музыки, но оттуда, из музыкальной ямы, мощно заполняет зал высокое сопрано Ольги Теняковой, лауреата Международных конкурсов и лауреата премии имени Б.А. Покровского во главе квартета солистов. Это исполнение в совокупности с оперным хором радует слух.

Третий акт – Матрин Лютер Кинг. Старшее поколение ныне живущих людей помнят это американского деятеля за права черных  в США. Его судьба, как и М. Ганди, трагична – они оба были убиты. Но авторы оперы включили в спектакль этот образ, как человека продолжателя дела Махатмы Ганди. На сцене, через черно-белые кадры воспроизводятся на английском языке выдержки из газет, проецируется выступление Кинга на каком-то из многочисленных митингов протеста. В конечном счете, движение Ганди в Индии побеждает, и его пример мирного достижения поставленных политических целей особенно злободневно в современной политической обстановке.

Казалось бы, на этом спектакль завершился. Действительно занавес опущен, но в зале нет  движения. Все остаются на своих местах. Оркестр продолжает играть. Такт за тактом повторяются несколько раз, затем всё что только что прозвучало, повторяется и повторяется несколько минут. Эта затянутость музыкальной паузы без хора, без драматического действия утомляет.

Но вот занавес поднимается, и мы видим и  слышим вновь весь хор, музыка отступает и вновь возвращается баланс доверия к спектаклю. И как можно было предположить, часть хора, мужская его половина, без свечей проходит по проходу между правой и левой сторонами партера.
Спектакль окончен. Он длился три часа, но никто из близи сидящих соседей не покинул зал. Напротив, зрители тепло приветствовали исполнителей бурными аплодисментами.
 
Спектакль окончен, но сознание не хочет отпускать его. В голове начинают роиться мысли сомнения, анализа, сопоставления, выстраиваться какие-то выводы. Первый вопрос. Опера ли это? По всем канонам ушедшего века, конечно, нет. Это очередной американский мюзикл. Из этой оперы в голове не осталось ни одной мелодичной ноты, ни одной арии, ради которой можно было бы прибежать в театр, чтобы вновь услышать щемящее душу «сердце красавиц склонно к измене…», или «Тореадор …». Но автор  назвал «Сатьяграху» оперой, значит, так тому и быть! Ведь Гоголь назвал свой роман «Мертвые души» поэмой, народ посомневался, но признал роман поэмой. Активное меньшинство правит бал.

Искусство, как и жизнь, развивается, но как оно развивается? В каком направлении? Искусство Древней Греции и Рима вызывает в нас восхищение. Но поражение в войне с варварами Римской империи откинуло искусство на столетия в примитивизм, которое человечество преодолевало многие годы. Мировые войны двадцатого столетия изменили взгляды человечества на мировое искусство. Примитив стал преобладать в жизни человека, за этим восприятием мира последовало искусство. Разве «Черный квадрат» Малевича – искусство? Но активное меньшинство твердо заявило: «Да! Это искусство!». Хотя здесь явно ощущается, что король голый.

В конце ХХ столетия в музыкальном искусстве все в большей степени стал преобладать примитивизм. Музыкальный минимализм Ф. Грасса, подобен примитивизму художника Пиросмани. Все эти течения возникают не вдруг, они зреют внутри общества, а затем выплёскиваются, как всем известный факт. Примитивизм отношений геев и лесбиянок известен с древнейших времен, в наше время он, кажется, достиг своего апогея, чем это закончилось для Римской империи?..

Опера «Сатьяграха» противоречива в своем понимании. Она запомнится тем, что посвящена жизни одного из великих людей земли Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди, но как музыкальное произведение оно ничто. Нет в памяти музыкальных остатков от этой оперы. Осталось только неопределенное послевкусие. Но как страничку в музыкальном мире, её нужно принять, как свершившийся факт.

Как долго задержится это произведение на оперной сцене, покажет время.


Рецензии
Дорогой Владимир!

Композитор Филип Гласс

родился в 1937 году в Чикаго. Много лет

назад он был больше востребован в Европе,

чем на родине, и Вы правильно отметили,

что мировая премьера оперы "Сатьяграха"

состоялась в Нидерландах.

Времена меняются.

Сегодня композитор признан в США классиком,

а его музыка - национальное достояние.

"Сатьяграху" представили публике в

Метрополитен-опере, хотя репертуар у нее

самый что ни на есть традиционный: Пуччини,

Бизе,Верди,Моцарт и Ваш знакомый Россини.

Гласс стал частью американской истории.

Ваша рецензия - гиганский труд.

С уважением.

Борис Гольдин   30.10.2015 01:50     Заявить о нарушении
Борис, признателен за отзыв. С уважением.

Владимир Голдин   30.10.2015 09:28   Заявить о нарушении
Добрый день,Володя!

Еще одна опера ждет Вас-

Шарль Гуно "Ромео и Джульетта".

("Любовь нежна?

Она груба и зла").

С уважением

Борис Гольдин   30.10.2015 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.