Николай

Царство Небесное силою берется, и, употребляющие усилие восхищают его (Mф. 11, 12).

День святого Николая - православный праздник 22 мая.   

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу,глас 4
Отечество свое, Миры Ликийския, не оставль духом, во премирный град Барский преславно телом пренесеся, архиерею Николае. И оттуду множество человеческое своим пришествием возвеселил еси и болящия исцелил еси. Темже тя молим, святителю Николае, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Он умер сегодня – три часа назад. Его жена позвонила мне и сказала:
«Сижу, вот, ожидаю милицию…
Он два дня назад слег в кровать и больше уже не вставал».
В голосе жены не было горечи, чувствовалась даже внутреннее спокойствие за смерть мужа:
-Сколько он, бедный, намучился! Но Бог избавил его от больших мук. При такой болезни люди обычно мучаются, принимают сильные обезболивающие, наркотические уколы, а он ничего этого не принимал – Бог избавил его от сильных болей.

Года три назад Николай заболел раком. Зашел ко мне, и я увидел: он внутренне потерян – что-то случилось.
-Иду как раз из поликлиники, думаю: зайду к тебе. Забирал результаты анализов. Уже все точно обнаружено.
Мы помолчали, глядя друг другу в глаза; я молчал, ожидая, когда Николай назовет диагноз своей болезни, а ему еще непривычно было произносить это страшное слово, он так и сказал:
-Сказали…  рак. Другими словами – смерть. Как-то еще непривычно это слышать и говорить.
Мы поговорили о жизни, о болезнях и после этого он стал заходить ко мне чаще: поговорить о душе, посоветоваться о житейских неразрешимых вопросах:
-Не знаю, вот как поступить – говорить начальству об остатках бензина или как раньше, сливать и уносить домой? Это же вроде, как воровство называется?
Николай продолжал работать шофером в фонде социальной помощи – возить калек и детей-инвалидов, а до этого всю жизнь  работал таксистом.

Однажды он зашел и без лишних околичностей завел разговор:
-Когда мне дали место для машины в гараже, то я первым делом стал наводить порядок. А там столько всякого хлама скопилось от прежних разных хозяев! Ну, я что выбрасывал сразу, а что пересматривал; и вот в одном из пустых чемоданов в кармашке, что на крышке, как раньше в чемоданах было, обнаружил два золотых червонца, завернутых в газетный обрывок. Обрывок видно уже старый, еще советских времен. Так я к чему этот разговор веду, мне уже неизвестно, сколько жить осталось – врачи говорят, что не нужно даже затевать с операцией…
И я не знаю, что делать с этими червонцами? Искать прежнего хозяина, так видно же, что это глупо: кто был хозяин? Здесь их уже было и было в гараже; а на мне долг висит, когда-то одолжил, а отдать никак не получается. И долг как раз по стоимости этих самых червонцев, может ими, и отдать его?
А как-то летом его долго не было – месяца полтора. Потом зашел радостный и загорелый:
-Были с женой в Ялте – у меня отпуск был. Мы часто бывали там в лучшие времена, поехали и в худшие. Так я даже воочию увидел, как нам Господь каждый день дорогу выстилал.
Я так благодарен Ему за Его терпение и заботу обо мне, грешном! И море, и Ялту, и цветы, и травку – буквально всё другими глазами увидел! Сколько раз ездили, а такой радости, такого отдыха у нас не было никогда!

Последний раз мы виделись с Николаем во Владимирском храме. Я приехал на такси с дочерью и другом сына: приложиться к иконе, которую привезли из Питера, побыть на молебне, но на молебен уже сил не хватило. Я сидел на стуле, набирался сил перед обратной дорогой домой, когда увидел входящего в двери вестибюля реабилитационного центра Николая с женой. Около года он уже не работал – был на группе. Сильно похудевший, болезненный, но духом бодр. В ответ на мое замечание о похудении Николай ответил:
-Да, за последние два месяца сбросил 20 килограмм, видно болезнь обострилась.
Коля не терял времени напрасно: каялся, посещал службы в храме, молебны и молился, как мог.

Когда мы говорили с женой по телефону, она сказала, что перед смертью Николай сбросил 30 килограмм веса.  На эти слова я сказал:
-Вот, видишь, как: один монах мечтал об этом, говоря: «Хорошо бы перед смертью полежать, подсохнуть», а Коля не мечтая и полежал,  и подсох…

 Май 2015 год
г. Алчевск


Рецензии