И твою маму тоже

«И твою маму тоже»  — это мексиканский фильм, снятый в жанрах  роуд-муви/бадди-муви режиссёром Альфонсом Куароном. Роуд-муви  это  фильм-путешествие, некая сказка странствий, герои которого находится большую часть времени киноповествования в дороге. 

Структурно роуд-муви, как правило, распадается на ряд эпизодов, в каждом из которых главному герою (героям) предстоит преодолеть то или иное испытание. Например, в конце фильма герой может остаться в пункте назначения, а может вернуться домой. Некоторым фильмам-путешествиям присущ открытый финал, намекающий на то, что дорога бесконечна. Иногда героя в пути настигает смерть.

Бадди-муви,  приятельский фильм — жанр художественного фильма, в котором действуют двое главных героев, связанных дружбой.  Так вот, фильм «И твою маму тоже» рассказывает  о последних школьных каникулах двух неразлучных друзей, колесящих по Мексике в компании 28-летней женщины.


Сюжет картины следующий:


Два закадычных друга Хулио и Теноч, проводив своих подружек, улетающих на каникулы в Италию, начинают строить планы относительно собственных каникул. Хулио родом из небогатой семьи, а отец Теноча — высокопоставленный политик, но это не мешает им быть лучшими друзьями.
На свадебной церемонии они знакомятся с Луисой, женой кузена Теноча, и рассказывают ей о пляже «Врата рая», на который они планируют съездить. Луиса не принимает их приглашения поехать вместе с ними.
Вскоре после этого Алехандро, муж Луисы, звонит ей из командировки и, рыдая, сообщает, что изменил ей. Луиза решает уйти от него и вскоре звонит Теночу и просит разрешения составить друзьям компанию.
О пляже «Врата рая» Хулио и Теноч узнали от своего друга Сабы, любителя покурить «травку». Но Сабе не удаётся сориентироваться по карте и показать друзьям точную дорогу, поэтому Хулио и Теночу приходится ехать на удачу.
Во время дорожного путешествия Хулио и Теноч сближаются с Луисой, рассказывают ей о своём клубе «Чараластра», вспоминают своих подружек и исследуют новые грани своих взаимоотношений, в том числе и интимных. Сексуально неопытных подростков приятно удивляет готовность этой зрелой и опытной женщины вступить с ними в половые отношения, как поочерёдно, так и втроём. Романтическая страсть, вспыхнувшая в каждом из них по отношению к ней, начинает негативно сказываться на дружеских отношениях между приятелями, но Луиса умело и заботливо направляет их на путь эмоционального и духовного возмужания.
Некоторое время спустя друзья расстаются. Однако через год с небольшим после путешествия Хулио и Теноч снова встречаются и Теноч сообщает Хулио, что Луиса вскоре после поездки скончалась от рака. Парни начинают догадываться, что Луиса знала о своей болезни во время путешествия, и что для неё эта поездка была последней возможностью насладиться жизнью.
На протяжении всего фильма закадровый диктор рассказывает зрителям о неизвестных подробностях из жизни главных героев, об их дальнейших судьбах. Попутно сообщается о сложившейся в Мексике политической обстановке и вехах в истории страны.



Это один из самых коммерчески успешных мексиканских фильмов; сборы в национальном прокате за первый уикэнд составили рекордные 2,2 млн. долларов. В общей сложности картина «И твою маму тоже» завоевала более 30 кинонаград и премий, включая приз за лучший сценарий и приз Марчелло Мастроянни Венецианского кинофестиваля 2001 года (присуждён исполнителям двух главных мужских ролей).


Но вопрос? Как этот фильм смог добиться такого огромного успеха? В чем секрет? Казалось бы всё здесь предельно просто.

Неоднозначно, если не сказать провокативно, и содержание фильма, даже на фабульном уровне. Кульминация действия — страстный поцелуй подвыпивших ребят во время совместного сближения с Луизой, который был снят с 16-го дубля. Что было той ночью, в фильме не показано. Однако после того, как Хулио и Теноч просыпаются вместе в одной постели, Теноча тошнит, и их дружба даёт трещину. Под давлением обуревающих их чувств они расходятся в разные стороны. Создатели фильма обращают внимание на то, что он исподволь вскрывает гомосоциальные и гомоэротические начала таких институтов, как товарищество и соперничество.

Альфонсо Куарон говорит: «Фильм вышучивает мачизм, хотя весь мир построен на этом. Мужчины всё время метят свою территорию и спорят о том, у кого член больше. В этом трагедия мужской идеологии. Это соревнование ради соревнования. Зачастую оно бесцельно. Герои фильма спорят за обладание девушкой, но я сомневаюсь, что им нужна именно она. Их цель в победе, и за этим кроется немало вытесненных переживаний… Недаром в подростковом возрасте половина шуток строится на том, чтобы выставить другого „голубым“… И когда я вижу, как один парень бьёт другого, мне хочется им сказать: „Почему бы вам не начать целоваться, тогда ваши проблемы решатся сами собой“».


Гаэль Гарсия Берналь, сыгравший одну из основных ролей сказал: «Эти парни очень любят друг друга. Между ними всегда идёт соревнование, особенно в том, что касается отношений с девушками. Мне кажется, они любят друг друга в самом широком и щедром понимании этого слова. Но им не под силу разобраться в своих чувствах».


Диего Луна, актер, сыгравший второго главного героя фильма: «В таком возрасте очень сложно разобраться, кто ты такой. Иногда это тяжко именно потому, что на самом деле ты не хочешь знать правду. И по ходу дела теряешь того, кого любишь больше всего, — не отдавая себе отчёта в причинах».


Но есть некая составляющая в этом фильме, которая осталась вне обсуждения. И я готов это доказать. Для того чтобы понять о чем на самом деле этот фильм в первую очередь посмотрим на имена героев фильма.



Сразу же обратим внимание на то, как странно зовут главную героиню фильма, испанку.  Её зовут Луиза Кортес.  Вы не забыли, кем был человек, которого звали Кортесом? Эрна;н Корте;с — испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков. Символ тирании и испанского владычества над землей Мексики.


Хулио Сапата это имя одного из друзей, главных героев фильма.  Но чем прославлено это имя? Сапата это лидер, вождь Мексиканской революции против диктатуры Порфирио Диаса 1910 года. Является одним из национальных героев Мексики. Этот человек – символ борьбы за свободу и независимость Мексики.  Погиб, защищая родину и революцию.


Теноч Итурбиде. Так зовут второго главного персонажа. Чем же известно имя Итурбиде? Агустин де Итурбиде сын испанского дворянина и креолки. Агустин родился 27 сентября 1783 года в Вальядолиде, тогда ещё в Вице-королевстве Новая Испания.

В 1798 году поступил в испанскую армию, где получил в 1820 г. чин полковника, в 1810 году началась Война за независимость Мексики, в 1809—1810 годах содействовал подавлению восстаний мексиканцев против испанского владычества. В своём воззвании объявил, что хочет видеть Мексику конституционной монархией. Число его приверженцев росло, он взял Мехико и 27 сентября 1821 созвал там хунту. Хунта не могла прийти к соглашению относительно формы правления, но республиканцы продолжали вести борьбу, вследствие чего народ и гарнизон г. Мехико провозгласили Итурбиде императором. На следующий день конгресс подтвердил это избрание, и Итурбиде вступил на мексиканский престол под именем императора Августина I. Однако, в последствии в результате восстания республиканцев император был низложен, а при попытке вернуть себе трон 1824 году был расстрелян.


Итак. Что мы имеем? Кортес, Сапата, Итурбиде. Три ярчайших и самых символических и эпохальных персонажей в мексиканской истории. Для сравнения, для того чтобы понять суть замысла режиссера картины, хотя любое сравнение хромает, можно было бы представить себе русский фильм, с таким же примерно сценарием и с главными героями со следующими именами. Главная героиня – Марта Гитлер, и её везут по бескрайней рязанщине со всякими интересными подробностями, два юных друга, Саша Жуков и Вадик Рокоссовский.  Понятное дело, что это сравнение весьма поверхностное, поскольку у Куарона всё весьма непросто, моё сравнение это слабая попытка показать ту картину сложной увязки массы слоев сознания, народной памяти и истории, которая присутствует у Куарона. Его картина гениально наполнена смыслами, это воистину шедевр.


Задумаемся, к примеру, над названием фильма. «И твою маму тоже». В фильме вроде бы объясняется это название, но что-то тут всё равно не договаривается. Луиза Кортес, испанка, несет в себе символически в аллегорическом виде саму Испанию, свою родину и смерть былой Мексики, и рождение новой Мексики.  Мексика и Испания, в некотором смысле почти аналог США и Англии. Испанская армия поработила народы Латинской Америки, но испанская вера, испанская культура и кровь стала новой матерью для этой части земного шара. Вот это глубинное отношение с Испанией, которая и мать и убийца, и свет культуры и рабство – вот некое внутреннее наполнение фильма Куарона. И вот через совершение некого практически инцеста связь между некоей символической Испанией духа прерывается, друзья, случайно встретившись, сообщают о том, что героиня вскоре после расставания с ними умерла от неизлечимой болезни.   


Рецензии