Сказка о доброй царевне для взрослых

Сказка о доброй царевне

«…сказка ложь, а в ней намёк
добрым молодцам урок»
А.С.Пушкин

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был конюх. Обыкновенный простой конюх, ничего особенного. Служил он на конюшне при царском дворе. И звали его никак иначе, как по имени-отчеству, Пётр Данилович. Конюх вдовствовал второй десяток. Горестно ему было бы коротать свой век одному … если бы не дочь любимая  - «отрада дней моих суровых» - как говаривал сам конюх.
И тут же пояснял:
- Вся в матушку, вылитая. Такая же красавица, как её мать, красоты недосягаемой, чистоты небесной, доброты душевной, умница-разумница, а мастерица на все руки. За что ни возьмётся, всё у неё ладится, спорится и результат налицо.
В общем, гордился конюх своей кровиночкой. И звал он её не иначе как Дарьюшкой.
А она и знать не знает всех похвал отцовских. На зорьке встаёт, травку молодую покосит, все цветочки польёт, беседу задушевную с ними заведёт, песенку споёт. Водицы из колодца нанесёт, в избе приберёт, состряпает обед и отца поджидает. Конюх придёт, присядет к столу, расспросит дочь о том, о сём, насладится стряпней и встаёт сытый, довольный. Усы расправит, дочь обнимет и молвит своё слово отцовское:
- Спасибо, дочка. Досыта отца накормила. Стряпня у тебя смачная, отменная, не оторваться. Молодец, Дарьюшка. Жениха бы тебе хорошего. Время подходит, пора замуж выдавать.
А дочка ему в ответ:
- Да что Вы, тятенька? Нашли, о чём речь держать. Неужто я Вам надоела? Куда Вы торопитесь? Мне и с Вами хорошо. Люблю наш дом. И за кого выходить? Не доводилось мне встречать добрых да честных, как Вы, тятенька. Пока не явится мне душа-человек, чтобы трудолюбивый был, да жену почитал, как Вы матушку, старым людям помогал, детей любил и защитником мне был надёжным, не пойду замуж.
А конюх ей в ответ:
- Не дело это молодой девке возле отца томиться. Ладно, Дарьюшка, видать, я рано разговор завёл, подождём, видно не пришло ещё время твоё.
- Вот и хорошо, тятенька. Умно решили, - обрадовалась дочь.
Отец улёгся на печи покемарить, а она взяла пяльцы, да к окошку подсела.

Как-то раз Василий - царский сын, встав по утру отправился в путь. Обошёл угодья царские, прошёл треть леса и свернул к речке. Дело было летом. День выдался жарким.
- Как хорошо у воды, воздух чист и свеж, прохладой потянуло. Пойду-ка я искупаюсь.
Стал спускаться со склона к реке, глянь, а из воды дева неземной красоты, точь-в-точь русалка выходит. Любопытство закралось в душу молодца, подошёл к реке и спрашивает:
- Ты кто ж такая будешь?
Девушка подобрала косу, набросила на себя, что под руку попалось и отвечает:
- Дарьюшкой отец родный кличет.
- Что-то я тебя никогда раньше не встречал, Дарьюшка. Ты чья же будешь?
- Я-то - дочь конюха Петра Даниловича. Слыхал о таком?
- А… конюха? Как не знать. Зачем же он тебя прячет?
- И вовсе тятенька меня не прячет. Я что, вещь какая? С ним на ярмарку езжу и в поле помогаю. Выдумал тоже. И кто ты такой, чтобы мне вопросы задавать? Отвернулся бы лучше. Видишь, обсохнуть надо.
- Я, Василий - царский сын, - представился он.
- А, Василёк. Тятенька мне о тебе сказывал.
- Так ласково меня только матушка звала, когда под столом умещался, - засмеялся Василий.
- А теперь я так звать буду. Вот что, Василёк. Сделай божью милость, отвернись, а? Не ровен час, застудишь меня. Если хочешь продолжить знакомство, лучше приходи в гости к нам. Я тебя щами угощу. Знаешь, какие я щи знатные в печи томлю?
- Обязательно приду, Дарьюшка. Люблю щи, - обрадовался Василий.
- А царь не заругается?
- А мы ему не скажем. Всё равно приду. Завтра жди к обеду.
- Приходи. А сейчас ступай с миром.
- До завтра, Дарьюшка, - попрощался царский сын и ушёл.

По дороге Василий шёл и думу думал:
- Вот бы мне такую в жёны взять, жил бы припеваючи. Надо с царём-батюшкой потолковать. Он мою матушку не с трона царского в жёны взял. Люба она ему стала, вот и пошёл с ней под венец. Сейчас же и поговорю.
Сказал и сделал. Пришёл к царю и завёл задушевный разговор. Всю правду ему выложил, как на ладони. А напоследок добавил:
- Если супротив моей воле пойдёте, уйду и поминай, как звали.
А царь ему в ответ:
- Чего кипятишься? Я ещё своего слова не сказал. Коли люба она тебе, женись. Тебе с ней век коротать, не мне. Вот тебе и выбирать должно без промаху.
- Батюшка, да Вы, как увидите Дарьюшку, полюбите, как дочь свою родную.
- Ну, коли так, чего ждёшь? Засылай сватов.
- Царь-батюшка, век буду жить, а добро Ваше не забуду.
- Чего уж там. Что же я родному сыну зла желать буду? Выбрал - женись.

А Дарьюшка обсохла малость, переоделась и домой вернулась. Пришёл конюх с работы, а она ему и говорит:
- Тятя, завтра у нас царский сын обедать будет.
Конюх посмотрел на дочь подозрительно и спрашивает:
- Это кто ж такой? У царя-батюшки их пятеро, трое женатые.
Дочка скромно отвечает:
- Василёк.
- А, Василий, младшенький. Пусть отобедает. Тебе женихов выбирать, - понял конюх, на что дочь намекает.
- Да вовсе он и не жених мне. Вроде и не сватался ещё.
- А что ж тогда порог обивать?
- Не знаю. Не сказывал. Придёт, спросите у него сами.
- А я и спрошу, думаешь, забоюсь?
- А мне то что.
- Ох, девка, шутить с отцом вздумала?
- Я вовсе и не шучу. На обед придёт. Что тут такого?
- Ладно, чего раньше времени мельтешиться, завтра умнее будем. На том и порешим.

На следующий день конюх подоспел к обеду. Заходит в горницу, а там стол накрыт белоснежной скатертью, и по всей избе разносятся манящие запахи праздничных блюд.
- Ай да, дочка. Ай да, мастерица!
- Ничего особенного, тятенька, - ответила скромница. - Как-никак гостя ждём, - сказала Дарьюшка и залилась румянцем во всю щеку.
- Не пришёл ещё Василий?
- Погодите, тятенька, сказал, к обеду будет.
Не успела Дарьюшка договорить, как в дверь постучали.
- Лёгок на помине, - ёрничал конюх и громко огласил:
- Кто с добром пришёл, входи. А кто со злом и порог не переступай.
Дверь отворилась, и на пороге при всём параде показался Василий – царский сын.
- Мы с добром, - сказал он, улыбаясь.
- Ну, коли так, входи, гостем будешь.
- Ой, до чего же у вас душевно пахнет, в желудке заурчало.
- Это всё она - дочь моя, старается, чтобы нас с тобой попотчевать по-царски.
- Пётр Данилович, чудесную дочку ты вырастил. Честь тебе и хвала. Выдашь Дарьюшку за меня? – без предисловия, с места в карьер понёсся Василий. Не терпелось ему.
Конюх на мгновение онемел, оторопел, потом собрался с мыслями и ответил:
- Это я понимаю. Дело молодое. Ты с матушкой да царём-батюшкой говорил? Дадут они благословение своё?
- Без этого бы не пришёл. Царь-батюшка тотчас благословил, как узнал.
- Ну что ж. И я препятствовать не стану. Теперь слово за Дарьей. Как решит, так и будет. Не обессудь, Василий.
Конюх повернулся и посмотрел на Дарью.
- Что скажешь, дочь? - обратился он к ней.
- Что скажу? Сперва обедать будем, а не то всё простынет. Затем дам тебе, Василий, три задания. Исполнишь, буду твоей женой.
- А если не справлюсь? - сник Василий.
- Учить тебя буду. Женитьбу отложить придётся.
- Надолго?
- От тебя зависеть будет. А теперь к столу пожалуйте.

Отобедали, Дарья убрала со стола и к оконцу подошла.
- Глянь, Василёк, как красиво. Ты вошёл с другой стороны избы и не видел, какая у нас здесь полянка. Красота да и только, душу наполняет и умиротворяет.
- Хорошо тут у вас, - подтвердил Василий.
- Помнишь наш уговор? - спросила Дарьюшка.
Василий глянул на неё и понял, что придётся ему выполнять задания, а не то не пойдёт за него краса-девица.
- Помню, как не помнить?- почесал он затылок. - Страху с тобой наберёшься, пока дождёшься твоего расположения, - упрекнул он.
- А ты не бойся, ничего не бойся и иди вперёд, тогда всё у тебя получится, - подсказывала она. – Слушай и запоминай. Задание первое. Видишь вон там пригорок? Поблизости стоит изба, в ней старушечка - божий одуванчик живёт. Такая ласковая, добрейшая старушка. С ней поговоришь, душа отдыхает. Одно плохо - одинокая она. Помочь ей надо. Сходи к ней, наколи дров, нанеси воды, в избе прибери, всё, что она пожелает, выполни. Я частенько у неё бываю и всегда помогаю. Теперь твоя очередь.
- Вот ещё, - взвился Василий. – Что вздумала, забыла, кто я?! Василий - царский сын, и мне негоже такой работой заниматься. Я у царя-батюшки этого не делаю. У нас слуги есть, а ты хочешь, чтобы я пошёл к какой-то там чужой старухе и работал, - расшумелся Василий.
- И не надо, - спокойно ответила ему Дарья. – Значит, и свадьбе не бывать.
- Это ещё почему?
- А какой из тебя муж – голова семьи, если доброе дело тебе не по чину и старушечке несчастной помочь не хочешь. Сказала, не пойду за такого, и весь мой сказ.
- Ладно, ладно, погорячился я. Схожу к твоей старушке, только один раз. Подходит? – строго спросил он.
- Подходит. Ты только начни добро делать, и тебе самому понравится. Теперь слушай второе и третье задание. Это выполнить проще пареной репы. Ты, Василий, должен показать, что если придёт беда, то в лихую годину мне и детям ты станешь защитником.
- Стану. Не сомневайся.
- Так вот, слушай. Пойдёшь в лес и спасёшь от неминуемой гибели любую живую тварь. Потом пойдёшь к озеру или другому водоёму и спасёшь человека от смерти. Вот, когда выполнишь на совесть все эти три задания, - пригрозила она пальчиком, - тогда пойду за тебя и буду тебе верною женой до гробовой доски.
- Ну и задачки ты мне задала, век понадобится, чтобы их исполнить. Состарюсь скорее, чем успею выполнить.
- Ты не первый и не последний. На Руси всегда были мужественные воины – защитники жён, детей, матерей, и ты должен таким стать.
- Ну, дочка, ты сурова. Он ведь царский сын, сделай послабление, - вмешался конюх.
- Если хочет меня в жёны взять, должен подчиниться и выполнить. Какой тогда он муж, если не умеет совершать добрые дела?
Василий понял, что если откажется, навсегда потеряет Дарьюшку. - Она-то своё решение не изменит, - думал он. Подошёл к двери и перед тем, как уйти, сказал:
- Если что, не поминайте лихом.
- Счастливо тебе, Василий, - пожелал конюх. – Храни тебя Господь.
- Ну, дочка, не ожидал я от тебя такого.
- Ничего, тятенька, вот увидите, это к лучшему, ему на пользу пойдёт.

Василий быстро нашёл домик старушки. Постучался, никто не ответил. Он потихоньку вошёл и спросил:
- Ау, есть кто живой?
- Заходи, милок, здесь я.
Василий, услышав слабый скрипучий голос старушки, проследовал вглубь. Видит, на деревянном топчане лежит маленькая дряхленькая бабушка.
- Доброго здоровья Вам, бабушка, - поздоровался он. – Меня к Вам Дарьющка прислала. Если есть работа, всё выполню.
- Ой, спасибо, милок. Ты вовремя поспел. Видишь, нечем печку растопить. Мёрзну я.
- Не волнуйтесь, сейчас нарублю дров, и печку затопим, будете, как царица в хоромах тёплых лежать.
- Что ты, что ты, милок, какая из меня царица. Стара я да плохо вижу.
- Ничего, сейчас всё сделаем.
Василий вышел из избы, обошёл с торца и увидел горку напиленных дров.
- Кто-то уже потрудился. Значит, у бабушки есть помощники. А я, упрямец, не хотел добро сделать одинокому человеку. Позор мне, - рассуждал он.
- Хорошо, Василёк, хорошо, - услышал он где-то рядом голос Дарьюшки.
Он огляделся, но никого не увидел.
- Показалось, видать, - подумал он.
Вернулся в сени, нашёл топор и сам того не заметил, как нарубил все дрова. Работа спорилась, он пропотел с непривычки. Аккуратно сложил дрова в поленницу. Сколько смог, взял в охапку, по пути захватил прутья и вернулся в избу. Вычистил печь от золы и заново растопил.
- Какой ты ловкий. У тебя работа сама в руках кипит. Настоящий молодец! – похвалила старушка.
А Василий да думает:
- Вот бы Дарьюшка услышала да увидела, небось, сразу за меня пошла.
- Ой, бабушка, Вы бы не вставали, я сейчас воды нанесу. Чаю приготовлю и в избе приберу.
- Хорошо, милок. Сделай доброе дело. В доме не осталось даже глотка водицы.
- Сейчас, уже несу, бабушка.
Василий взял вёдра и отправился к колодцу. Набрал воды. Захватил по дороге душистых трав. Вернулся и на печи приготовил старушке чай.
- Пейте, бабушка. Моя кормилица поила меня таким чаем, когда мальцом был.
- Какой чудесный чаёк. Гляжу, ты мастер. Всё умеешь, всё можешь. И сердце у тебя отзывчивое. Честь и хвала твоим матушке и батюшке. Ты случайно не из наших мест родом будешь?
- Вы угадали.
Василий прибрал в избе, присел.
- Притомился, голубок.
- Немного.
- Ну, отдохни.
- Спасибо, бабушка, идти мне надо. Не всё ещё выполнил.
- Дай провожу тебя, помощник дорогой.
- Что Вы, бабушка, не беспокойтесь попусту, я сам дорогу найду, а Вам отдыхать надо.
- Я потихоньку, - сказала старушка и поплелась за Василием.
Не успели они выйти за порог избы, как вдруг старушка исчезла.
Василий забеспокоился.
- Бабушка, где же Вы?
- Здесь я, Василий – царский сын, - услышал он молодой голос и перед ним предстала в царских убранствах молодая красавица.
Василий опешил.
- А где же, бабушка? – испугано спросил он.
- Я и есть бабушка для случайного путника, а для друзей хороших, я - Волшебница. Величай меня Зорина, что означает зорька ясная. Что ты язык проглотил, Василий?
- Верится с трудом, - смущаясь, неторопливо ответил он.
- Василий, ты заслужил самой высокой похвалы. Редко, кто готов чужому человеку добро сделать. Награжу тебя за это.
- Да я не за этим шёл.
- Знаю. Хочешь взять в жёны Дарьюшку. Она моя помощница и ученица. Прислала тебя, чтобы я поглядела на тебя и сказала, годишься ли ты ей в мужья?
- И что скажешь? Какой приговор вынесешь? – встревожился Василий.
- Скажу, что лучшего друга, помощника, мужа и отца детям ей не сыскать. Ты хоть и царский сын, но у тебя душа открытая, чуткая, приветливая. И в работе ты быстрый, ловкий. И слово доброе сказать можешь. Вот что Василий, подарю я тебе амулет. Мне его матушка дала перед уходом. Не простой он, силой волшебной наделён, от всех нечистей оберегает. Когда поведёшь Дарьюшку под венец, надень на неё. Будет ваш дом защищён до конца дней ваших и будете жить в мире, согласии и спокойствии. Принимай.
Василий склонил голову и опустился на колено. Волшебница-Зорина одела ему на шею амулет и сказала.
- С Богом, Василий. Да славным будет путь твой.
- Низкий поклон Вам, Зорина. Подарок сохраню и точь-в-точь всё выполню, как наказали.
- Ступай, молодец.
- Спасибо, - сказал Василий, поклонился и отправился дальше.

Василий достиг леса, когда солнышко, покачиваясь и улыбаясь, стояло в зените.
- Надо торопиться,  - сказал он и ускорил шаг. – Красота здесь какая!
Он приблизился к кусту малины, аромат ягод притянул его к себе. Снял несколько ягод, попробовал и произнёс:
- Сладость разлилась во рту. Хорошо в лесу, прохладно и зелено. Запахи кружат голову.
За спиной послышались странные звуки.
- Скулит кто-то или плачет, - подумал он и пошёл в направлении звуков.
Он поднял голову, на одном из деревьев увидел, как в дупле птица мечется, машет крыльями, призывая на помощь.
- Чего это она так волнуется? Может, случилось что?
Чем ближе он подходил, тем неистовее и яростнее птица звала на помощь, то и дело поглядывая вниз. Василий внимательно осмотрел всё, что было рядом с деревом, и увидел в траве крошечного только что вылупившегося детёныша.
- Бедняга, как же это ты выпал из гнезда? – обратился к птенчику Василий и аккуратно вложил в ладонь одной руки птенца, второй рукой ухватился за крепкую ветку и подтянулся к гнезду. А там с полтора десятка птенцов лежат под мамой и пищат, каждый на свой лад. Увидев Василия, мать семейства приподнялась и клювом указала место, куда опустить сорванца. Василий доставил птенца по назначению и спрыгнув на землю.
- Отважный молодец, - услышал он. – Ты спас моего детёныша, за твоё добро я отблагодарю тебя. Подарю тебе ветку с чудодейственного растения, о волшебных свойствах которого мало кому известно. Пусть эта ветка всегда будет в твоём доме: над оконцем или дверью. Она не даст проникнуть в твой дом хворям, заразам и плохому завистливому глазу. Береги эту веточку и никому не отдавай. Подставь руки и лови, - сказала птица-мать и сбросила прямо в ладони Василия волшебную ветку.
- Благодарствую. Обещаю, сохраню твой подарок.
- Счастливый путь, - пожелала птица.
- Вот и второе задание выполнил, осталось последнее, с  облегчением произнёс Василий. - Скоро буду дома, - успокаивал он себя.
- Молодец, Василёк, - пронеслось мило уха, как лёгкий ветерок. Он отчётливо услышал голос Дарьюшки.
-Чудеса, - заулыбался Василий.
Теперь ему предстояло выйти к водному пространству, что он и сделал.
Внезапно поднялся сильный ветер, на воде зло и неистово забурлили высоченные волны, прибивая гребешки пены к скалам.
- Непогода разыгралась, - сказал Василий и услышал детский голос:
- Ой, ма-туш-ка…
Василий посмотрел вдаль и с трудом разглядел белокурую головку.
Он сбросил с себя вещи и кинулся спасать ребёнка. Едва достигнув цели, он не обнаружил мальчика.
- Где же он?!
И вдруг видит, подплывает к нему огромных размеров рыба, на себе несёт бездыханного ребёнка.
- Забирай, Василий, - произнесла басом рыба. - Мне приближаться к берегу нельзя.
- Благодарю тебя за помощь, ты сделала для меня великое дело, - произнёс Василий, приложил ребёнка к плечу и поплыл к берегу. А там толпа шумит, кишит, страсти накалились.
Василий с малышом, спотыкаясь и захлёбываясь от воды, вышел на берег. Припал к песку, тяжело дыша, и стал растирать мальчику грудь.
- Добрый молодец! Ты спас моего первенца. Ты спас весь наш род от позора. Нянька недосмотрела сорванца, он и убежал к воде без присмотра. Если бы не ты, горе накрыло бы нас с головой, как ураган.
Василий поднял голову, а там стоит раскрасневшийся, весь в поту от страха, боярин.
- Как звать тебя, молодец?
- Василий, - прерывисто ответил он.
 - Дай расцелую тебя, Василий, - боярин наклонился и трижды поцеловал молодца.  – Прошу тебя, окажи мне божью милость и большую честь, поедем со мной.
- Мне воротится домой пора, - сказал Василий, натягивая на себя вещи. – Ждут меня.
- Клянусь, доставлю тебя к порогу дома твоего в целости и сохранности. Не откажи, прошу тебя, - встал на колени боярин.
- Поехали, только слово держи, - напомнил Василий.
- Не сомневайся, боярин слово дал.
Он подхватил на руки сына, быстро поднялся наверх, а там слуги и карета дожидаются.
- Торопись, спешит наш спаситель, - дал распоряжение боярин.
- Слушаюсь, - ответил слуга.
Боярин отдал кормилице мальчика, а сам пригласил гостя в палаты.
- Слушай и запоминай, спаситель моего сына. Дарю тебе эту чашу, она мне досталась в наследство от отца. Чаша непростая, настоящая чародейка. Наполнит твою жизнь любовью, радостью без конца и без края, казну стеречь будет и потомство твоё направит по пути праведному. Жену твою сделает царицей мира, знатные особы перед ней ниц падать будут. Силы, дух укрепит и сохранит до скончания века вашего. Бери и пользуй во славу.
Василий взял из рук боярина чашу и слово молвил:
- Если б знал ты, боярин, что я - царский сын, не поверил бы.
- Нет, не поверю. Разве царский сын стал бы жизнью своей единственной рисковать ради моего сына кровного?
- Как видишь, стою перед тобой, как есть, царский сын.
- Не может быть…
- Всё это приключилось со мной по той причине, что хотел я достойным мужем стать своей суженой. Дала она мне три задания. Коли выполню, пойдёт за меня, а коли нет…поминай, как звали. И я пошёл.
- Кто ж такая будет, что царскому сыну указывает?
- Дарьюшка – единственная моя, дочь конюха, что служит при дворе у моего батюшки.
- Вот удивил ты меня, Василий, так удивил.
- Это не я, сам Бог того хотел.
- Вижу, Василий, умён ты не по годам. Что ж, будет что вспомнить. Коли понадобится тебе помощь, зови, приду, где бы ни был. Гостем в доме моём будешь дорогим, званным и любым.
- Благодарю, - сказал Василий и отбил поклон. - Боярин, вези меня ко двору. Тороплюсь я.
- Я же слово дал.
Воротился Василий домой, а там царь-батюшка и матушка волнуются, места себе не находят. Рассказал им Василий о задании Дарьюшки и обо всех приключениях, через которые с честью прошёл.
- Не посрамил Ваше имя, царь-батюшка.
А царь прослезился, низко в ножки сыну поклонился, обнял и расцеловал.
- Собирай сватов, поедем к суженой моей, - сказал Василий.
- Все поедем, как и полагается. Дарьюшку в семью берём, да в дом наш не на день, навсегда.
- Хорошо, батюшка.

А вскоре и свадебку сыграли, да стали жить и поживать Василий с Дарьюшкой в любви и радости, да добра наживать.

И детям своим поведал Василий, как их матушка научила царского сына добро людям делать.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.


Рецензии