роман РОК лабиринт Сицилии автор Юрий Швец

https://ridero.ru/books/rok_labirint_sicilii/ здесь и печатное и масса электронных изданий... все последующие тома скоро будут здесь же.

...Септемий остановился на пригорке, чтобы оглядеться. Над местом, где кипело сражение, висела завеса пыли. То тут, то там пыль относило в сторону поднявшимся к полудню ветерком, и в открывшихся в ней окнах проглядывали могучие слоны, ревущие в своей ярости! По равнине передвигались массы неприятельской конницы, преследующие бегущих римлян… Септемию вдруг пришло на ум, что он это уже видел… Промелькнувшее воспоминание, яркой молнией сверкнувшее в его памяти, даже указало ему место, где эта картина пришла в его мысленный образ реальностью… «Клянусь глазами Аргуса! Ведь это я видел под воздействием курительных благовоний в подвале храма Двуликого, с Катоном! – пронеслось у него в голове, – Да! Боги пытались предупредить меня ещё в Риме! Как мы несовершенны! Как близоруки! Как бессильны! Что даже не можем избежать того, что боги по своему великодушию демонстрируют нам, дабы предупредить нас!»… Септемий не найдя в слоях пыли атрибутов консульской власти, пришпорил коня и повёл конницу внутрь облака пыли. Прозвучал сигнал и римская конница на ходу перестроилась в ромб. В этот момент навстречу коннице вырвались пехотинцы второго легиона Латиума. Увидев свою конницу и квестора армии, они в нерешительности остановились…

  – Куда вы, воители?! – бодро, с улыбкой спросил Септемий.

  – Мы вырвались из окружения, – оправдывались солдаты, – всех центурионов убили!

  – А вы не видели консула?! – Септемий разговаривал спокойно, что для солдат, привыкших к грубому обращению, было очень непривычно.

  – Консул оборонялся вместе с триариями и ликторами в двух стадиях отсюда, окружённый конницей и пехотой врага!

  Пока шёл разговор, из окружения выбивались всё новые и новые пехотинцы. Они останавливались, увидев стоящую конницу и квестора армии, не решаясь бежать дальше.

  – Солдаты! – обратился к ним квестор. – Вы оставили там римского консула! Что скажут наши враги, узнав, что мы, римляне, бросили в беде своего консула! Это позор!
Давайте отобьём консула! А потом организованно отступим! Левый фланг выходит из боя в полном порядке! Присоединимся к нему!

  – Так некому командовать, всех убили! – Солдаты пребывали в нерешительности.

  – А с нами есть приимпелярий первой когорты легиона Марса! Он не подойдёт? – с улыбкой предложил Септемий. И уже совершенно серьёзно продолжил: – Строимся в «черепахи»!

  – Сохрани коня! – Кассий передал свои поводья одному из стоящих всадников. – Строимся здесь!

  Кассий показал фронт построения. Принципы построились – собралось около двух когорт пехоты. Не ожидая более, Кассий повёл их в направлении предполагаемого нахождения консула. Конница шла по бокам когорт. По мере продвижения вперёд открывалась картина страшного побоища. Везде, куда ни падал взгляд, лежали мёртвые римские солдаты. Впереди кипел бой, где время от времени раздавался рёв слонов и гул кричавшего народа… Когорты прошли стадий по усеянной мёртвыми и умирающими людьми равнине и увидели флаг консула. Около него кипела жаркая схватка! Кассий обнажил меч и римская пехота с криком «Барра!» бросилась на врага… Карфагеняне, увидев вдруг пришедших на помощь консулу римлян, развернулись и бой закипел с новой силой…

  Триарии и ликторы, услышав крик своих, ответили тем же и, пытаясь пробиться к своим, стали смещаться в их сторону. Кар со своими новыми когортами запер карфагенян, и теперь было непонятно, кто из обеих сражающихся сторон находиться в окружении. Усилие!.. И прорыв к дерущимся в окружении триариям состоялся… Конница проскользнула внутрь кольца… В этот момент Кассий услышал чёткий боевой клич с того направления, откуда они только что прорвались к консулу… Сзади появились воины в красных плащах. Они быстро строились, демонстрируя воинскую выучку не хуже римской! В центре выделялся статный воин в шлеме с пурпурно-оранжевым плюмажем. Римляне вынужденно поделились, повернув часть шеренг к строящейся пехоте врага. Гоплиты в алых плащах атаковали, римляне оказались меж врагов… Кассий увидел, что прорыв триариев к ним не открыл доступа к консулу. Вновь прибывшие враги, проявляя необычайную храбрость, вновь сомкнулись перед линией, в которой находился Кар. И всё же он не терял надежды прорваться к флагу консулата… И с невероятным усилием им это удалось… Кассий, увидев прореху в расступившихся рядах противника, бросился туда, а принципы создали сплошной коридор для выхода из окружения консула… Кассий краем взгляда увидел, что ликторы приближаются к ним. Теперь нужно было решать вопрос прорыва общими усилиями назад, из кольца врагов. Кассий оглянулся… Но впереди на их пути были лакедемоняне… Кассий впервые встретился с лакедемонянами в открытом бою, поэтому их тактики он совершенно не знал… Собрав вокруг себя достаточное число принципов, Кассий бросился вперёд… Лакедемоняне стояли фалангой…, первый ряд сошёлся с принципами в плотный колотый бой, но второй ряд лакедемонян, стоящий за теми, кто сошёлся с принципами, действовал копьями через головы первых. Эта тактика была убийственна… Спартанское копьё было длиннее обычного и к тому же имело длинный, широкий наконечник. Второй ряд гоплитов наносил удары римлянам в лица и шеи. Кроме этого, практиковались рубящие удары сверху саблеподобным наконечником. Эти свистящие удары повергали принципов в уныние, так как сделать ничего было нельзя, длинный наконечник лишал возможности перерубить древко копья. Кассий был поражён физическим состоянием лакедемонян, ведь они уже выдержали такой затяжной бой и всё равно атаковали его пехоту с такой энергией! Выучка и выносливость, отточенность движения до работающего механизма, необычайная стойкость и отвага – всё это было открытием для римлян!

  …Триарии сгруппировались вокруг Кассия, создав стену щитов, и длинными копьями пытались достать лакедемонян… Эта тактика стала приносить небольшой, но ощутимый успех… Кассий оглянулся, ища глазами конницу квестора… Конница сражалась правее, в беспрерывном водовороте скачущих и сталкивающихся лошадей и всадников… В этот момент Кар увидел консула. Он шёл, окружённый ликторами, за триариями легиона «Латиум», которых привёл Кар. Взгляд его был отрешённым и пустым. Потрясение, испытанное его самолюбивой, надменной, непомерно гордой и властной натурой, не считающейся ни с чьим мнением, растоптало его чувства, сделав его почти неадекватным к происходящему. Кассий проводил взглядом консула, заметив в его окружении и чёрные плащи арканитов… Но самое страшное Кар рассмотрел и расслышал позади них!.. Рёв слонов возвестил об их приходе на место финальной схватки!.. Лица римлян дрогнули, услышав за своими спинами звук, издаваемый животными… И уже через минуту первый из них прорвался через шеренги прикрывающих тылы принципов!.. Он ворвался в центр римской когорты, глаза ужасного животного горели каким-то неистовством!.. Слон по инерции сломал о свою бронированную голову выставленные против него копья триариев и обрушил на головы противостоящих ему римлян мощь своих бивней!.. Так как римляне были стиснуты со всех сторон и для того, чтобы отбежать в сторону, не было места, проход слона был особенно убийственным…

  Кассий бросился назад от опасности, грозящей от слона, к триариям, вставшим там защитной стеной… Всё перемешалось в одну минуту… Римляне, карфагеняне, принципы, союзные галльские лучники, лакедемоняне, белые плащи Священных отрядов, все были перемешаны в круговорот сражающихся человеческих тел, который набирал свои обороты в последних горьких, наполненных драматизмом минутах сражения, происходившего вокруг знамени Римской республики…

  – Кассий, – услышал Кар окрик сбоку. Он повернулся и увидел Септемия, прорвавшегося с частью конницы к консулу. Несколько подручных Септемия собрали и держали под уздцы с полтора десятка лошадей, которых достаточно бегало вокруг, как карфагенских, так и италийских скакунов.

  – Прикрой лошадей! Я за консулом! – Септемий спрыгнул с коня и подбежал к Атиллию.

  Марк Атиллий Регул сидел на небольшом бугре, безучастно наблюдая за происходящим вокруг него сражением.

  – Марк, не время рассиживаться, на коня! Пробиваемся назад! – крикнул Септемий, нагнувшись к консулу.

  Регул, находясь в глубокой прострации, вздрогнул от призыва квестора и поднял на него глаза:

  – Ты жив, Бибул?! Видно, действительно Янус недостаточно проворен, чтобы отправлять таких выскочек к Плутону! Что тебе надо, Бибул? Тебе судьба оставила жизнь так же, как она оставила её вон тому молодому центуриону! – Регул скользнул взглядом по Кассию Кару. – Значит, у вас есть будущее. Значит, вы ещё можете что-то изменить или совершить в этом неблагодарном мире! Мне же жизнь теперь в тягость. И всё, что я могу сделать, так это умереть с честью. Возле города, который я выбрал своим орудием для достижения своих целей – славы, могущества, власти! Всё это исчезло! Испарилось, развеялось! Так для чего мне возвращаться в Рим? Чтобы стать посмешищем?! Уходи, Бибул, твоя жизнь в опасности, даже сейчас…

  Септемий молча отвернулся от консула, не ответив ничего. Ему стало противно… Противно видеть человека, который обрёк на смерть столько людей, говоря им высокие слова о славе Рима, а на самом деле во имя только своей славы и власти!.. Септемий уходил, чувствуя себя замаранным… Замаранным чужой, глупой, грязной волей, по вине которой идёт война и гибнут люди…

  – Септемий! Оглянись! – услышал он окрик Кассия Кара, который вернул его в реальность. Квестор оглянулся…

  В месте, где только что сидел Регул, кипело сражение. Конница карфагенян ворвалась в круг ликторов консула… Септемий увидел, как брошенное кем-то копьё пронзило ликтора, поддерживающего знамя консульской власти. Ликтор согнулся, но не отпустил знамя, обводя глазами вокруг себя, как бы ища поддержки и помощи… Септемий бросился к ликтору, державшему знамя консулара. Он подбежал к нему и ликтор с благодарностью взглянул ему в лицо, будто испытывая огромное облегчение… После этого он разжал руку и упал к воткнутому в землю древку знамени Республики… Септемий, схватив знамя, бросился к Кассию…

  Вскочив на лошадь и видя замешательство Кассия, он крикнул:

  – Кассий, ну что же ты?!

  Кассий озираясь вокруг на общую неразбериху, испытывал страшные муки.

  – Я остаюсь, мне надо выводить людей! – Кассий бессильно огляделся. Везде, где только что был строй римлян, были карфагеняне…

  Вдруг зазвучала труба… Она передала команду… Эта команда звучала очень редко… Звук валторны возвестил о капитуляции консула… Регул, видя неизбежность смерти многих его окружавших солдат и ликторов, приказал оставшейся армии сложить оружие, сам сдаваясь в плен…

  – Ну что, приимпелярий? Ты с нами или предпочтёшь остаться с ними?! За кем последуешь? – Септемий требовательно взглянул на Кассия.

  Кассий увидел, как многие солдаты бросают оружие… Решение напросилось само:

  – Все на лошадей! – крикнул он воинам, окружавшим его. – Уходим с квестором в прорыв!

  Чуть более десятка воинов сели на лошадей вместе с ним… Далее ждать не было смысла и отряд, с места взяв самую максимальную скорость, понёсся на прорыв…


Рецензии