Лезгинка

На фотографии Пиримхан приехал на могилу к отцу.

Мы в долгу перед ними ! В бою убитыми !  Святыми !

Бои носили особо кровопролитный характер при освобождении Морозовского района, Ростовской области.  Укрепившись на господствующих высотах, гитлеровцы оказывали ожесточенное сопротивление.

Свыше 600 советских офицеров и солдат погибло в конце декабря 1942 начале января 1943 годов  в ходе боев у хутора Урюпин Морозовского района. Мой двоюродный дед Булгаков Иван Константинович  погиб  в  этом бою вместе со своими однополчанами 31 декабря  1942 года.

 Погиб в бою мой дед, прожив на свете 19 лет...

В 1956 году прах воинов захоронен в братской могиле на территории Грузиновского сельского поселения, Морозовского района, Ростовской области...

Изучая донесения о безвозвратных потерях, устанавливал имена воинов погибших и не вышедших из боя у хутора Урюпин. За время поиска они стали мне дороги и близки. Судьбы воинов слиты воедино в последнем смертельном бою. Рядовые и офицеры, сыны  разных народов и вероисповеданий положили свои жизни во имя Победы, во имя всех нас.

Будем помнить и чтить всегда солдат святые имена. Надеюсь  и верю родные - их отзовутся и к братской могиле прильнут...

В списке погибших  из донесения о безвозвратных потерях значился  без вести пропавший солдат.

 ПИРИМХАНОВ АЛХИЛАВ.

Дата рождения/Возраст__.__.1912
Место рожденияДагестанская АССР, Сергокалинский р-н
Дата и место призываСергокалинский РВК, Дагестанская АССР, Сергокалинский р-н
Последнее место службы14 Гв. сд
Воинское званиекрасноармеец
Причина выбытияпропал без вести
Дата выбытия03.01.1943
Место выбытия Ростовская обл., Морозовский р-н, х. Урюпин.

Срочно направил сообщение в горный Дагестан в надежде, что отзовуться родные воина.

Навеки в сердцах потомков останется имя Пиримханова Алхилава. Родился он в 1912 году  в высокогорном селении Канасираги , Сергокалинского района, горного Дагестана. Расположено село на границе с Дахадаевским районом (на юге), в 33 км к югу от районного центра — села Сергокала,  и населено  даргинцами. По переписи 2010 года в селе проживал 731 человек.

По преданию в далекие времена территория села принадлежала собственности хана из Уркараха. Жители Уркараха, имевшие недостаток в земле, ходили заготавливать корм на зиму. Они облюбовали эти земли и остались жить. Это место получило название Кьалакант (что в переводе означает; место где ранней весной ходят за травой). Но село подвергалось частым набегам, его грабили внутренние и внешние завоеватели, в конце концов был сожжен. Из него образовались 5 больших хуторов: Хала махьи, КатбяхI, Улелъала кьадуби махьи, Къаркънар махьи, Гъяргъуртар махьи. Время от времени эти хутора тоже подвергались набегам и грабежу.

Жители этих хуторов, чтобы противостоять набегам и грабежам, решили объединиться в одно селение и облюбовали себе территорию у подножья горы Каба, окруженную с трех сторон глубоким в 400 – 500 метров ущельями. На эту территорию можно было попасть только с южной стороны. Там была крепостная стена с двумя воротами. Но жители проложили дорогу и с северной стороны. Поэтому в крепостной были две вороты – в сторону севера и запада, которые закрывались на ночь вратарями, которые пели песню о горе Каба…

Таким образом это село, расположенное у подножия горы Каба, получило название Кабасираги.

Кабасираги находилось в Левашинском округе и оттуда поступали письма и распоряжения на арабском языке. В ответе на распоряжение писарь допустил небрежность: арабское «б» отличается от арабского «н» расположением «точки», то есть – Кабасираги превратилось в Канасираги.

В селении Канасираги после установления Советской власти в Дагестане в 1927 году была открыта начальная школа, в котором учил детей канасирагинцев Алиханов Абдулмажид из Мекеги . В 1931 году под руководством Ахмедова Исахана было создано коллективное хозяйство  из 9 хозяйств :(33 члена -9 трудоспособных мужчин и 9 женщин.).
В 1936 году был создан колхоз на земле его, председатель был Каримов Адуллатип.

В этом колхозе  и работал Пиримханов Алхилав. Он был женат и воспитывал сына и дочь. Был он любящим отцом и  замечательным труженником.  Да грянула Война, в дом пришла Беда.

Бывший директор школы ,ныне покойний , Закаригеев Гаджи вспоминает: « Я отчетливо помню черные тучи 22 июня 1941 года наползавшие с запада на нашу шагающую семимильными шагами к светлому будущему человечества , страну Советский Союз.

Эта туча погубила многие прекрасные цветы моей мирной страны, среди которых был мой цветок цвета радуги – мой брат. Название этой тучи немецко –фашистские захватчики. Пусть на них падает проклятие всего мирного народа Земли».

Служил Пиримханов Алхилав в 14 гвардейской стредковой дивизии в 36 гвардейском стрелковом полку. Красноармеец пропал без вести 3 января 1943 года в бою за хутор Урюпин и очевидно похоронен как безымянный воин в братской могиле.

В канун дня Победы в апреле 2014 годя я  получил сообщение из Махачкалы от Сулаева Имантудина. Он пишет : " Здравствуйте, Владимир! Огромное вам спасибо за информацию, за поиск родных, погибших в годы войны воинов! Мы никогда о них не забывали. Мне 50 лет и я не сдержал слёз. Пиримханов Алхилав является моим родственником, живы его сын, потомки, внуки. Он в числе 105 канасирагинцев, моих сельчан ушёл на фронт. Из 105 погибло и пропало без вести 55.".

Отозвался и внук героя и прислал весточку из Дагестана."Спасибо Вам большое за то, что помогли найти могилу Пиримханова Алхилава. Я его внук. Моя мать была очень рада этому известию. Пусть хранит Вас Всевышний. Здоровья Вам, вашим родным и близким. Долгих лет жизни", Магомедов Магомед.

И вот к могиле погибшего отца 9 мая 2015 года приехал его сын Пиримхан. Ему 73 года и он работал в сельской школе. А вот теперь на пенсии воспитывает многочисленных внуков. Всю жизнь Пиримхан искал могилу  отца. Скорбной была их встреча.

В братской могиле на хуторе Грузинов погребены сыновья Великой страны СССР. Это были советские солдаты и среди них не было "москалей", "хохлов" и "чурок". Благодаря им мы сегодня и живем.
 
Воевали наши деды, свои жизни отдавая для Победы.

В последнюю минуту в окопе перед атакой они делились глотком воды и хлебом друг с другом. Жили, воевали и погибали воины вместе. Их не разъединяли вера, цвет глаз или прожитые года. Объединила же их любовь к Отчизне, за которую солдаты отдали свои жизни.

9 мая 2015 года к братской могиле на хуторе Грузинов, Морозовского района, Ростовской области  приехали дети и внуки  похороненых здесь воинов Короткова Самуила Дмитриевича, Куприенко Ивана Никитовича, Пиримханова Алхилава , Копнина Ксенофонта Алексеевича и  Булгакова Ивана Константиновича.

У братской могилы собрались   внуки  и дети погибших воинов. Приехали мы из разных уголков нашей Родины. Из горного Дагестана, из хлебного Ставропольского края, из янтарного Калининграда и  героического Волгограда, из гостепримной Казани.

И теперь мы однополчане как и наши погибшие отцы и деды. Мы возложили цветы  на братскую могилу и побывали на месте боя на безымянной высоте у хутора Урюпин.

Мы помянули наших дедов. Возложили цветы  и подняли горькую чарку.

Солдатскую фляжку в дорогу я взял
И молча тост за погибших поднял.
В братской могиле герои лежат.
Верят солдаты, что их навестят...

А пришло время прощаться  мы все хором спели казачью песню  "НЕ ДЛЯ МЕНЯ "

Не для меня придёт весна,
Не для меня Дон разольётся,
Там сердце девичье забьётся
С восторгом чувств – не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,
Текут алмазными струями,
Там дева с чёрными бровями,
Она растет не для меня.

Не для меня придёт Пасха,
За стол родня вся соберётся,
"Христос воскрес" из уст польётся,
Пасхальный день не для меня.

Не для меня цветут цветы
Распустит роза цвет доширестый
Сорвешь цветок, а он завянет
Такая жизнь не для меня...

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьётся,
И слезы горькие прольются.
Такая жизнь, брат, ждёт меня.

А на прощанье перед отъездом гости с Кавказа исполнили лезгинку - старинный быстрый кавказский народный танец, участие в котором приняли приехавшие на эту встречу родные погибших воинов, так и хозяева- жители хутора Грузинов.

Лезгинка «изначально была танцем воинов».  Танец издревле распространен среди всех без исключения кавказских народов, под разными наименованиями лезг.

В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук.

 Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово «лек» (лезг. лекь) означает орел.

Переняли этот танец и казаки - преимущественно терские и кубанские. Наиболее распространенные лезгинки казаков - это казачья Братина, и терская Наурка. Лезгинку именно пели под барабаны, исполняя песни и частушки и танцевали, демонстрируя удаль. И мой прадед кубанский  казак  Кузьма Мацанов  тоже  любил исполнять вместе с сослуживцами лезгинку.

 Горцы Дагестана принимали участие в составе конных полков в событиях Первой мировой войны, продолжили славные традиции северокавказцев, связанные  с их военным  служением Отечеству. Вместе с казачьими полками они на фронтах рубили немцев и австрийцев.

В ряде сражений 1914 года 1-й Дагестанский конный полк был в авангарде дивизии, постоянно находясь в соприкосновении с противником, тесня его части, атакуя в конном строю. За отличие в боях с противником в октябре 1914 года приказом №24 по 3-й Кавказской казачьей дивизии 60 дагестанских всадников были награждены Георгиевскими наградами четвертой степени. В январе 1915 года более 30 всадников 2-го Дагестанского конного полка были награждены Георгиевскими крестами и медалями различных степеней.

А грянула 22 июня 1941 года Великая Отечественная война гордые сыны Дагестана ушли в бой с врагом Отечества,  многие из них погибли и не вернулись к родным очагам. В годы войны Дагестан послал на фронт около 180 тыс. мужественных воинов, из них погибло более 90 тыс. человек.

 Вместе с другими народами СССР горцы проливали кровь в боях, перед врагом не отступали. Честь и слава героическим сынам Кавказа.

От Сталинграда до Берлина братские могилы. За нас солдаты жизни сложили...

В день Победы 9 мая 2015 года  мелодия лезгинки зазвучала над просторами донской степи и поплыла над братскими могилами. Удивительный был этот танец в память наших дедов,  погибших воинов.

  В лихом  танце  смешался горячий темперамент горцев и  казачья удаль   

 Народы нашей страны дружбой сильны. И это была лезгинка  победы и дружбы. В тот день наши погибшие деды благословили нас на танец и  на вечную ДРУЖБУ.


Рецензии
Прекрасный рассказ!

Пожалуй, это один из Ваших лучших очерков о героях войны!

Владимир Пузиков   25.05.2015 07:41     Заявить о нарушении
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ !

Владимир Колябин   25.05.2015 13:44   Заявить о нарушении