Який ти козак?
Десятки раз, прогуливаясь по улицам этой небольшой рыбацкой деревушки, надеялся встретить знакомые лица, но так ни с чем уезжал отсюда и возвращался сюда вновь и вновь.
Я не из этих мест. Но местность эта для меня также дорога, как любому коренному жителю. И этому есть логичное объяснение, поскольку моя трудовая и литературная биография начинается именно из этих мест - Дона, среди тружеников реки и моря, которые меня приняли, считают своим, родным, и я их очень люблю.
Судите сами.
- "Вязьма", "Вязьма", я семьдесят восьмой!.. Ответьте мне!..
Создавалось впечатление, будто вызов был в никуда и уходил в темноту, туда, где никого нет. Битый час в радиоэфире, промежутками в несколько минут, звучал писклявый голос старшего помощника капитана Владимира Михайловича Чернышева. Хотя это была вовсе не старпомовская вахта, он присутствовал в рубке и вел оперативно-визуальную работу. Включены были оба бортовых прожектора, он использовал еще и главный прожектор над рубкой, под мощным лучом просматривал и изучал встречную темноту.
И из экипажа никто не спал, каждый ждал момента выполнения своих обязанностей.
- Мария Петровна! А вы что тут делаете... почему не отдыхаете? - послышался внизу удивленный голос боцмана Паши Вифлянцева.
Ответа не последовало.
Мария Петровна - наш кок, судовой повар. Ее супруг Иван Григорьевич Топихин старший механик судна. Оба они в возрасте, с юных лет на флоте, на флоте познакомились и поженились. До сих среди некоторых судовых механиков идет своё образная молва:
- Я - воспитанник Топихина!..
… Буквально накануне «спокойную» караванную службу «Озерного 78» прервал диспетчер Пака, сообщив:
- «Вязьма» на полном ходу сел на мель!
- Какая чепуха! - удивился даже караванный капитан Горяинов. - Какая еще «Вязьма» в такое время года?!.. Нам такие шутки не нужны!..
- Судно просит о помощи, Борис Федорович! - прервал его Иван Васильевич.
Ледостав. Судоходная обстановка снята, следовательно, река Дон во многих участках изменила своё русло. И вот, в полночь мы идем на помощь сухогрузу.
Этот участок Дона — самый интенсивный район плавания для судоходства большегрузных судов в летнее время года, когда, реально, затруднены прохождения судов в обоих направлениях. Здесь неправильные (навальные, затяжные, даже донные) течения, суводи. В некоторых перекатах судоводители пропускают друг друга, согласовав расхождения между собой — останавливаются, ждут, подрабатывая винтами, чтобы удерживаться в фарватере.
Одной из главных причин затруднения судовождения на этом участке кроме вышеперечисленных, является еще и коренное населения - рыбаки! Да, да, именно местные рыбаки, которые сутками сидят прямо на судовом ходу!
Не раз наблюдал за капитаном Васильченко (в ту пору я был у него рулевым), спокойный такой по характеру, как он бегом переходил перед штурманской рубкой с крыла на крыло ходового мостика, делал «Стоп машины», ругался с рыбаками:
- Сукин ты сын!.. Сидишь тут!.. Не спится тебе дома в такое время! Щас гирю тебе на голову брошу!..
А этот «сукин сын» сидит в лодке со своим сыном, или внуком, или женой, или соседом прямо в фарватере, затрудняя безопасное движение судов, и в некоторых случаях он даже намного старше по возрасту самого капитана - совершенно спокоен и никаких возмущений в его лице и поведении нет!
В последующие годы, когда сам начал трудиться на большегрузных судах, как судоводитель стал оценивать неповторимый профессионализм в воде этих донских рыбаков, их умение увиливать от неминуемой гибели в самые кратчайшие секунды, тем самым доводя судоводителей до нервного срыва.
С соседом Владимиром Марковичем Голофаст завел недавно разговор на эту тему. Он бывший капитан «Кометы» - судна на подводных крыльях. Его бригада в советское время утюжила берега арабских эмиратов, а этот донской участок реки ему доподлинно знаком.
Вот сидим мы с ним во дворе напротив детской площадки. Смотрит на меня ясными глазами. Не хочет вспоминать, и отказать тоже не может. Я вырос на его глазах, всю мою биографию знает и он для меня, как отец родной.
- Мы оба судоводители, Маркович! Неужели Вы думаете, что я Вас не пойму?
- … представь себе: идут навстречу две «Кометы», или же «Комета» с «Метеором". Участок сложный…, там и там за штурвалом сидят опытные судоводители…, сидят напряженно…, как на иголках… А расстояние между бортами при расхождении – минимальная. И, вдруг, вижу - прямо по курсу на судовом ходу рыбак сидит на лодке! Нет времени взять трубку сообщить по рации, что человек в фарватере! Скорость приличная, 60 км/час, а сесть на корпус нельзя, полетят крылья, более ста пассажира на борту!.. После расхождения оглядываюсь назад, а там, с лодки, сняв шляпу, мне машут! И так каждый раз! Это просто фантастика!..
Парадокс: но этот донской морской участок реки Азовского района не знает ни одного несчастного случая со стороны рыбаков, благодаря их умению и профессионализму самих судоводителей! Со времён осады русскими войсками города Азов, с засевшими там турками до настоящего времени!
А сегодня, сейчас — зимнее время, откуда здесь появился груженый сухогруз? С рыбаками ясно, тут они рыбачат круглый год. Рыбалка у них - идиллия, хобби, здоровый образ и смысл жизни, благополучия, своеобразное воспитание и послушание в семье! А вот большегрузное судно!..
… Двухдневный наш труд как спасателей, не дал положительных результатов – мы не смогли снять с мели груженое судно там, где река впадает в море.
«Верховка», когда дуют восточные сгонные ветры, дала о себе знать – вода ушла в море и к вечеру должна была вернуться.
Работа усложнялась еще и ледовой обстановкой. По реке огромными глыбами плыли льдины, сорванные с берегов льдом и течением деревья, какие-то плетёные из прутьев заборы, и они, в буквальном смысле, отталкивали нас от сухогруза в море, препятствуя нашей спасательной работе в непогоду. Непрерывно бил по глазам мокрый снег, руки мёрзли от мороза.
Получив прогноз погоды, наш "Озерный 78" отошел от сухогруза и встал на якорь повыше гружёного судна, оградив его от нашествия льдин. Между нами и сухогрузом образовалась чистая вода.
Спустили шлюпку на воду. Капитан Васильченко «прогнал» весь экипаж на берег для передышки и отдыха. Даже тех, кто был в постели, посадили в шлюпку и айда на берег.
Это было правильное решение со стороны капитана, который давал экипажу отдыхать в промежутках аварийно-спасательных работ. В зимних условиях мы почти не сходили на берег, а «любовались» им с борта. А тот, кто сходил, чувствовал себя на берегу как в море – его "штормило". Были и такие случаи, когда наших моряков, сошедших на берег, не раз останавливали в разных городах работники милиции, забирали в отдел, восприняв их выпившими. А потом извинялись, отпускали. Членов экипажа «Озерного 78» узнавали и уважали, как своих, в портах: Керчь, Таганрог, Жданов (ныне Мариуполь), Бердянск, Ейск, Новороссийск… Не раз наших ребят спрашивали в городах совсем незнакомые люди:
– Извините, молодой человек, Вы, случайно, не из семьдесят восьмого?
На утвердительный ответ в их лицах появлялась добрая улыбка и обязательно восклицание - «Привет Анатолию Владимировичу!».
В те годы мы были единственными спасателями в Азовском море (наши позывные были включены во все справочники служб и ведомств) и несли мы круглосуточную, круглогодичную вахту не сходя на берег, и народ об этом знал.
… Была чудная погода: безветренно, безоблачно, немного пасмурно и морозно. Утренний чистый воздух на берегу, холодным потоком наполнял легкие совсем иначе, чем на деревянной палубе морского спасателя при такой же погоде в море...
Идя по берегу, и, оглядываясь по сторонам мы видели повсюду сугробы, сугробы, сугробы. Саманные постройки с крышей из камыша, местами перевернутые вверх дном кувшины на заборе, небольшая скамейка у калитки, даже кустарники и деревья имели свои необычные очертания под снегом...
Вокруг ни единой живой души.
Рано еще. Народ не проснулся. Даже петухи спят.
Найдя чистый от снега участок берега, экипаж начал гонять в футбол, чтобы снять, накопившееся напряжение от продолжительного, без выходных, пребывания на борту судна.
Услышав где-то рядом потрескивание поленьев в костре, белый дым и почуяв знакомый запах, я направился в сторону перевёрнутой лодки чуть выше по течению.
Недалеко от нас на берегу реки у деревянного помоста, за перевернутой лодкой, три рыбака варили уху. Чёрный домашний калач, большая бутыль с самогоном, лук, сало, всякие домашние соленья – все это на плетенном из разноцветных лоскутьев коврике, лежало аккуратно и красиво перед стариками. Еще на расстоянии, сквозь дым, я заметил стоящие подле рыбаков сложенные пирамидой удочки. Рыбаки кочергой-палкой переворачивали на углях печёную картошку, а с котелка поднимался ароматный пар.
Я подошёл к ним поближе, и с изумлением засмотрелся на аккуратно сплетенные из бельевой верёвки кранцы, которые свисали по бортам лодки. Дотронулся до них пальцами. В четких линиях переплетения веревок явно чувствовалась работа рук бывалого боцмана.
Для тех, кто не знает, скажу, что кранцы – приспособления для смягчения удара о причал при швартовке – изготавливаются в виде подушек для вывешивания наружу вдоль борта судна.
Надо сказать, изготовить кранец – сложное дело и не каждый моряк может похвастаться тем, что он может изготовить его профессионально.
А вокруг костра шла веселая, дружественная, на нижне-донском лексиконе, беседа.
– Вот, козачонок объявилси! – пробубнил один из старичков, указывая кочергой через головы друзей и через котелок в мою сторону.
– Який козак, ежели вин – не русский?!! – обернувшись, запротестовал другой.
– Не уж-то сам русский?.. Из монголов, небось, иль из татар, а? – толкнул его своей кочергой второй старик.
Начался шутливый веселый говорок у костра. Они стали толкать друг друга своими обгорелыми палками, громко продолжая свой спор. Мне стало даже смешно от выходки этих стариков. Все трое были невысокого роста и чем-то были похожи на маленьких детей, играющих на песке, с разницей лишь в том, что они сидели на снегу, да и были взрослые и пьяненькие.
– Кажи шо ти не козак, эй, чубчик! – окликнул меня «монгол», видимо, уставший от борьбы вдвоём на одного.
У меня тогда были черные, скрученные вверх усы, как у Василия Ивановича Чапаева, и густые черные волосы, как у Григория Мелихова.
На меня в упор глядели, через овчинный воротник тулупа, два прищурившихся хитрых узких глаза, с торчащей жиденькой бородёнкой, и, сквозь гуляющий дым, заметил я стариковскую пронзительную улыбку, запоминающегося характера.
Улыбка была приветливая и как бы приглашала меня: не увиливай от ответа.
– Ну, казак я! А разве не похож?
– А ти када-нить Дон переплывал?.. А самогон пив???.. – переспросил "монгол", повернувшись другим боком в мою сторону, искоса, как бы изучая, начал обсматривать меня с ног до головы.
– Да не пьющий я… да и Дон никогда не переплывал… надобности не было.
– Тоди який же с тоби козак, а?..
Интонация в голосе, прищурившийся взгляд в узких глазах, полулежащая поза на охапке соломы на снегу и брошенная кочерга у меня под ногами говорили не о лучшем моем положении в обществе этих трех подвыпивших рыбаков-стариков-казаков. В небритом морщинистом лице зрачки не были видны, и стоял я, как вкопанный. На меня уставились три пары глаз, явно ждали ответ.
Самолюбие взяло верх. Отошёл я от них ближе к воде, сбросил с себя бушлат, тельняшку, флотский "клёш" и бросился в воду. Вода обожгла, но не остановила. Плыву.
Было начало весны. В такие времена года полноводный Дон затапливает берега, поля и скромные хозяйства казаков здешних мест. В этих местах в такие времена года сосед к соседу, дети в школу «ходят» на лодках. Если вверху Дон разделяет село на правый и левый берег, то здесь другого берега не видать! Километра три, пять, а может, там берега вообще нет.
Сколько проплыл – не знаю, а обратно плыть – гордость не позволяет.
Рыбаки, заметив мою одежду на песке, а меня в воде, всполошились, бросили свои палки-кочерги, громко ругаясь и спотыкаясь, перевернули свою лодку и стали тянуть её к воде.
– Да мы пошутили!!!
А я, имея хороший разряд по плаванию, всё плыл, плыл в мутной воде, удаляясь от берега, обходя плывущие вниз по течению реки льдины и деревья, пугая сидящих на них ворон. А они, кружась на небе, поднимали надо мной своё воронье карканье.
Далеко от берега догнали-таки меня рыбаки. Старики насильно затянули меня в лодку.
У костра, укутав меня в тёплый овчинный тулуп, дали полный стакан самогона. Вернее не дали, а принудили меня выпить его до донышка. Втроём, грубыми мозолистыми пальцами, чистили печёную картошку, наперегонки ухаживая за мной, говорили:
– Вот щас ти у нас козак!!! И Дон переплив, и самогон выпив!!!
Было мне тогда 19 лет.
Свидетельство о публикации №215052300214
Наталия Королёва 17.05.2023 10:00 Заявить о нарушении