Апостолы. 1. 6. Царь Ирод

   В Библии известны первые еврейские цари, в избрании которых через пророка Самуила принимал участие  Сам Бог, - это Саул и,  сменивший его ,Давид, - другие получали верховную власть путем передачи престола по наследству, - пример - Соломон, но были кто добирался до социальной вершины методом физического устранения своих конкурентов. Как раз к этой категории правителей и относился жестокий царь, имя которого стало нарицательным для палачей,извергов,душегубов, это - Ирод.
   Но, чтобы коротко рассказать о его царствовании, надо бы и коротко повествовать об истории государства,которым он правил на протяжении почти сорока лет, что придаст воображаемой картине прошлого более объемный вид.
   Только есть одна деталь, которая будет упорно мешать ровному восприятию былого, это наше теперешнее "христианское" великодушие,если даже кто-то и не является таковым по вероисповеданию. Великодушие,которое зародилось и развивалось в людях на протяжении двух тысячилетий,под незримой человеколюбивой десницей Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те крупные христианские страны, которые играли на мировой арене ведущую роль,несмотря на все издержки христианской этики, все таки, сделали мир более милосердным.
   Так что даже воображаемый возврат в прошлое покажется не вполне комфортным, ведь мы уже отвыкли от того жестокосердия,какое было  обычным для прошлых тысячилетий.
   Впрочем, те темные силы, которые противоборствовали появлению христианства и ранее и после, сегодня тоже,то и дело, устраивают на земле масштабные бойни, в виде мятежей, революций и войн, принося на свои демонические алтари власти грандиозные человеческие жертвы, но все равно, люди в целом и в частности стали менее кровожадными.

   Итак, Израиль раньше назывался Ханааном, потому, как там жили ханаанские племена.
   В 3 тысячилетии до н.э. эти плодородные области стали объектом экспансии египтян, но в конце 2 тысячилетия, в результате набегов и поселений "народов моря" филистимлян, - родиной которых считают остров Крит, - данные пространства уже именуются греками Палестиной, по имени филистимлян.
   В то же время на эту же землю праотцов Авраама и Исаака начинают проникать ,после египетского плена, из-за Иордана поначалу разрозненные, еврейские племена.
   Борьба с филистимлянами и более древними ханаанскими племенами способствовала образованию государственности у евреев и выбору своего первого царя Саула. После его смерти царем становится один из его дружинников, Давид, из племени Иуды, - начало 10 века до н.э.
   Изгнав филистимлян, Давид совершил несколько походов на север и распространил свою власть на другие израильские племена. Столицей своего царства он сделал древний доизраильский  город Урушалим - Иерусалим. А рядом, на холме Сион, он соорудил святилище племенного бога иудеев Яхве.
   Преемником Давида стал сын Соломон. Царство его, хоть и достигло небывалого расцвета, превратилось в типичную древневосточную деспотию. Вся строительная деятельность, - это при нем был построен Первый Иерусалимский храм, - содержание многочисленного двора и роскошь его быта зиждились на тяжком принудительном труде и ограблении подданных. Сие напряженное положение усугублялось тем, что Соломон не считался с интересами северян и, что главную роль играла иудейская знать. Это и еще более жестокое правление его сына Ровоама привело к распаду государства на два самостоятельных царства: Иуды и Израиля.
   Царство Израиль, просуществовавшее свыше двухсот лет, было непрочно, раздиралось внутренней борьбой. К тому же в 721 г.до н.э.  ассирийский царь Саргон захватил и разрушил столицу Израиля - Самарию, а жителей увел в плен и рассеял по всему Востоку.
   Царство Иуды просуществовало чуть дольше, свыше трехсот лет. Государи его не раз пытались востановить свою власть над севером,но царство само в 586 г.до н.э. было порабощено Вавилоном.
   Правда вавилонский плен не стал могилой для евреев. Персидский царь Кир покорил Вавилон, освободил евреев и даже снабдил их средствами для постройки Второго Иерусалимского храма, который через семьдесят лет после пленения и был сооружен.
   Минул век, пошел второй, и  Иудея в 332 г.до н.э. попадает под гнет государства Селевкидов - эллинистической монархии, образовавшейся при распаде империи Александра Македонского.
   Пришедший в 175 г.до н.э. к власти Антиох Четвертый, Епифан, стремясь ускорить процесс элинизации подвластных народов, издал ряд указов ,прямо направленных против иудаизма, как религии.
   Началось вооруженное сопротивление , и в 142 г.до н.э. было восстановлено Иудейское государство.

   Первым вождем воставших стал священник Маттафия Хасмоней, затем - его сын Иуда Маккавей, после гибели Иуды вождем и первосвященником был младший из братьев - Иотан. В результате заговора был убит и он.
   Собравшийся в Иерусалиме Великий Собор официально избрал правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи еще одного сына Маттафия Хасмонея - Симона. Это назначение стало наследственным и должно было передаваться его потомкам "до того, как явится истинный пророк".
   Спустя шесть лет, и Симон вместе с двумя сыновьями был убит своим зятем Птоломеем,надеявшимся в своем захвате власти на помощь Антиоха Седьмого,правителя враждебной империи Селевкидов.
   Но уцелевший третий сын Симона Йоханан Гиркан избрал в союзники Рим, удержал власть и стал этнархом - вождем народа. В результате успешных завоевательных походов, он расширил пределы своих владений,присоединив Моав, Идумею и Самарию. Так вот Идумеей в то время правил дед Ирода. Чтобы и далее оставаться у власти, он покорился Гиркану и принял иудаизм. Отсюда и берутся истоки царствования династии Иродиадов.
   После нескольких очередных насильственных смертей внутрисемейной борьбы за власть, образовалась междуусобица среди двух братьев,  Аристобулом и первосвященником Гирканом Вторым,приведшая к гражданской войне. И обе стороны пытались привлечь в союзники римлян, которые к тому времени разгромили остатки Селевкидской империи.
   Римский полководец Помпей стал на сторону первосвященника Гиркана, взяв в плен Аристобула и фактически прибрав к рукам Израиль.
   После смерти Помпея другой римский полководец, ставший императором,  Юлий Цезарь назначил Гиркана этнархом - правителем.
   
   Отец Ирода ,талантливый военачальник, Антипатр был придворным советником у Гиркана. Постепенно настоящая власть стала переходить к нему, а Гиркан больше выполнял роль первосвященника.
   Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н.э.,как 25 - летний губернатор-тетрарх Галилеи, где прославился разгромом и казнью повстанцев, чем вызвал осуждение у консервативных иудеев и одобрение у римских наместников.
   В 43 году до н.э. отец Ирода Антипатр был отравлен убийцей, посланным Хасмонеями. С помощью римлян теперь уже Ирод забрал всю верховную власть и полностью подчинил себе Гиркана.
   Через три года в Иудею вторглись парфяне. Сторонники Аристобула примкнули к ним, свергли и изувечили правителя и священника Гиркана, отрезав ему уши, - по древним еврейским законам человек, имевший физические недостатки или получивший увечья, не мог уже вести богослужение, а потому терял в глазах народа абсолютную власть.
   Под покровом ночи Ирод бежал из Иерусалима со всей своей семьей в Массаду, неприступную крепость на вершинах скал. Оставив родных в крепости, он отправился за помощью в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и "избран" новым царем Иудеи, так как бывший правитель, изувеченный и отстраненный от священства Гиркан , на тот момент находился еще и в плену у парфян.
   Опекаемый Римом Ирод собрал войско из наемников и еврейских беженцев и разбил парфян. А в 37 году до н.э. своей армией, усиленной римскими легионерами, взял и Иерусалим, где уже правил ставленник парфян ,иудейский царь Антигон, сын Аристобула.
   Еще во время осады города, чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод , буд - то бы,  умертвил свою первую жену и женился на красавице Мариамне, внучке первосвященника Гиркана, стремясь тем самым придать своей нарождающейся династии санкцию кровного родства с домом Хасмонеев.
   Воцарившись, Ирод расправился с 45- пятью активными сторонниками Антигона и позаботился о скорой казни самого плененного иудейского царя Хасмонейской династии.

   Оставив темную сторону личности  Ирода , попытаемся воссоздать более полный образ лидера,вознесшегося на вершину власти.
   В трудный 31 год до н.э.,когда его римский покровитель Марк Антоний потерпел поражение от Актовиана и покончил с собой, в Иудею вторглись южные племена, а в самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение, унесшее 30 тысяч жизней. Одако Ирод с честью вышел из опасной для него ситуации: он наладил контакт с новым римским цезарем Октавианом Августом, придя к нему на прием без царской короны,показав свою покорность и преданность новой власти; изгнал арабов и развернул широкомасштабное строительство по всей стране.
   Он девять лет реконструировал Второй Храм,придав ему более величественный вид на фоне преобразующейся столицы. В пригороде Иерусалима Ирод, верный вассал Рима, построил амфитеатр, на арене которого в честь цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов, скачки.
   Он таже построил в Иудее первый глубоководный средиземноморский порт Цезарею с театром. Полной реконструкции подверглась Самария, где царь разместил своих солдат. Перестроил крепости - Газу и Массаду, основал себе резиденцию-жемчужину Иродион,на месте своей победы над парфянами.
   Строил Ирод и за пределами Иудеи. В качестве благодарности за гостеприимство он воздвиг пифийский храм на острове Родос.
   А однажды даже проявил неслыханную для него человечность! В 25 году до н.э., чтобы предотвратить из-за неурожая смертельный голод, он собрал в своем дворце все золото и обменял его в Египте на хлеб, чем снискал народную любовь и обезоружил врагов, обвинявших его в растрате государственной казны.
   Итак ,умный, хитрый Ирод цепко держал в своих руках царскую власть, собирая ,когда нужно, требуемую сумму денег для Рима, благоустраивал, расширял свое государство и жестко подавлял все попытки Хасмонеев сместить его с трона.

   Но закроем глаза на бурную царскую деятельность Ирода и обратимся к нему, как к человеку. Вспомним только малую толику ,наиболее значимых для него самого, жертв, принесенных на алтарь своей власти.
   ...Подавление и казнь воставших в Галилее,когда молодой Ирод был еще губернатором.Кстати еврейский Синедрион приговорил его за это к смертной казни, но правитель Гиркан, любивший Ирода,как сына, помог ему бежать.
   Спустя время, Ирод казнил всех судей и спасителя - "отца", выманив того лаской из парфянского плена,где он жил в чести, обвинив в заговоре.
   Он уничтожал всех Хасмонеев,имеющих законное право на царствование. Утопил в своем шикарном бассейне в Иродионе брата своей любимой жены, молодого первосвященника Аристобула Третьего,только за то, что его восторженно приветствовали люди и,конечно, за то, что он был из Хасмонеев.
   Потом он казнил и красавицу жену Мариамну, с двумя их общими, уже взрослыми, образованными сыновьями Александром и Аристобулом, которые по иудейскому праву имели все шансы на царский трон, ибо их мать была хасмонейка, а впоследствии убил еще одного из своих сыновей от другой жены,- у Ирода было восемь жен,- Антипатра,названного им в честь своего отца, за заговор против себя, хотя уже сам, смрадный , разлагаемый неизлечимыми болезнями,был одной ногой в могиле.
   Да и неизвестно обо всех загубленных душах Иродом...
   Получив сообщение о казни третьего сына Ирода, римский император Август сказал: " Гораздо лучше быть свиньей иудейского царя, чем его сыном".
                P.S. Свинина у евреев еда не кашерная...
   

   


Рецензии