Последний бой Михаила Сапова

                Вы – те, рано взрослевшие,
                Мало которых осталось: сто тысяч едва.
                Вы – те раны, почти  отболевшие,
                О которых раз в год вспоминает страна.
                Под огнем уцелевшие,
                Ветер памяти нашей и совести раны
                Не тирана, НАС спасшие,
                Это вы - той войны ветераны. 

   Раз в год мы вспоминаем о наших ветеранах. Им дарят цветы и подарки. И приходят в их дома корреспонденты. Несколько лет назад участник битвы под Москвой, кавалер медалей «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», участник двух парадов Победы в Москве и мой старый добрый знакомый, подполковник в отставке Михаил Николаевич САПОВ предложил мне записать историю его жизни и боевого пути. Я так и сделал. Эта история под заголовком «Житие воина Михаила Сапова» была опубликована в мае 2012 года. А вскоре случилось ее продолжение.

…18 марта 2013 года. Был у Михаила Николаевича дома по его приглашению. Ветеран возмущен отношением врачей к участнику Великой Отечественной войны. Согласно закону он должен получить санаторную карту на прохождение ежегодного санаторного лечения. А поликлиника медсанчасти-28 под разными предлогами не дает ее.

Вот что рассказал мне об этом сам ветеран:

- Мой участковый врач в этой поликлинике мне раньше как-то подписывала. А в этом году я сам пошел.

   И вот заведующая поликлиники отказала мне в грубой форме: «Что вы стоите и что вы хотите? Вам надо лежать, а не ходить!»

   Говорит мне: «Уролог ставит - у вас аденома». Ну и что? В 2010 и 2011 годах мне тоже её ставили. А я еду в военный госпиталь, и мне там дают справку, что, что никакой аденомы нет и можно в санаторий. А в 2013 году, теперь, меня отчитали! Это такое безобразие! Это говорит заведующая поликлиникой, врач высшей квалификации, руководитель! Разве она не знает, что врач должен быть чутким, внимательным, тактичным, с любовью относиться к человеку? Этими качествами, по моему мнению, заведующая поликлиникой не обладает. Если бы у меня в подчинении оказался такой человек, я бы его немедленно выгнал!

   Я после отказа уехал в военный госпиталь, и он выдал мне справку. Я отдал ее в управление соцзащиты, где мне сказали: «В первых числах апреля у вас будет путевка».

   А ведь карта в поликлинике уже была согласована с неврологом и другими узкими специалистами. А заведующая - нет! Они ведь что делают?! В ответ на мою просьбу пишут, что для инвалидов 1-й группы с ограничением 3-й степени по самообслуживанию, передвижению и трудовой деятельности в Иркутской области нет санаториев. И предлагает пройти обследование в экспертно-медицинском бюро.

   Я в шутку спросил

- И где находится это бюро?

   Оказалось, что в той же медсанчасти. В его состав входят те же люди, которые сначала разрешили ветерану санаторное лечение, а потом отказали. Невролог подписала разрешение и пожелала успехов в лечении. Проходит несколько дней, и выбросили это разрешение из медкарты. Не прошло и недели, как всё наоборот.

- Моего терапевта, которая подписывала мне распоряжение на санаторное лечение в прошлые годы, на месте не оказалось, она занимается теперь медосмотром. И мне пришлось самому пойти к заведующей, - не скрывая обиды, снова и снова вспоминает ветеран о своем разговоре с руководителем медучреждения. - Грубиянка самая настоящая! Разве так с пациентами обращаются? Алёна, сотрудница с нашего завода, была там со мной. Она всё слышала и сказала: «Куда мы, Михаил Николаевич, попали?!..»

    Когда речь идёт о здоровье - шутить нельзя! То - показано, то - противопоказано. Это же противоположно! Таких нужно немедленно выгонять: не на своем месте человек! Есть много молодых, пусть они руководят. Буду обращаться в Минобороны - пусть пришлют комиссию, разберутся, как они лечат ветеранов войны?!
 Это они хорошо придумали. Вызвать меня в экспертное бюро, поставить такую группу, что санаторий противопоказан. Это все у них в руках. Я-то считал, что это бюро - независимый орган. А он из того же учреждения! Тут дураку понятно, что хотят включить в такие списки, чтобы я никуда не ходил и ничего не требовал. Тогда ничего уже не переправишь.
   Ветеран забрал у них свою карту, решив попробовать приписаться к другой поликлинике, а мне предложил написать про это безобразие.

- Бесполезно, - ответил я. - Все и всё останутся на своих местах. Сейчас очевидно такая политика, чтобы стариков после 80 лет в санаториях не лечить.

- А мне уже 92.

- И вот то, что даже ветерану войны отказывают в санатории, еще раз это подтверждает. Пока Москва не одернет их, здесь ничего не изменится.
-Но сначала нужно попасть в санаторий. Не трогать пока этих чиновников, чтобы не помешали, - посоветовал я. - Пусть через другую поликлинику. Посмотрим, как отнесутся там. Вот полечитесь в санатории, а потом мы напишем про всё это. Как раз к Дню Победы и напишем.

   Я вышел тогда от Михаила Николаевича со смешанным чувством: он вел себя как боец, а чем же смог поддержать его я? Но, как это бывает в таких вот, не сулящих никому спокойной жизни ситуациях, сразу же нашлась «веские» причина для того, чтобы оправдать своё бездействие ….
   А 92-летний ветеран-фронтовик уже давал мне урок стойкости и мужества. Смело и с ходу - так же, как это было в 41-м под Москвой и далее, на всём его фронтовом пути, от Брянска до горящего в непроницаемой дымной мгле Кенигсберга, нимало не робея перед облечёнными полной властью над его здоровьем и самой жизнью, эскулапами, он вступал в бой за то, чтобы врачи любого уровня «с любовью относились к человеку».

   К лету я узнал, что Михаил Николаевич все-таки попал в санаторий, переоформив полис на поликлинику с более отзывчивыми руководителями. Так он выиграл ещё один бой, теперь уже с чиновниками от медицины.

   Сердца, опалённого военными и мирными сражениями, хватило после этого почти на целый год. Когда на следующую зиму я узнал, что старый воин снова готовится к «битве за санаторий», я, не удержавшись, спросил:

- Почему вы тратите на них столько сил и нервов? Что вас заставляет бороться?

- Не люблю беспорядка! - по-военному кратко и точно ответил он. - Если льготное санаторное лечение положено по закону, значит, человек должен его получить.
   Статью эту о крайнем бое подполковника в отставке М.Н. Сапова я, хоть и с некоторым опозданием, всё же написал.   
   Жаль только, что название её мне пришлось поменять. В феврале 2014 года Михаила Николаевича Сапова не стало.


                -------

На фото:  Последний салют ветерану



http://angvremya.ru/society/35396-posledniy-boy.html


Рецензии