Братья Ахмед и Магомед

Ахмед любил шумные компании. А еще у него была привычка шутить. Его шутки носили грубый оттенок и не всегда были понятны окружающим. После них человек оказывался в сложном положении и не знал, как поступать: то ли смеяться, то ли обижаться.

Своим шестиклассным образованием он добился, с точки зрения, существующих на тот момент в обществе представлений, довольно высокого положения, читай - успеха: работал чиновником в республиканской системе материального снабжения. Эта сфера в Советское время считалась «хлебной». Она, действительно, дала ему связи среди руководителей государственных организаций, начиная с детских садов, школ и заканчивая уровнем Правительства. Эти связи формировали ему авторитет и среди широкого круга знакомых и родственников. Ахмед не был лишен и самоиронии и, в свойственной ему манере шутил, повторяя фразу, приписываемую И.В.Сталину: каждому, отработавшему в системе материального снабжения хотя бы один год, надо отрубить голову.

Младший брат его, Магомед – был человеком с совершенно противоположным характером – спокойный и неразговорчивый. Он закончил один из престижных московских вузов. Во время учебы в столице, старший брат материально поддерживал его. Отношение к нему, как к младшему, которого необходимо любить и лелеять, продолжалось у старшего брата и после окончания учебы. Ахмед с трудом воспринимал его как начальника цеха крупного завода республики, кем тот стал вскоре после начала работы на заводе. Неожиданностью для него стало и резко улучшившееся материальное состояние брата. Ему завод выделил хорошую квартиру и назначил приличную, по тем временам, зарплату. Но, как бы там ни было, в материальном благополучии ему было далеко до старшего брата.

Одним словом, на заводе оценил Магомеда как хорошего специалиста. На работе его жизнью и жизнью его подчиненных управляло, его величество – Инструкция. Порою, та скрупулезность, с которой он внедрял в цеховую жизнь правила и порядки, раздражала окружающих. Хотя, высокому начальству это нравилось. В быту он жил также по четко обозначенному для себя графику, в которой не было места ни друзьям, ни родственникам. А ведь, дагестанская ментальность, часто оценивает мужчину исходя из его отношения к этим двум категориям.

Из-за различия характеров и взглядов на жизнь у братьев часто возникали споры. С обретением нового социального статуса, Магомед стал более уверенным и начал позволять себе критические высказывания в адрес брата. Он упрекал его в том, что тот свое материальное благополучие строит, нарушая государственные законы, хотя в подтверждение этого не мог привести ни одного конкретного факта. «Большое число друзей, их признание и уважение, это главное в жизни. Ты любишь только себя, от тебя нет никакой пользы для людей!» - отвечал ему старший брат. Когда Магомед чувствовал, что ему не хватает простых и понятных всем слов для доказательства своей правоты, он переходил на книжную терминологию, в которой старший брат был явно слабоват. Говорил, что есть понятия истинных и ложных ценностей и что, у старшего брата мнимый авторитет, т.к. он держится на ложных ценностях. И тогда, Ахмед, чувствуя, что младший хочет манипулировать им с помощью терминов, выученных некогда в вузе, в резкой форме останавливал того: «Нечего передо мной умничать, таких дипломов, как у тебя, я десять штук куплю!».

После этого, недели две братья не разговаривали. А потом все начиналось по новому кругу.

Как-то раз, из высокогорного селения к старшему брату приехал один мудрый человек - учитель средней школы, с которым он дружил с детства. Ахмед всегда ценил мнение друга. Пригласили и младшего посидеть втроем во дворе, как обычно, с шашлычком и коньячком. После первых рюмок хорошего коньяка, Магомед снова приступил к своим нравоучениям. Старший брат, дабы не заходить далеко, решил отшутиться и сказал: «Эх, был бы у меня диплом высшего образования, я бы вам доказал». На этот раз шутка присутствующими была воспринята всерьез. Каждый из них услышал свое.

Младший брат сразу и с ехидством спросил: тогда почему же ты его не купил? Чем вызвал тихий и гневный взгляд старшего брата.

«Ахмед, - сказал гость, у тебя нет необходимости доказывать нам что-либо. Ты и так доказал, что ты достойный человек. Но, если ты думаешь, что диплом о высшем образовании внес бы в твою жизнь нечто особенное, то это большой вопрос. Представь себя на моем месте: допустим, ты закончил вуз, получил диплом школьного учителя и тебя по распределению отправили в высокогорное село, где нет ни дорог, ни электричества. Но по закону ты обязан отработать три года. Пока отрабатываешь их, уже женишься, рождаются дети, и ты уже втягиваешься в эту среду. Вот сельской школой и заканчиваются рамки твоей личностной реализации. Это тебе не тот огромный список руководителей и общественно-значимых людей, с которыми ты общаешься!» «Или, - продолжил он, окажись ты на месте своего брата, в узких рамках цехового коллектива, неизвестно, смог бы ты реализовать себя так, как тебе это удалось на своей работе».

«В нашей жизни важна профессия. Но еще важнее уметь быть благодарным людям, через которых она состоялась и приобрела смысл. Их много: - это наши родители и наши близкие родственники – братья, сестры и т.д. Это - тот большой круг людей, с которыми мы по жизни общаемся и контактируем. Это и те, кто в трудную минуту подставлял плечо, не давал падать духом и, даже те, с которыми мы, может быть, лично и не знакомы, но кто своим примером, своей жизнью вдохновлял нас идти вперед. Надо благодарить судьбу ( бога, случай), устроившей нам встречу с этой огромной аудиторией. А ведь давно подмечено, если человек благодарный, то ему помогает весь мир!»

Сказав это, гость испытывающим взглядом посмотрел в сторону младшего брата…


Рецензии