Чёрные ризы, белые одежды

               

    Четверых монахов, мастеров - ремесленников и философа много веков тому назад объединила земля. Один даже ел её, т.е. пробовал, чтобы добавлять как пигмент в краску.
             Будем любопытны. В меру. От монахов нам, маленький читатель, дошли проповеди, письма, наставления. Языком не очень стройным, без конца и начала, скрытыми  за далью времен. Только мыслью ясной. И начнём мы не с Египта, родины монашества, где Пахомий основал первый монастырь.
              Как евангелисты описали земную жизнь Христа, так и каждый из наших героев построил свой мир Христа или Хрестоса, как звали его греки, чтобы верить в спасение и жить по правилу. И это были строгое правило. Еда - хлеб и вода. Труд и молитва, важные слова.
               Попробуй, маленький читатель, представь. Ан – нет. Тебе расти ещё и расти, сил набираться! Мир открывать! И есть на радость маме. А мы откроем рот от любопытства. И это привело нас к началу, в Полоцк.



                И   восходит солнце Полоцка.

             Начнём  с зодчего Иоанна из Полоцка, что строил прибежище монахов: Спасо-Евфросиньевский монастырь, его самую заповетную частичку – церковь Спаса. Кто он? Что он думал, когда было ему поручено
важное дело.И тебе папа или мама поручают важное дело! Как ты начинаешь? Вот и он начинал, ведь живым человеком был мастер построивший красивейшую церковь для людей.
             А он, Иоанн, не мог забыть кельи паломников. В этой маленькой Византии было так много монахов, что Иоанн решил строить попросторнее, чтобы все поместились. И службы утром и вечером он сладостно отстаивал, потому, что днём предстояло послушание. Его дело было убрать, он видел, что в алтаре храма. Иоанн, стирая пыль, трогал иконы, золотые рисунки образа, и к вечеру на какое-то время уходил, чтобы обойти храм снаружи, запомнить, уловить верхние линии. Как строить он уже знал – главное артель. Его верный Гавко уже их собрал там, в Полоцке.

               Починаем всё с храма - его не только ищут, но и строят. В нашей истории зодчий Иоанн и начнёт. В своём месте. Зачем нам чей-то край?
            … Он уже знает, что в артели участвует новгородец. А за 20 недель-то присербятся многие, созидать будем и барабан фигурный, как я придумал
А преподобной нашей и Параскеве (сестра её) по келье праз лестницу у заходней стенки. Для дела и молитвы.
               Я вот говорю, а стою у кладки, что рушить буду. В раствор, что держит  плинфу рядком, слишком толстые крошки ссыпали. И бруски поклали клеймами вперёд! Ну как знаки лицом выдать, ведь они не дадут охраны! Надо, чтобы всё со словом незаметно сочеталось. На плинфе писаны резы и руны благодати, удачи, знаки Рюрика, знаки мужества, крепкого воя, крыжы охоронные.




                Она меня ведет.
      
                XII век, Полоцк, Лазарь Богша, крест для
                Спасо - Евфросиньевской церкви.
 
                Вы не можете знать меня, Богшу. Я написал не о себе – я писал на кресте то, что мне велели и клир и она, моя патронка.
               Вот стучится византиец. Кто-то греком зовёт. Он учит Богшу. Он кричит, он рассказывает, он ест, он молится. Вера без дел мертва. Наше дело ни на что не похоже. Византиец смарагды дробит,  чтобы краску для иконы сделать. А уж камушки даже в мелочи и пылью искрятся и горят!
               Сияют от этого лики, а он ещё и золото сыпет. Как просохнет, то сердце моё от красоты заходится.
               Но однажды к нему, когда он холсты мерял, книжник пришёл и для князя боярина своего Божью Матерь велел писать, в плат укрытую. А по краю одежд, шитых золотом, надпись о славе её.
Об этом, византийском ремесле  XII века, тебе, читатель, самому в мозаиках и росписях узнать надо! Собирайся в путешествие в Россию, Турцию, Италию, Грецию. Там все секреты! А главное в центр древней Византии – Константинополь!
            Рядом, в келье, так же молится монах Василий.  Я слышу молитву и думаю, зачем это сыну мельника в мнихи идти? Его странно приняли: голос звучный, в тело - то тщедушное - не работник!
            В миру имеет прозвище Бегун. Кто-то смеялся и каялся потом: а где лежак?  Такой мастак оказался. На  столбах у Спаса церкви  лики писал. Глаза живые.
            Так вот не пойму: Евфросинья, всю себя посвятила Богу, отдала молодость и жизнь дороге. Монастыри от бояр и богатства поставлены. А она живёт на два дома - на земле и в небесах. Фантазирует, но останутся долгим эхом её слова. И меня обессмертила. Молю, что бы проявилась красота золота и мои камни сверкали. А слова Евфросиньи, те, что остались, только начало моей истории. Потому, что на кресте и в росписях храма одно
Изображаем: Спасителя, Евангелистов, Мати Оранту. И ещё апостолов, святителей и мучеников с именами их семейными.
           А сейчас о главном. В келье работаю без устали. Как слово семь выводить на кресте  начал, враги, супостаты обступили, долгие дни не спал.
          Вчера проснулся, помолясь, увидел, что натворил в келье. Как на свет вынесли, крест засиял как звёзды на небе,а я убежал и под скамью залез. Не выдержу такой благодати и раскоши. Мне, чернецу, ведь чуть-чуть надобно!
             Но больше всего жду, когда алтарик  Евфросиньи  Александрийской, что охраняет нашу патронку, начнём.   Мы с Василием туда, на восток, будем посланы.
               


                Леонтий Адруг. Монах - философ
               
               
                ( антиквар нашёл листки,  дал мне. Я как образованный
                грамотей, не потерпел неровностей текста, правил. И
                вот, что получилось. Кратко, и  для тебя подходит, маленький
                друг. Дата не читается, не то  1458год, не то 1658год)


              - монастыри  всегда загадка. Я много ездил. Но они как острова,
                круги чистой воды.
               - кто хотел в давние времена в любом
                искусстве преуспеть, шёл к Богу, за помощью и силой.
                пока держался этой жизни, просветлялся.
              - монах должен жить работою рук своих. Цветник сажать
                на протяжении земной жизни.
              - художество в руках, как у друга моего, Андрея Рублёва
                Храмы поднимали монахи, стеною один за одним; лики
                на иконах проявлялись  их руками; летописи и книги
                выходили из под пера.
              - тихая молитва, мысленная .. (стёрто, не читается)
              - монос - от греч единичный, одиночка.
              - беспрестанная молитва и суровый пост - их жизненный
                Подвиг в тиши монатыря. Василий Великий говорил,
               прислушайся к самому себе. Кто познает самого себя,
                познает Бога. Так и латинцы говорили.
              - келия от лат комната.. не читается.
              - босонож – епитимья в св. места и на  Св. землю-
               каждый такую мысль имеет

               

                Исакий Драник , малер
               

        1687 год. Киев, ближние пещеры, Исакий Драник из Могилева.

             … Пишу письмо домой и не знаю - дойдёт ли. А хотелось, чтобы там знали о чудесах в пещерах.  Есть тут подземный ход для воды. Помолимся, так она сама к пещерам подходит. Чудо.
             Призрак монаха белай плямай  является - как какое дело одобрить надобно.
            А утром заманил котёнка на трапезу, крошками кормил. Еда есть, ещё хватает руки поднять. Очень устал один, как запрятанный навсегда в скиту. Ан нет. Тут не иначе как приболотком зовут. Домой поеду, в своё место. Лик Иисуса на отца всё более подобен. А богородицу ещё не начал, а глаза матери видятся, утомился от труда малерного. И платьишком все поиздержались…

              Пилон восточной стены нартекса, у входа, значит – место надписи и стенописи «Иисус» и «Богородицы с младенцем», именно там обнаружили работу художника из Могилёва, Исакия Драника в киевских пещерах! Международную линию поддержал наш мастак!
             … На родине образа своими красками писал. И тонко так работал – на доску липовую, мягкая и не щепится,  кисточкой брал краску как бисеринку, голубенькую для облачка, красную для одёжи. В раствор песочку сыпал, чтобы краски звонкие были и не шибко яркие. И получались холодные с искрой. А уж мед и квас в дело тоже шли! А здесь о. Клеопа сказал у входа в печоры писать Христа, чтобы двери были закрыты для зла!
              Я попал в место, где начинали мнихи,  отшельники – пустынники» цвести на нашей земли. От них, от пещерок,«малые «пустыньки» пошли, а  старцы мне любы, чтобы узнать от них волю божью.



                Никодим Прончицкий

                1750 г. Жировичи, Свято-Успенский монастырь.

     При свече пишет, что зажжена от лампады у чудотворной иконы.

                Монолог о добре и зле

                А я думаю, что есть добро? А что зло? Добро лишь в помыслах.
 Не всегда сильное,   не всегда доходит,  не всегда на него отзываются.
                Иоанн парит как орел. Лука как телец упорен, словно правду говорит. Марк - защищает истину  как лев. А Матфей с ангелом-хранителем! Все писали о земной жизни Иисуса Христа. А мой вклад - «Чудо Георгия со змием». Не бывает геройства без зла. Как тогда узнать? Проверь себя! Познай себя!
               Каждый день, по - моему,  добро над злом. И так будет всегда. Но стоит у меня перед глазами змея вражды. Писать это красками страшно, ведь я не из пугливых в жизни. Этих драконов перемог видимо - невидимо!
                Это написано между моим послушанием. Каждодневно хожу полоть наш огород. В монастыре, аптекарский. Благочинный посылает. Когда икону пишу, до еды только в субботу и воскресенье дотрагиваюсь. И по саду по кресту дорожек пройдусь многократно. Скоро дни постные. И рыба в пруду для постных дней. А рыбу-то, рыбу, Христов символ, я выучился смело рисовать!




                Абевега
                (словарик) о простых
                и непростых черноризцах

Барабан фигурный – деталь купола церкви Спаса,
                чем отличался храм от киевских,
                смоленских церквей.

Благочинный – монах, ответственный за порядок в монастыре.

Бегун, лежак –  части жёрнова, камня-зернотёрки. Зерно мелет в муку

Белый свет –    неизведанный, неизвестный мир.

Богша        -   мирское имя создателя креста. Прозвище. Что означает?
                На нашей земле тесно соседство славяне-балты.
                В литовском языке: bukstus - пугать
                bokstas – башня, вышка
                Имя давали неслучайное, подумай, какого вида был
                мастер креста, крещёный Лазарь!
Враг, ворог,  супостат-
                от слова ворожить, накликать беду, вредить,
                отверженный от рода наводит беду на всех остальных.

 «..вера без дел..»  - слова Афанасия из Антиохии, Византии :
                « вера без дел мертва есть, яко же и дела без веры..»
                Изборник 1076 года времён Древней Руси.



Византия      - древнее название Константинополя, дало
                название процветающей восточной стране из которой
                полоцкие князья  приняли религиозные обряды и устройство
                церкви.
«Византиец  смарагды  дробит» -
                Для синих красных красок брали растёртые драгоценные
                камни. От этого краски были светоносными, живой
                кристалл отражался и лучился светом. А покрывали
                готовую иконную доску олифой, лаком, варёным льняным
                или конопляным маслом с добавлением
                расплавленного янтаря, смолы.
Гавко           -   уменьшительное  от Гавриил.
                Упоминается в  новгородских берестяных грамотах 
                как Гавко Полоцанин.
Евангелие     -  повесть о земной жизни Христа.
Для дела и молитвы –
                по рассказам Евфросинья  переписывала книги,
                Параскева учила пению и письму детву.
Иконописец, изограф, малер  -
                художник, через его руки образ проявляется
                постепенно вначале свет, потом позем - земля, вода
                строения, а потом лик. Работа – «роскрыш»
И мёд и квас  - твёрдые краски для писания икон, пигменты,
                разбавляли желтком  пополам с квасом.
                А вот немцы разбавляли пивом итальянцы
                виноградным уксусом. Одним словом,
                всё своё,  натуральное.
                А мёд в Древней Руси добавляли в краску рыже-красную
                ярь-медянку.
                Даже сливу и вишню приметили – смола этих
                деревьев входила в состав камеди
cognosce te ipsum –  познай самого себя, латинская мудрость.
Крест  Спасо -  Евфросиньевской церкви-
                Святыня Полоцка, шедевр европейского де-
                коративно - прикладного искусства
                дерево-кипарис
                11 пластин –золото с серебром
                Эмали
                Восемь дорогих, овальных камней,
                Перлы обнизью
Плинфа    -        кирпич на византийский манер.
Пустынь  -       поселение, удаленное от основного монастыря
Скит         -       жилище монаха-отшельника
Семь       -          для славян, для Полоцка число важное - у
                полоцкой Софии  было семь куполов, а в заклятии
                на кресте семью  соборами охраняется крест
Проповедь, епитимья -  как и в школе, разговор учителя и
                его оценка, но только в церкви.
Холсты мерять- На деревянную основу иконы наклеивалась ткань,
                льняная по традиции. Паволока в наших заметках.
Черноризец, мних, монах -  поселялся в монастыре
                одевался в одежду черного цвета, и внутри и
                внешне отрекаясь от радостей мира, избегая
                украшений и удовольствий,  выбирая
                труд и молитву. Вот Феодосий  по «Житию» прял
                нитки для переплёта книг между молитвой. 
                «Чёрные ризы  облече, он втоптал в грязь одежды
                белые..»


P.S. Фото: витраж в Академии искусств республики,дипломная работа,никто не видит,автор неизвестен.История продолжается. Искусство порой тяжкое испытание для самолюбия.Какие сюжеты?А?

               


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.