Барселона. Рамблас, война и Оруэлл
Излюбленное место прогулок гостей и жителей Барселоны, бульвар Las Ramblas начинается в самом её центре - на площади Каталонии.
Разрезая старый город на две почти равные части, принимая в себя его узенькие живописные улочки, бульвар плавно опускается к морю – к красивой набережной и огромному морскому порту.
Недаром название бульвара происходит от мавританского "рамбла", означающего что-то среднее между руслом высохшей реки и сточной канавой.
Такие рамблы есть почти в каждом испанском городе. Этот, барселонский, называют Рамблас – во множественном числе, потому что состоит он из нескольких участков, у каждого из которых своё название.
Как, к примеру, у Садового кольца: Садово-Спасская, Садовая-Каретная,Садовая-Самотёчная и т.д...
Кстати о сравнении с Москвой – Лас Рамблас многие называют барселонским Арбатом.
Рамблас куда короче Садового кольца и состоит из пяти отдельных бульваров, переходящих друг в друга: Рамбла Каналетес, рамбла Учения, Рамбла Цветов, Рамбла Капуцинов и Рамбла св. Моники. Иногда к Рамбле относят и, так называемую, Морскую Рамблу.
На моём верхнем снимке в левом углу иллюстрации видно здание бывшей телефонной станции на площади Каталонии – "Телефоника", как оно раньше называлось. Не знаю, помнит ли теперь кто-нибудь об этом…
Вы уже представляете, что если мы пойдём от площади по Лас Рамблас, весёлому и многолюдному, заполненному магазинами, лотками мелких торговцев, кишащему уличными актёрами и художниками, а то и просто карманниками, мы выйдем к порту.
На нижнем снимке справа видна высокая 80-метровая Колонна - памятник Колумбу – ведь именно из барселонского порта отправилась его маленькая эскадра. Это уже конец Рамбласа – справа от колонны находятся здания Управления порта, таможни и прочего портово-пограничного хозяйства.
На остальных снимках несколько фрагментов бульвара, которые видит каждый гуляющий по нему.
Например, в верхнем правом углу мне улыбается с балкона и приглашает в гости в Музей Эротики сама Мерелин Монро. Какие она посылала лично мне воздушные поцелуи…
На нижнем снимке слева видно здание Штаба Гражданской Гвардии - одного из видов испанской полиции.
А теперь, как говорится, к делу.
Лас Рамблас - молчаливый свидетель многих исторических событий и, в том числе, Гражданской войны 1936-1939 годов.
Например, в начале франкистского мятежа около Колонны Колумба были пулемётные гнёзда, а бульвар разделил Испанию на республику и националистов.
Тогда, в начале мятежа, республиканцам удалось подавить его в Барселоне.
А вот в мае 1937 года этот же бульвар стал рубежом ещё одной гражданской войны, теперь уже междоусобной внутри самих республиканцев.
События тех дней описаны в книге Джорджа Оруэлла "Памяти Каталонии".
Оруэлл, в отличие от других известных литераторов, был просто добровольцем, семь месяцев лично защищавшим Республику в грязных сырых окопах.
Здесь, в Барселоне, он начал свою добровольческую службу, отсюда уехал на фронт и сюда же вернулся после тяжелого ранения.
Кстати, тренировали добровольцев на той самой горе Монжуик, возвышающейся над Барселоной, с вершины которой я сделал снимок Лас Рамблас с Колонной Колумба.
И ещё, кстати или не кстати: Монжуик (на каталонском "Montjuic") — знаменитая гора в Барселоне. Её высота около 173 м. Здесь Барселона принимала Всемирную выставку 1929 года и летние Олимпийские игры 1992 года. По одной из версий название горы - «еврейская гора» от старокаталонского "Mont juic".
Надо заметить, что Оруэлл (Джордж Оруэлл – литературный псевдоним Эрика Блэра), прибыл в Испанию по линии "P.O.U.M." - "ПОУМ" (Partido Obrero de Unificacion Marxista — каталонская партия, возникшая на почве популистского рабоче-крестьянского блока). Леваческий максимализм "ПОУМ" и анархо-синдикалистов несколько перекликался с идеями Л. Д. Троцкого.
Писатель вернулся в Барселону в конце апреля 1937 года. В городе его ждала жена, бросившая в Англии работу над диссертацией, чтобы быть поближе к мужу.
Оруэлл, состоявший в анархистской милиции партии "P.O.U.M.", хотел перейти в Интербригады, контролируемые Коминтерном. Однако, вернувшись в конце апреля в Барселону, он оказался в самой гуще вооруженной борьбы, затеянной коммунистами против "P.O.U.M."
Напомню, что в это время в СССР широко развернулись преследования "троцкистов" и судебные процессы против них.
Поскольку Сталин объявил троцкистов агентами фашистов, испанские коммунисты обвинили "P.O.U.M." в предательстве и шпионаже, постаравшись свалить на них свои собственные просчёты и неудачи.
Немалую роль в разжигании этой вражды сыграли действовавшие в Испании группы работников ОГПУ.
Непосредственным поводом к кровопролитию стал отказ анархистов, занимавших телефонную станцию (на снимке в верхнем левом углу), освободить здание.
Третьего мая на Рамблас прозвучали первые выстрелы. Коммунисты занимали одну сторону бульвара, анархисты другую.
Вот и с того балкона, с которого мне сейчас призывно улыбается Мерелин, тогда тоже стреляли...
В этих условиях Оруэлл просто не мог оставить своих товарищей. С оружием в руках он занял место в их рядах.
В помощь коммунистам прибыло подкрепление из прекрасно вооруженных и обученных бойцов штурмовых отрядов республиканцев. Как пишет Оруэлл, он даже не представлял, что у республиканцев есть такие отборные части!
В несколько дней анархистов разоружили. Начались их массовые аресты и расстрелы. Как пишет Оруэлл, среди арестованных он видел даже двенадцатилетних детей…
Чудом им с женой удалось выбраться из этого ада.
События, свидетелем и участником которых он стал, сделали его ярым антикоммунистом.
Можно сказать, чертой стал Лас Рамблас…
Возможно ему, этому бульвару мы обязаны за роман-антиутопию Джорджа Оруэлла "1984".
Жаль только, что во время экскурсии наши гиды ни словом не обмолвились об этом. Наверно потому, что сами испанцы очень не любят вспоминать 1937 год.
Вот только не нужно думать, что события, описанные в антиутопии, канули в Лету.
На самом деле, они только начинаются…
Свидетельство о публикации №215052300966
С теплом-Ольга.
Ольга Сергеева -Саркисова 18.04.2024 14:06 Заявить о нарушении
Борис Готман 18.04.2024 18:00 Заявить о нарушении