Три девушки стояли у черты. Марфа. ч. 2
Тают быстро.
А идеи остаются.
(продолжение)
Итак. Старославянское слово "хованка" - секрет, что-то потайное, спрятанное от глаз в хранилище. Что-то не обязательно материальное, хотя с сербского - хов - ценные бумаги. Прятать можно и духовное знание, не овеществленной в виде символов на носителе реального мира.
Излюбленное народными сказаниями построение реальности на "трех китах".
О чём собственно было начало? Опера русского композитора Модеста Мусоргского "Хованщина".
Существовало когда-то такое старинное сказание повествующее о трех девицах во времена Владимирской Руси, которые пожелали быть выданными замуж за Киевского князя. Как оберег и дар, каждая носила исключительно ею лично избранный пояс. И этот малозначительный казалось бы предмет одеяния, предопределил судьбу каждой из девушек-претенденток на престол Киева.
Внимательнее к мелочам. По мнению футурологов нас ждет новая волна цивилизации, где сырьем будет информация и художественное воображение. Опера "Хованщина" - еще одно подтверждение, что скоро придет новая музыкальная цивилизация.
Самый яркий женский образ в повествовании Мусоргского - Марфа - раскольница.
Девушка, исповедующая старую православную веру, к моменту действа практически запрещённую на территории Московии. Постановщики оперы всегда избирают на данную роль очень красивых девушек, с сильными грудными голосами широкого диапозона. Что оправдано. Ибо Марфа - исключительно выразительная личность в театральном действе "Хованщины", привлекающая характерностью, многогранностью, глубокой народностью собственного восприятия жизни.
Защита и опора девы Марфы - иегумен Дисофей. Её духовное начало. Причём Дисофей, как практически все мужские роли включенные в сюжет оперы, имел реального прототипа, почитаемого старообрядцами в то время священноиноком. По свидетельствам жития обладал великим даром видеть божественный свет.
Этот человек самостоятельно избрал Марфу в духовные ученицы, всячески способствовал поддержанию в девушке главных христианских благодетелей: веры, надежды, любви и софии (мудрости). При всё при том, именно духовник не давал Марфе отступиться от своей любви к князю Андрею Хованскому, отвергшему былую возлюбленную ради любви к новой пасси - Эмме, убеждая:
- Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и вся пройденная прейдет.
- Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и славы венцом покроется имя твое. Прости.
Досифей стремился удержать через чистую и преданную любовь русскую знать от предательства родных интересов, через пренебрежение к корням, через преклонение пред иноземным, через тело другой девушки, которую как прекрасно понимал Досифей использует в корыстных интересах его духовный противник, пытаясь насадить лютеранство среди шатких умом русских.
Мар-фа. Мара. Мроя. Это от исконно славянского звучания.
Именно в уста обреченной в итоге исторических течений на одиночество старообрядки Мусоргсий вложил одну из самых своих любимых картин оперы - "Любовное отпевание Марфы". Сцена о Любви - так и не случившейся в жизни, как взаимное светлое человеческое чувство.
Имя Марфа вторым крылом почерпнуто из Евангелистических историй, как имя одной из жен-мироносиц, причем не самой любимой и тогда, в начале христианского подвига, её Учителем.
Удивительными глазами посмотрела на судьбу Марфы когда-то Марина Цветаева, на судьбу вечно вторых, без которых первые просто немыслимы.
Проще, проще, проще, проще
За Учителем ходить,
Проще, проще, проще, проще
В очеса его глядеть -
В те озера голубые...
Трудно Марфой быть, Марией -
Просто...
И покамест............
Услаждается сестра -
Подходит..............
- Равви! полдничать пора!
Что плоды ему земные?
Горько Марфой быть, Марией -
Сладко...
Вечен - из-под белой арки
Вздох, ожегший как ремнем:
Марфа! Марфа! Марфа! Марфа!
Не пекися о земном!
==========
Стыдно Марфой быть, Марией -
Славно...
==========
Бренно Марфой быть, Марией -
Вечно...
==========
... Все-то мыла и варила...
Грязно - Марфой быть, Марией -
Чисто...
Тем не менее, произведение Мусоргского не было бы русским, останься Марфа в том отведенном ей христианском прообразе сестры Марии и воскрешённого Лазаря.
В "Хованщине" Марфа наделена не только со-Вестью. Но и со-Знанием. Причем к её пророчествам совершенно серьезно относятся все сталкивавшиеся с девушкой люди. И духовник Дисофей, и бывший жених Хованский, и возлюбленный царевны Софьи князь Голицын.
Отдадим должное гению Модеста Мусоргского, который не запер светлый ум Марфы в столь любимые мастерами-провидцами потусторонние сны, приходящие из мира Нави. Нет, и ещё раз нет. Марфа получает свои сведения о будущем в совершенно сознательном состоянии. Как жрица, как волхв, как:
- Колдовкой обзову тебя, а стрельцы чернокнижницей добавят; на костре сгоришь ты всенародно, - в бессильной ярости вернуть Эмму, кидает обвинения Марфе Андрей Хованский.
Зачем же барчуку понадобилось принародное унижение и истязание девушки? От страха. Он элементарно боится связываться с чем-то, что стоит за обычной староверкой.
Зримо Марфа соединяет в себе два начала Руси: ту, дохристианскую с её ведическим знанием , и новую, но тоже как ни парадоксально насильно ломаемую через колено, уходящую - христианскую "раскольническую" с её вестью.
И гнали вы пророков вам посылаемых... И побывали их камнями... за то, что не могли вам солгать, не умели лебезить, не ховали правду пред стархом быть убитыми и опороченными. Заметим, что как истинный проводник знаний девушка ни разу не покривила душой. Даже предсказывая князю Голицину грозные грядущие события его опалы, а не "трона Московии", Марфа не схитрила. Разумеется, как вещунья, девушка понимала: гнев негласного властелина Москвы на её нелицеприятные предвестия - неизбежен. Но ничего не могла поделать с гласом, идущим изнутри. Не смела перечть правде голоса.
А Князь действительно не преминёт приказать умертвить гадалку, дабы скрыть вопрос, на который ему требовался от Высших сил ответ.
Мало одного со-знания. Марфа-раскольница обладает другим бесценным даром: со-вестью. Совесть, как гарантия, не искажения слога. Правда - какой бы горькой для слышащих она не оказалась.
- Волхвы не боятся могучих владык! Правдив и свободен их вещий язык и с волей Господнею дружен! (Пушкин)
Господнею! Что-то на это скажут позиционирующие слова - Бог и Господь? Пушки ошибся? Просто так лучше для рифмы - чем с волей божественной дружен. М. Юзефович, врач, лечивший поэта свидетельствовал: "Стихи Пушкину грезились во сне так, что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах". Вот впотьмах и записал дословно: Правдив и свободен их вещий язык и с волей Господнею дружен!
Обратимся вновь к девушке-предрекательнице. Марфа, как и собратья по рангу, собственного ею очевидно неоднократно зримого будущего не пугается. Безропотно, да и кому роптать, раскольница внутренне, возможно, с рождения готова принять любой удел дарованный Богом.
- Словно свечи божие,
Мы с ним скоро затеплимся.
Окрест братья во пламени,
А в дыму и в огне души носятся!
Слушая свою ученицу, игумен, тем не менее, останавливает всякий раз подобные проевестия:
- Гореть . Страшное дело!. Не время, Не время, голубка.
Обладающий собственным даром видеть Божий Свет - знает ли Досифей, что "раскольники" обречены, что им не вернуть утраченную на Руси веру, что его последователи пойдут за ним не в восстановленные храмы и соборы, а в скиты, в отшельники, в огонь. Мужественные люди сгорят ради веры. Веры его, веры Марфы, веры Аваакума и иже с ними.
К тому ли дню призывает старовер свою духовную дочь, убеждая любить князя Андрея Хованского, который в свою очередь не станет в итоге противостояния Досифея умыслу немецкого пастора, ни мужем, ни возлюбленным немки Эммы, а взойдет на костер вместе со скитом Марфы.
"Звуки труб раздаются еще ближе. Костер все более и более разгорается.
Досифей и ЧЕРНОРЯЖЦЫ
Господа правды исповемы ничто же лишит нас!
МАРФА
Вспомни, помяни светлый миг!
АНДРЕЙ ХОВАНСКИЙ
О Эмма, Эмма!
ДОСИФЕЙ и ЧЕРНОРЯЖЦЫ
Аминь!
Черноряжцы погибают в пламени. К скиту подходят трубачи, а за ними "потешная" рота: они отступают в ужасе при виде костра.
Конец."
Над вымыслом слезами обольюсь...
продолжение следует
Свидетельство о публикации №215052401011