Флан на Пасху

      
      Расскажу историю из моего детства. Она произошла со мной довольно давно. И даже не со мной, а с моим братом, но я в ней тоже участвовала. Точнее, началось всё именно с меня. С моего крещения. Нет, опять не совсем правильно. Началось всё с моей крёстной, тёти Кати. Она была нашей соседкой.
      Тётя Катя постоянно говорила маме, что детей – меня и брата – нужно покрестить. Она серьёзно относилась к таким вещам: когда-то давно её дедушку, священника, расстреляли за веру. А жена дедушки как-то спаслась и свою внучку постоянно водила в церковь.
      Видимо, к посещению церкви привыкают и начинают понимать, что говорит батюшка, о чём поют на хорах певчие, какая идёт служба, кто куда должен подойти, в какой момент помолиться, куда поставить свечку.
      И вот, тётя Катя настояла, чтобы нас с братом покрестили.
      Мама, папа, тётя Катя и папин друг повезли нас в городскую церковь – в нашем посёлке её не было. Нас, когда мы пришли, какая-то бабулька сразу направила в то помещение, где батюшка крестил и детей, и взрослых; а нашего папу эта же бабулька из церкви выгнала, потому что он ей сказал, что некрещёный. Он ушёл и сидел в машине до нашего возвращения, а потом пожаловался, что его в церкви назвали «нечистым», и он туда больше ни ногой!
      А нас с братом покрестили. Помню, что мы стояли вокруг купели мокрые, и брат – он маленький совсем был – постоянно плакал, а когда папин друг занёс его в алтарь, он сразу перестал кричать.
      Тётя Катя была очень хорошей крёстной. Она на все праздники, на дни рождения, на именины дарила мне подарки: серебряные серьги, колечки, даже детские духи однажды подарила, хотя они были очень дорогие.
      На самом деле, в то время всё было дорогое, и нам с братом, как я сейчас понимаю, родители во многом отказывали именно из-за нехватки денег. И история, о которой я рассказываю, тоже связана с деньгами. Вернее, с продуктами.
      Приближалась Пасха, а денег у мамы было мало. Она осталась дома, чтобы к празднику хорошенько убраться в квартире, а нас с братом отправила в магазин. Мы и раньше ходили за покупками, ничего в этом особенного не было. Мы купили всё по списку, мама там даже цены все проставила, чтобы уложиться в нужную сумму. Я несла сумку с сыром, маслом, сгущёнкой и мукой, а брат нёс в пакете яйца, два десятка. И, не знаю, как получилось, но ударил пакетом о бордюр. Ясно, что случайно, он ведь маленький был, а пакет большой. Яйца почти все разбились.
      Мы знали, что мама будет нас ругать. Так и получилось: она расстроилась, кричала на нас очень сильно, а потом вдруг заплакала... Помню, что и мы тоже заплакали, и тогда мама сказала: «Ничего, мои хорошие! Не будет у нас крашеных яиц на Пасху, зато будет флан!» А нам так интересно – что за флан? И мама дала мне свою книжку с рецептами, велела медленно читать, а сама стала делать флан. Я до сих пор помню этот рецепт, он очень простой.
      Флан – это национальное кубинское блюдо. Самое важное, чтобы кастрюлька, в которой он будет готовиться, была неэмалированной и хорошенько смазанной густым сахарным сиропом. После этого в кастрюльку вливается смесь из яиц и сгущёнки. Ставится на водяную баню, а если просто говорить, то в другую кастрюльку с кипящей водой, и всё! Варится долго, часа три.
      Мы тогда использовали все разбитые яйца, хотя в рецепте было написано, что их нужно всего четыре. Когда кастрюлька с фланом остыла, мама перевернула её, и он, как торт, лежал на блюде. К нам пришла крёстная, и мы ели его маленькими ложечками, потому что, как сказала мама, у кубинцев это считается десертом. Конечно, сладкая яичница – это не бог весть что, но тогда нам показалось, что ничего вкуснее нет!


Рецензии