Панамский канал, Балтимор, Вашингтон
Целую неделю еще после посещения стриптиза, наш «Блю Стоун» грузился в Гватемале. Длительное время погрузки сахара объяснялось тем, что его привозили в мешках, мешки подавались на борт судно и там каждый их них вспарывался и опустошался вручную. Вот так Штаты покупают для себя сахар насыпью! Наконец, мы отошли на Панамский канал.
До этого мне не приходилось его проходить. Разница с Суэцким каналом – огромная. Там – бескрайняя безжизненная пустыня, не за что глазу уцепиться. Здесь – красота, зелень, скалы, только фотографируй. Но строили его не просто. Идея соединения двух океанов будоражила умы много лет. Мешали твердые скальные породы, палящее солнце, высокая влажность, тропические ливни. Но самое главное – засилье комаров. Многие тысячи людей погибли от тропической лихорадки и малярии при первой попытке постройки канала, которая была предпринята французами во главе с триумфатором строительства Суэцкого канала Фердинандом де Лессепом и его командой.
Но условия в Панаме оказались слишком тяжелыми. После нескольких лет мучений, французам пришлось отступиться от своего плана. Спустя десяток лет за строительство взялись американцы и начали с того, что полторы тысячи человек занялись уничтожением малярийных комаров. Только после этого началось собственно строительство, которое закончилось в 1914 году.
На Тихоокеанской стороне находится и столица Панамы – Панама-сити и порт Бальбоа – совсем рядом со столицей, в нескольких километрах. Канал включает в себя горное озеро, прорубленные в скалах проходы и системы шлюзов с обеих сторон канала. Первые двухступенчатые шлюзы с тихоокеанской стороны называются Мирафлорес, именно они часто посещаются туристами, за ними идет шлюз Педро Мигеля.
Зная, что ни один из украинцев не был ранее в канале, капитан выпросил у лоцмана три красочных проспекта со схемой проводки и описанием канала – специально для нас. Так что, проходя по каналу, мы одновременно его изучали. При входе в канал мы прошли под ажурной аркой моста двух Америк, соединяющего Южную Америку с Северной.
Свободный от несения службы в машине начальник рации фотографировал окрестности с капитанского мостика. Я же мог только иногда выскочить на минутку на главную палубу, увидев то мост за кормой, то шлюз с железнодорожными рельсами и паровозы, тянущие судно с обоих сторон канала, то озеро Гатун в скалах, очень красивое и живописное. Мне, правда, повезло со вторым механиком, он и без меня прекрасно справлялся, но тогда я его еще знал мало. Грек, по имени Димитриос, не имел высшего образования, но был мастером на все руки. Сразу же сказал мне, что в холодильной технике он не силён, поэтому холодильное оборудование и кондиционер мне придется взять на себя. Зато главный двигатель и прочая техника в машинном отделении будет работать под его присмотром.
Сразу за озером снова показались шлюзы, на этот раз трехступенчатые шлюзы Гатун, опускающие или поднимающие суда на девять метров в каждой ступени.
Судно шло без остановки, но ход часто менялся. Второй механик неотлучно находился в посту управления, выполняя команды с мостика. Я его изредка подменял, давая ему возможность спокойно покурить. На четырехчасовую вахту Димитриос без двух пачек сигарет не приходил. Судно наше было японской постройки, и не такое уж старое: всего-то 23 года, но состояние корпусных конструкций было ужасным. Механизмы же все содержались в приличном довольно состоянии.
Сахар был адресован в Балтимор, штат Мерилэнд, находящийся на Атлантическом берегу США, а точнее – Патапско при впадении ее в Чесапикский залив. Приняли нас к причалу крупного сахарного завода «Домино», расположенного довольно удачно для пеших прогулок. На расстоянии минут 15 ходьбы – торговая площадь с самыми различными магазинами, какие только могут понадобиться моряку. Но это в стороне от гавани Иннер-Хабор. А если идти пешком, огибая ее, попадаешь, пусть и не в центр, но во вполне центровое такое место, где находятся Национальный Аквариум, Морской музей, и, конечно, достаточно уютных и привлекательных ресторанов.
В первый же вечер греки – капитан и второй механик, пригласили нас в греческий ресторан. Небольшой ресторанчик в центре города, без оркестра, конечно, зато с прекрасной кухней. События там развивались так медленно, что не зная меню ужина, мы с электромехаником, активно взялись за скромные закуски, поданные сразу же. Позже оказалось, что это были даже и не закуски, а прелюдия к ним, так что к горячему, состоящему из огромного блюда с четырьмя видами мяса. Мы были уже осоловелые. И ни в одном глазу.
На третий день стоянки капитан организовал экскурсию в Вашингтон. Он находится недалеко от Балтимора, а при американских дорогах, можно считать, что рядом, часа два-три езды. Сначала поехали к Белому дому, прогулялись вдоль забора, где собралась масса туристов в надежде увидеть президента Клинтона.
Потом посетили площадь американского конгресса – Капитолия, выше которого строить здания в Вашингтоне запрещено. Посетили Зоологический музей, и на закуску – музей космической техники – НАСА. В общем, содержательная и утомительная получилась поездка.
На судне в это время принимали балластную воду в танки двойного дна.Такая операция делается всегда во время выгрузки. Вот только в этот раз мы приняли воду не только в водяные танки, но и в топливные - через многочисленные коррозионные свищи, соединяющие эти танки. Обнаружилось это не сразу, такой подлости я от японского парохода не ожидал.
Мы еще прогулялись следующим вечером по берегам бухты, не подозревая о том, что случится сразу же после отхода.
А случилось то, что и должно было случиться: чистая вода со дна танков насосом была закачана на следующий день в отстойные цистерны, потом, конечно, она попала и в расходные. Двигатели, слава Богу, не остановились, но обороты главного начали ощутимо падать и колебаться. Когда я подсчитал, сколько воды попало в топливо, мне дурно стало. Здесь, конечно, дружба моряков дала трещину. Димитриос сказал, что к этому делу он непричастен, поэтому избавляться от воды в топливе мне придется самому, на свой страх и риск.
Ну, я и разбирался всю ночь, сливая воду под плиты машинного отделения и откачивая её за борт прямо у берегов США. Хорошо, что был еще 93-й год, всё же не нынешний. Справился кое как, и не такое бывало.
Следующим портом, портом погрузки, оказался Новый Орлеан. Прекрасный город со знаменитым Французским кварталом, родина американского джаза. Находится на сотой миле от входа в Миссисипи. В этом порту греческого старпома сменил украинец, Сергей Миронов. Приехал он днём, а вечером, приняв дела, в новеньком комбинезоне зашел ко мне познакомиться. Небольшого роста, худенький, рыженький, лет на десять младше меня.
- Дед, привет, можно к тебе?
- Заходи, присаживайся. Как там дома, всё нормально? Как Одесса?
- Стоит Одесса, куда она денется. А у вас тут как обстановка? Наших сколько здесь? Как Мастер?
- Мастер мужик неплохой. Своеобразный. Астролог.
- Это как?
- Ну, подвинутый в этом плане. Ничего не делает без гороскопа, да сам скоро увидишь. А наши... Начальник рации чуть ли первый рейс делает. Совсем зеленый. Но с работой справляется. Сильно верующий. И непьющий.
- А еще кто?
- Электромеханик. Ну, этот наоборот, пьющий, и сильно.
- Это нехорошо.
- Конечно, нехорошо. Сколько уж Мастер ему замечаний делал, а с него, как с гуся вода.
- Да, нехорошо. Кстати, у тебя выпить нет? Так, за знакомство...
- Своего ничего нет. Но электрон в отрубе вчера был, я у него бутылку «Джонни Уолкера» забрал. В воспитательных целях.
- Ну, так нельзя её ему отдавать, иначе какое же это воспитание будет?
Через час бутылку мы прикончили. Хорошо, что у меня нашлись орехи, шоколад и кофе.
Дед, а у тебя точно ничего больше нет?
И понял я, что с электромехаником скоро они подружатся. Так оно и вышло.
Продолжение следует - http://proza.ru/2015/09/26/1902
Свидетельство о публикации №215052401800
А в результате того, что к строительству приступили американцы, на две самостоятельные страны - Панаму и Колумбию - развалилась Великая Колумбия. И отношения между США и Колумбией были достаточно напряженными до 1921 г., когда первые всё-таки заплатили вторым приличные деньги за то, что оттяпали у этой страны огромнейший кусок её территории.
На "Школе" есть небольшая статья обо всей этой истории - http://shkolazhizni.ru/world/articles/27946/
Кстати, обратите внимание на автора. У Марка стоит почитать не только этот материал о канале.
P.S. Немного по тексту.
Вот здесь - на борт суднА - небольшая опечатка. А здесь - Начальник – первый рейс - мне показалось, стоит добавить, что начальник радиостанции (или просто - Маркони), а то не очень понятно, что за начальник. Потом, конечно вспоминаешь текст, но ведь новый старпом его не читал, поэтому, наверное, Вы ему про начальника объясняли полным текстом, без сокращений.
Константин Кучер 24.04.2016 18:59 Заявить о нарушении
Михаил Бортников 24.04.2016 20:04 Заявить о нарушении
Константин Кучер 24.04.2016 21:59 Заявить о нарушении