Брату Мефодию народы просвещать..
академик Международной Кирилло-Мефодиевской
академии славянского просвещения
«…БРАТУ МЕФОДИЮ НАРОДЫ ПРОСВЕЩАТЬ…»
1200 лет со времени рождения византийского просветителя, создателя славянского алфавита Мефодия (815-885)
Азбука и любой учебник по языку и по истории унифицирует предмет изучения, упорядочивает, классифицирует, легализирует мифы и легенды, подменяя ими недостаток исторических фактов .Всем известна, ставшая хрестоматийной, фраза Мефодия о том, что людей без учебника невозможно обучить грамоте, что это равносильно попытке безумца вилами написать на воде нечто зримое и читаемое. Эта фраза до сих пор звучит красиво, образно и убедительно, на неё всегда ссылались недруги славянского мира, когда пытались в сотый и тысячный раз доказать, что восточные славяне до прихода на их земли греческих просветителей вообще не знали письменности и письменной истории. Этот злонамеренный и рукотворный миф порождал в славянских народах копмплекс неполноценности. Многие славянские государи даже стеснялись своего «тёмного, языческого» прошлого, охотно меняли свою веру и обычаи предков. Вряд-ли просветитель славян Мефодий был автором этого изречения. О том, что без учебника невозможно обучение, знал в то время самый последний ритор. «Haurit quam cribo, qui discere vult sine libro» Черпает воду как решетом тот, кто хочет учиться без книги. А если и говорил это Мефодий, то имел в виду совершенно иное, – практическое, рациональное объяснение дороговизны такого проекта как народное просвещение. Написание и тиражирование учебника (узбуки и азбуковника, учебной псалтири), организация школ требует немалых средств, и не всякий славянский князь охотно шёл на финансирование данного миссионерского, просветительского проекта. Среди них были стойкие язычники и менять обычаи и веру отцов они не спешили. А такие как Святослав усматривали в просветительском миссионерстве константинопольского духовенства серьёзную опасность для личной власти, которая в ту пору держалась на авторитете жречества и боеспособности дружины Бесстрашный полководец и прагматичный политик князь Святослав, узнав от греческих монахов основные нравственные постулаты их вероучения, отозвался о нем кратко: «Вера христианьска – мерзость есть». Славному воину-язычнику, покорителю алчных хазар и половцев, не по нраву пришёлся завет христианского бога «любить врагов своих и молиться за них». Поэтому просветительство Мефодия в пределах славянского мира было делом опасным и рискованным. Оно требовало от странствующего монаха-просветителя и миссионера могучих духовных и физических сил, большого организаторского опыта. И если его брат Кирилл был выдающимся теологом и философом своего времени, то просветитель Мефодий был и остаётся для нас выдающимся практиком своего дела, честно исполнившим своё высокое предназначение – «…брату Мефодию народы просвещать…» Мефодий этими деловыми, организаторскими данными как раз обладал, пригодилась его прошлая военная и гражданская служба в местных органах власти. Когда мы говорим об одном из этих двух просветителей славян, святых равноапостольных братьях-близнецах, в любом случае упоминаем и другого, потому что их духовное служение было общим, а изначальные их жизненные пути, как и характеры, были разными. Братья Кирилл(в миру – Константин) и Мефодий (в миру – Михаил) родились в городе Солуни в Македонии в семье богатых родителей. Младший Кирилл рос болезненным и впечатлительным, экзальтированным мальчиком и был любимцем матери. Старший же – Мефодий с детства впитал в себя сильный характер отца-военачальника и когда вырос, то пошёл по его пути – стал офицером императорской гвардии.
С детства лучшими друзьями и наставниками Кирилла и Мефодия стали книги. Именно они открыли братьям-близнецам суть философии земной и небесной жизни и окончательно определили их высокое предназначение. Для младшего брата первыми такими книгами стали философско-поучительные творения Григория Богослова, которого юный Константин (Кирилл) умолял быть ему наставником-духовником. Вскоре, после успешных занятий при императорском дворце по изучению риторики, античной философской литературы, математики и астрономии, ему было присвоено почётное наименование «философа» и предложена императором должность патриаршего библиотекаря при Софийском соборе, а также и право «учить философии соотечественников и иноземцев со всякой службой и помощью». Но недолго обретался молодой философ при дворе императора. Судьбе было угодно, чтобы братья оказались вместе.
Незадолго до этого, нечто важное и судьбоносное произошло с его старшим братом Мефодием – он вдруг оставил военную службу и полностью посвятил свою жизнь служению Богу на горе Олимп, на прежнем обиталище языческих богов. Потом к нему ушёл из Царьграда от славы и богатства на Олимп, в монастырь, и Кирилл Он оставил шумную и великолепную столицу ради мира «размышлений, воздыханий и молитв». Но уйти полностью от суетного мира им не удалось, они оба в империи давно стали, как сегодня говорят, «людьми публичными», то есть общественными деятелями международного уровня.
Однако просветителями славян они стали не сразу. Сначала они занимались активной миссионерской деятельностью в Хазарии и Болгарии, совмещая её с самообразованием, изучением еврейского языка и его грамматики, а также быта и традиций языческих народов и их древних наречий. В Корсуне и в Хазарском каганате им пришлось совершить несколько убедительных побед на ниве духовного просветительства и доказать иноверцам, что истинная вера – христианская. По своему возвращению в Царьград Мефодий принял скромное звание игумена Полихронской обители, а Кирилл продолжил свои богословские занятия при царьградской церкви Святых Апостолов.
В 863 году, славянские князья Богемии и Моравии обратились к греческому царю Михаилу прислать им учителя-философа, который бы после принятия ими христианства, проповедовал всем славянским народам христианскую веру на родном славянском языке. Сначала братья по царской воле с дарами от царя и письмом отправились в Моравию к юго-западным славянам, а оттуда в Болгарию, где они продолжили работу над усовершенствованием славянской азбуки и перевод священных и богослужебных книг на славянский язык:. В частности, они перевели на славянский весь церковный чин, повечерие, полунощницу. утреню и обедню. Пребывая в Моравии и Болгарии они создавали школы грамоты и оставляли после себя достойных учеников, верных своих последователей из славян. В славянских землях, на зависть католикам, у них был огромный авторитет. Даже на пути в Рим на папский суд, в Паннонии (нынешней Польше) они, по просьбе князя Коцепа, взяли себе в обучение . 50 учеников и одновременно освободили из плена 900 своих соотечественников. Просветительская деятельность, изготовление рукописной переводной духовной и учебной литературы, организация школ требовали регулярного финансирования и политической поддержки со стороны императорской власти и церкви, а поэтому Мефодию приходилось часто выезжать в Константинополь за деньгами и моральной поддержкой. Его визит в 881 году к императору Василию и патриарху Фотию был последним. Вернувшись в Моравию Мефодий завершил «на язык словенск» (на старослаянский) перевод Избора (избранного) из Евангелия и Апостола, а также по некоторым сведениям написал на языке паннонских славян (переходном от старо-болгарского к виндскому) «Солунскую легенду», известную славистам как «Слово Кирилла Словенца, солунского философа».
Просветитель Кирилл ушёл в Вечность в Риме в 42 года. Сказалось слабое здоровье и те испытания которые выпали ему с братом. Авторы его «Жития» пишут о том, что перед смертью он удостоился дивного и утешительного видения, после которого стал петь псалом Давида. А на следующий день принял схиму и трогательно попрощался с братом Мефодием, пожелав ему не оставлять своего просветительского служения, «..брату Мефодию народы просвещать» Папа Андриан II из уважения к святости почившего Кирилла и из любви к нему предложил погрести прах в собственной гробнице в Церкви святого Петра. Но Мефодий и здесь проявил свой твердый характер и принципиальность, свою врождённую дальновидность. Прах представителя греческой православной веры не должен был, по его, мнению покоиться в усыпальнице католического Ватикана. Он попросил папу положить останки брата в храм святого Климента, с мощами которого они подвизались в проповедовании евангельского учения ещё в Корсуне. Папа на это охотно согласился. К сожалению, храм св. Климента до наших дней не сохранился, и нынешние почитатели нашего славянского просветителя стремятся восстановить древний храм св. Климента в Риме. Далее просветительский подвиг на славянских землях Мефодий продолжает уже без брата.
Трудно было епископу Мефодию без своего брата-философа противостоять притеснениям немцев-католиков, их зависти-ненависти и клевете, в результате которых он 2,5 года провёл в темнице Швабии. Византия не могла вступиться за него по своей удалённости и по своим внутренним смятениям, а папский Рим по тогдашним отношениям к к своим подопечным немецким землям. Освобождённый из швабской тюрьмы и возведённый в сан архиепископа Панно—Моравского Мефодий, благодаря своей энергичной деятельности, сумел значительно умножить свою паству. При нём заметно стали исчезать язычество и суеверия. Увеличивалось число храмов, священников, иноков и учителей, исправно шли и дела гражданские у славянского князя Святополка.
Неутомимая просветительская и пастырская деятельность Мефодия принесла обильные плоды не только в Моравском княжестве и в Паннонии, но и благотворно повлияла на другие страны и северо-восточные славянские племена. След своих просветительских трудов пастырь Мефодий оставил от Баварии до России, от Силезии и Лузации до Адриатического моря. При нём Панно-Моравская архиепископия за 15 лет выросла в митрополию с семью епархиями.
А что собой представляли языческие славянские племена и народы в бытность Кирилла и Мефодия? Увы, они в то время не знали сильных и стабильных государственных образований с собственным международно-правовым режимом. Североязыческая цивилизация была в то время представлена лишь несколькими крупными славянскими племенами и общинами во внутренних районах Центральной и Восточной России (на остатках Скифской империи) и в Северо-Восточной Руси. Многим племенам был присущ пассивный инстинкт самосохранения, почти полное отсутствие активных геополитических задач. Их вполне устраивал осёдлый образ жизни и мирный труд на земле, занятие животноводством, огородничеством, бортничеством, рыболовным и охотничьим промыслом. Уже тогда в начале Х века языческий славянский мир был обречён, ибо по природе своей являлся бесконфликтным устроителем бытия в экстремальной среде обитания и не принимал активного участия в расширении своего «жизненного пространства», в «геодуховном» и тем более в геополитическом переделе мира В основном, он, раздробленный и обособленный в огромном пространстве, сам являлся лёгкой добычей и жертвой кочевников-грабителей и соседей хазар, с их природной склонности к паразитированию.
Сегодня роль Кирилла и Мефодия в области просвещения и обращения их в христианскую славянских народов приобретает иное освещение и смысл. С позиций современного неоязычника просветительская деятельность Мефодия имела негативный характер и представляла собой религиозную экспансию и духовное порабощение свободных (вольных) славянских племён и народов со стороны Византийской империи. Это было бы так, если бы так называемые славянские империи князей Олега и Святослава были стабильными в своих границах, со своими государствообразующими учреждениями и национальной экономикой. Но дело в том, что как такового единого славянского государства на северо-востоке Евразии тогда не существовало. Там,на севере была языческая цивилизация локального типа, которая соседствовала с ранней западно-христианской цивилизацией и межцивилизационными зонами с присущими им свойствами конфликтности и грабительскими набегами, которые неизбежно стимулируют распад государства.
Сегодня просветитель Мефодий для нас – первый идеолог политического православия, которое сплотило воедино разобщённый на множество племен славянский мир и легло в основу сплочения всего православного мира в виде культурно-политического единства. Просвещение и письменность формирует развивает и сохраняет историческую память, которая является генетикой народа. Греческие миссионеры и просветители способствовали возникновению в Евразии восточно-христианской православной цивилизации, которая породила многорасовую и многонародную русскую нацию (И.А.Ильин) с её беспримерной авторкией, с новым цивилизационным исчислением времени (календарём) и своей своеобразной монастырской системой образования, частных школ, народных училищ с их народной педагогикой, где церковь становится помощницей государства и эффективным инструментом его внешней политики. По сути дела эти два брата-просветителя стояли у начала начал возникновения нынешней евразийской цивилизации гибридного типа, где Россия давно является своеобразным огромным полем взаимодействия восточных и западных цивилизаций. В Киевском княжестве благодаря принятию христианства новая политическая религия была ориентирована на настоящее и активно совмещала потусторонний далёкий и незримый мир с миром посюсторонним, реальным, зримым и близким.
Эта восточно-евразийская цивилизация (с её русской притягательной этнодоминантой) неоднократно спасала человечество от разного рода неприемлемых для естественного исторического развития идей мирового господства и бесчеловечной агрессии алчных биоидов, «великих покорителей Вселенной»(1380, 1812, 1945) В ХХ веке, она, переродившись из восточно-христианской, православной цивилизации в русско-советскую, спасла мир от «коричневой чумы».
Сегодня мы, русские и славяне, – жертвы противостояния Запада и Востока, Большого Запада и Большой евразийской России. Сегодня геодуховное сердце России – это мегаполис Москва и Московская земля,(губерния, область). Это сердце державы, Herzland, её сердцевину (Mark) с ветхозаветных времён стремились пронзить стрелой алчные захватчики с трёх сторон света. Хищный Запад в лице его покорителей мира до последнего времени мечтали и мечтают лишить нашу восточно-православную,русско-советскую цивилизацию её сердца, и стрелы Большого Запада калёные о огненные иногда достигали цели. Но постоянное их отражение и бесконечные пожары и нечеловеческие страдания и утраты отразились на психотипе русских людей, населявших это ядро России, под весьма условным названием «великороссы». В периоды великих смут, бунтов и революций именно московиты с их великорусскими особенностями более всех подвергались тотальному насилию, обману, соблазну и моральному разложению. И есть в характере и психологии московитов и великоруссов нечто такое, чего нет в других народах – особая «метафизическая истеричность, склонность к болезненной одержимости, исключительной склонности к крайнему и предельному» (Н.А.Бердяев) юродству и садомазохизму и полное равнодушие к своей жизни и смерти, весьма ослабленный инстинкт самосохранения беспредельное смирение и беспримерное буйство и дерзость на уровне богохульства. Пророки и мудрецы ХХ века по разному оценивали это противостояние между Большим Западом и Большой Россией как мощной евразийской русско-советской и советско-буржуазной цивилизации.. А.А Зиновьев незадолго до смерти предрекал гибель северо-евразийской цивилизации вообще. Он считал, что ни о какой особой российской (русской) цивилизации сегодня нечего даже мечтать, ибо мы. русские, не способны создать цивилизацию на уровне современных технологических достижений цивилизации Большого Запада, а раз так то поражение России как евразийской цивилизации в новой битве двух миров неизбежно, а современная западная секулярная цивилизация в буквальном смысле слова во всемирную. Так считал наш выдающий философ и социолог А,А.Зиновьев, а вот русский математик, выдающийся гуманист и публицист, академик РАН Игорь Ростиславович Шафаревич вообще считает, что если Большой Запад продолжит свою агрессию в славянско-евразийский мир, это может закончится печально и для Большого Запада и для всего мира.
Особое внимание Мефодий обратил на перевод священных и богослужебных книг на славянский язык начатый ещё Кириллом. В славянском переводе уже существовали необходимые церковные книги, песни и молитвы, Евангелие, Псалтирь, Деяния святых апостолов, Апостольские послания, отдельные поучительные чтения из ветхозаветных книг, уже входившие в состав церковных служб, но Мефодию хотелось завершить дело почившего брата, закончить и остальное, наладить тиражирование рукописных книг. Не медля долго, Мефодий при помощи своих нескольких учеников-скорописцев, по сану пресвитеров, организовал «книжную палату», где за полгода ими при содействии Дмитрия Солунского, был переложен на славянский язык весь Ветхий Завет( (кроме исторических Маккавейских книг, повествующих о борьбе иудеев под руководством Маккавеев против Селевкидов во 2 в. до н.э. – А.А.), Номоканон (Книга церковных правил) и несколько святоотеческих поучений.
Так чудом случилось и судьбоносно определилось в истории славянского просвещения, что брат Кирилл при активной поддержке брата Мефодия сумел создать в Болгарии и Моравии, на землях юго-восточных славян, центры по тиражированию (переписке) рукописной религиозной литературы и учебной книги на славянском языке, а Мефодий после смерти младшего брата-философа сумел организовать в Моравии-Чехии целую сеть начальных церковных училищ по подготовке будущих священников, учителей грамоты и монахов-богословов для всей Северо-восточной Руси. Таким образом, великие братья-просветители поставленную перед ними историческую задачу выполнили – они не только создали учебную книгу, но и подготовили множество тех, кто по этой книге мог обучать грамоте непросвещённые народы. Именно благодаря этому греческая, восточная вера пусть не сразу, но надёжно и плотно легла на матрицу языческих верований и древнего сознания, и тем самым обосновала философскую конструкцию верховной авторитарной власти и государственности нового образца – русский абсолютизм. Новая греческая вера после крещения Киевской Руси определила княжескую власть как сакральную, дарованную людям свыше самим Царём Небесным. В связи с этим каждый славянский князь и племенной вождь стремился стать наместником самого Бога на земле – Великим князем и через брак породниться с самим византийским императором, чего без принятия христианства сделать было невозможно..
Из многочисленных любимых учеников и преданных помощников архиепископа Мефодия до нас дошли имена самых усердны делателей последавателей – это Ангелар, Горазд, Климент, Наум и Савва. Все они были правоверными, уроженцами Моравии, хорошо знали славянскую грамматику, духовную литературу, греческий и латынь. Свою скорую кончину Мефодий предрёк во время божественной службы в Вербное воскресенье в присутствии князя Святополка и всех своих учеников, сказал что через 3 дня его не будет. И действительно, утром третьего урочного дня, 6 апреля 885 года он ушёл в Вечность. Над телом просветителя его многочисленная паства пела погребальные песни на трёх языках – на греческом, латинском и славянском. Прах великого просветителя славянства был погребён по левую сторону алтаря соборного Богородичного храма древней моравской столицы Велеграда (ныне – Городицы, Градшиты).Так сложилось в их жизни, что младший начал своё богоугодное дело, а старший его достойно и славно завершил. Что же касается просветительской деятельности самого Мефодия, оно в полной мере и даже с избытком проявило себя в долговременной, тысячелетней перспективе становления русской культуры, о сияющих вершинах которой он не смел даже мечтать. И сегодня мы с глубокой благодарностью вспоминаем и прославляем наших учителей – святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия. Слава брату-просветителю, святому Мефодию, Богу и всем людям славянским бескорыстно послужившему.
Свидетельство о публикации №215052400393