В поисках Универсального Божества

Мы живем в мире, где нам много объясняют, но потом, для человека мыслящего, это оказывается неправдой. Прямых линий нет, пустоты нет, законов никаких нет, а есть только какая-то степень приближения.

Запад изобрел двоичную логику потому что привык мыслить только двумя категориями: грех-праведность, смерть-жизнь, рай-ад, бог-дьявол, высоко-низко, виновен-не виновен. Восток видит мир многограннее, но тоже ступенчато, этих ступеней больше и они более размытые.

Евреи и мусульмане распространяли и распространяют свое мировоззрение через увеличение количества людей, перешедших в их религию, учения Востока ожидают своих последователей через духовное пробуждение и духовный поиск людей, христиане в средние века действовали так же, как евреи и мусульмане, но сейчас стали наиболее современными, впитали все достижения психологии, науки и техники, и стали пропагандировать свое мировоззрение любыми доступными способами. Вы вряд ли встретите глянцевый журнал, иллюстрированный, пропитанный духом современных рекламных технологий, на основе Корана или Торы, который отдадут вам с улыбкой на улице распространители "Слова Божьего".

Но духовнее ли становятся люди? Больше ли единства от осознания своей природы, общей цели у них появляется? Сейчас мы видим, что мир все больше и больше погружается в пучину противоречий, вызванных культурными, языковыми, религиозными различиями. Религии не объединяют, но разъединяют людей. Мировой океан объединяет материки, поскольку он один и един, но вот несмотря на то, что люди уже тысячелетия ищут исток духовности, их помыслы не ясны, учения индвидуальны, и религия отражает более национальный/этнический признак, нежели признак универсальной духовности.

Несмотря на то, что в любой религии человек находит примерно одно и то же, выраженное разными словами, с разным акцентом, с уходом в какую-то индивидуальную сторону изучаемого явления "души", религии противопоставляются друг-другу, между ними даже часто существует скрытая неприязнь, перерастающая в войны и борьбу за расширение влияния, как если бы речь была не о религии, а добыче полезных ископаемых, только в качестве "полезных ископаемых" здесь выступают умы людей.

Звериная соревновательность и естественный отбор продолжают довлеть над разумом, поскольку люди не верят во что-то универсальное, их сплочающее и выводящее на качественно иной уровень. Желание быть частью какого-то фрагмента бытия, объединяющего горстку людей, всегда было защитой и опорой для человека. Если вы - часть семьи, то семья вас защитит и поддержит. Если вы - часть религиозной общины, то она так же будет защищать вас и поддерживать. Если вы - часть добившегося успеха этноса или группы похожих этносов, то, разумеется, вы будете иметь бонусы от общения на каком-то общем для этого этноса языке или исповедуя какие-то общие ценности.

Однако единство людей остается сейчас настолько нереальной мыслью, что вряд ли видна та грань, когда человечество наконец обретет в этом какую-нибудь надежду. Действительно, как может все человечество обрести опору и поддержку? Ведь в этом случае не будет других сторон: от кого обороняться, от кого защищаться, с кем соревноваться? Точнее этой стороной становится еще почти полностью неизученная человеком Вселенная!

Получается, что религиозные воззрения человека всегда следуют за его техническим развитием и расширением своего ареала. Ведь, например, если представить, что мы встретим наконец внеземную цивилизацию, отличную от нас по внешнему виду ее членов, то каким образом будет трансформирована религия христиан, мусульман, иудеев? Ведь в этом случае уже не будет "образа и подобия" и как тогда объяснить нашу "уникальность"? Ведь было уже такое: когда корабли европейских мореплавателей причаливали к берегам Америки, то местное население подвергалось гонениям, геноциду, религиозному принуждению, ибо мышление европейцев никак не могло поставить на одну плоскость свое духовное восприятие и восприятие туземцев. Речь даже уже не идет о судьбе негроидного населения Земли, которое потерпело такие унижения и лишения от европеоидов, что об этом даже сейчас предпочитают молчать. Говорить о веках, в течение которых негры только из-за цвета своей кожи приравнивались к неодушевленным вещам, как сейчас говорят о Холокосте для евреев или Геноциде армян, сейчас не принято.

И это все находит подтверждение в научно-фантастической литературе: если мы встречаем описание чуждой формы жизни, то в подавляющем большинстве случаев мы встречаем войну землян с этой формой жизни. И все потому, что духовность землян ни на йоту не поднялась над их примитивным собственническим, эгоцентрическим мышлением. Языческие культы обнаруживают больше гуманизма, обращенного к тому дому, в котором мы все живем, чем нынешние “религии потребления” и “религии духовного порабощения”. Вряд ли можно представить себе ученого, который исследует сигналы из космоса в поисках внеземной жизни, который верит, что если он найдет такую разумную жизнь, то она будет исповедовать “Слово Божие” по Библии, Корану или Торе слово-в-слово, используя тот язык, который был использован для создания этих священных писаний.

Итак, все мы, люди, внутри верим в свою исключительность благодаря духовному религиозному формированию. Даже в буддизме, который не является религией в строгом смысле, перерождение души в Человеке имеет “особый смысл” в единственной возможности выбора. Вот эта “особенность” удивительным образом эманирует во все, что мы считаем нашей жизнью: мы ревнуем, когда на существо противоположного пола, с которым мы воспитываем детей, посягает другое существо одного с нами пола. Мы проявляем агрессию, когда другая религиозная община старается расширить сферу своего влияния, ибо это подвергает опасности будущее нашей общины. Страшный сон мусульманина - когда его сын будет ходить в католический храм, страшный сон христианина - когда его дочь выйдет замуж за мусульманина и примет ислам, страшный сон иудея - когда его ученик увлечется Иисусом Христом. Духовные ценности современного чеовека похожи на институт частной собственности в развитых государствах, только лишь с тем отличием, что речь идет о духовном пространстве.

И теперь возникает вопрос: как в таких условиях человек может оставаться “объективным”? Каким образом человек будет любить других людей, желая им мира и процветания? Как может религиозный деятель утверждать, что его Бог справедлив, когда он находится в противоречии, проистекающем из “религиозного собственничества”, с другим религиозным деятелем? Ведь даже богов мы делаем “своими”, приписывая им свойства, которые делают их защитниками определенного народа или группы народов.

Жизнь на нашей планете, к нашему великому удивлению, не объединила нас за те тысячелетия, которые мы живем вместе. Человечество не ощутило еще пока то чувство, которое испытывают люди, оказавшиеся одни на необитаемом острове: когда стираются все предрассудки и на первое место выходит выживание и общая цель существования.

Мы не нашли универсального Бога, который был бы справедлив для всех людей, вне зависимости от их расовой или национальной принадлежности, который бы учитывал культурное разнообразие, уважал бы историю каждого народа, не старался возвысить одного человека над другим. Мы до сих пор проводим огромную часть своего времени в доказательствах собственной исключительности, в стремлении ощутить национальную, религиозную, спортивную или какую-либо иную “локальную” гордость, гордость, присущую какой-то горстке людей, желающей показать превосходства или радикальные отличия от другой горстки. Мы стремимся объединяться в стаи, ощущая поддержку своей стаи, но не видим что кружим в одной атмосфере, атмосфере одной планеты, и связи между стаями слабы и непостоянны. Несмотря на успехи науки и развития абстрактного мышления у многих людей науки, мы мыслим все теми же родо-племенными предрассудками, которые были на заре человечества.

И, главное, мы даже не пытаемся поговорить о том, что могло бы быть по-другому. Каждый духовный лидер свято верит в несокрушимость веры своей и только своей, максимум что он еще может сделать - так это испытывать терпимость к другим верованиям. Мы продолжаем верить в национальную мощь, в особое призвание для какой-нибудь “особенной” национальности. Мы продолжаем сталкиваться по этническим, религиозным, поведенческим признакам. Мы видим в культурных различиях именно различия, но не единство.

Бесполезно говорить с каким-либо религиозным деятелем о единстве - всякий будет увещевать вас что именно его вера уже давно стала универсальной, нужно лишь ее принять для всех остальных. Но сам он даже не готов слова выслушать об альтернативном учении, а ведь деятели, исповедующие это учение, с таким же правом могут заявить о непорушимости и универсальности их идей.

Жаль, что не проглядываются те времена, когда мы станем свидетелями рождения подлинной дружбы народов, “дружбы не против кого-то”, но дружбы народов “во имя” гармоничной жизни планеты, исповедующей: любознательность, но не умничание; справедливость, но не законность; почтение, но не заискивание; гармонию, но не стабильность; бесстрашие, но не фанатизм; дерзость, но не наглость; сострадание, но не жалость; доброту, но не благотворительность. Когда наш Универсальный Бог будет направлять нас в едином порыве на справедливые цели, не делать нас озлобленными, эгоистичными, завистливыми, воинственными, узурпирующими, алчными, жестокими, конкурирующими. Когда мы будем исследовать, но не пытать, когда мы будем изучать, но не регистрировать и патентовать открытия, когда мы будем расширять свой кругозор, не пытаясь навязать свои текущие воззрения другим до тех пор пока они сами об этом не попросят.


Рецензии