На Вы, дай мне карандаш!

   Расскажу вам одну историю из школьной жизни…
По окончании педагогического училища вернулась молодая учительница работать в родную деревню. Было это в конце войны. Начала она работать в первом классе. Много ребят было из детского дома, сформированного из детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Ясно, что недоедали, были похожи друг на друга: все стрижены наголо, худые (в чём только душа держится!), да и одёжкой  особо не отличались. Местные тоже не выделялись: такие же голодные и одеты не лучше.

В школе было холодно, грелись, играя в подвижные игры. Учительница играла вместе с учениками. Вдруг подбежала к ней ватага мальчишек, и один из них, протягивая ей сжатую в кулак ладонь, сказал робко: «На гороху!» За горохом ребятишки бегали на склад (он находился метрах в пятидесяти от школы), и кладовщик  из кучи отходов позволял им, вечно голодным, брать горстку-другую (попадало дроблёное зерно, овёс, горох, вика). Ребята сортировали эту живительную смесь и ели с удовольствием, да вот и учительницу угостили.

Учителям тогда тоже здорово доставалось: надо было заготавливать дрова для школы (сколько отпущено лесхозом); косить сено для школьной лошади; собирать со школьниками колоски, копать картошку на колхозном поле после уроков; в ночную смену работали  на току  (сушили зерно, готовили его к сдаче государству), были агитаторами – проводили  политинформации – рассказывали о положении дел на фронте, а позднее – о том, как идёт восстановление страны от разрухи.

Детей в классах было много, среди них – переростки, которые пошли в школу восьми-девяти-десяти, а то и одиннадцати лет.
 
Ребята, особенно постарше, частенько пропускали занятия: приходилось помогать управляться матерям на ферме, припасать дрова, да и дома дел хватало. А порой на всю ребячью команду были одни валенки в семье, так что… кто успел – того и черёд!
 
Вот после очередного пропуска появился Витя Королёв в школе. Увидел: у ребят карандаши! (учительница им выдала!) Он подбегает к ней и говорит:
-Дай мне карандаш!

А с ребятами в его отсутствие учительница вела беседу о вежливости, говорила, что к взрослым надо обращаться на  «Вы», и Вите об этом сказала. Он быстро сообразил: «На  «Вы», дай мне карандаш!»

Время шло. Закончилась война. Ребят из детского дома увезли. Местные, закончив школу, уезжали на учёбу, уходили в армию. Бывшие детдомовцы приезжали, писали письма своей учительнице, приглашали на свадьбы, делились радостями и бедами, присылали фотографии, сначала свои, затем своих детей. Читая письма, она радовалась их успехам, переживала за них, иногда плакала, вспоминая те страшные военные годы, которые пришлось пережить …
 
Та сельская учительница –  Волосникова (Абрамова) Анна Ивановна – моя мама. Мамы уже нет, но вспоминают свою учительницу добрым словом её ученики, их родители.

Была мама добрым человеком, любила ребят по-матерински, вероятно, и ценили её за ту любовь, материнскую заботу и ласку.
 


Рецензии