О свободе

(из "Дневника писателя N.N.")

На словах каждый человек стремится к свободе. И даже делает, как ему кажется, какие-то попытки к тому, чтобы ее достигнуть. Надо сразу оговориться, что свобода, пусть каждый, конечно, понимает ее по-своему, как и все остальное в мире, - это не синоним разврата, разнузданности или бесстыдства. Делать, что вздумается и плевать на других людей – это не свобода. Возможно, это как раз можно расценить как попытку достичь свободы. Но путь выбран не верный. И поэтому никакой свободы таким путем не обрести. Наоборот, это даст бесконечное состояние погони за свободой, но при ошибочном векторе приведет лишь в состояние зависимости от самого процесса бега, обреченного в конечном счете на провал.
На самом деле, для достижения свободы, скорее всего, даже не нужно прилагать каких-либо усилий. Достижение свободы ближе к бездействию, нежели к какой-либо деятельности. Свободный человек – это не связанный какими-то обязанностями, привязанностями, зависимостями, надеждами субъект. Поэтому свобода – это всегда одиночество. Когда кругом пустота, никто не шепчет на ухо, никто не дергает. Но прежде всего, когда ты сам спокоен. Свобода – это полет, но чаще всего он оканчивается падением. Свобода – это свежий воздух. Но привыкнув к выхлопным газам проблем, взаимоотношений, своих устремлений и надежд, от притока свежего воздуха можно задохнуться.
Очень сложно уйти от своих зависимостей. Мы попадаем в зависимость еще в утробе матери. И после рождения зависим от родителей. А когда обрезаем эту пуповину и выходим в самостоятельную жизнь – подсознательно ищем себе новую зависимость, чтобы заменить ушедшую. Наше сознание может стремиться к свободе, но подсознание всегда ищет привязанности. И даже если не находит, это желание зависеть от кого-то или чего-то само становится зависимостью. Оно влияет на всю нашу жизнь и перманентно ее отравляет. Поэтому, почти наверняка, человек не может быть свободным. Есть люди, которые любят хвастаться, что свободны. Но они сразу обижаются, когда ты, допустим, усомнишься в том, что они говорят правду. Свободный же человек никогда так реагировать не будет.
Безусловно, какой-нибудь индивидуум может и правда достигнуть состояния свободы. Он может отказаться от привязанностей, может ускользнуть от зависимости и остаться один. Но стоит помнить, что важный фактор достижения свободы – это потерять надежду. Поскольку это очень сильная зависимость. Мы слишком зависимы от своих надежд. Свободный же человек не имеет надежды. Но тут подкрадывается другой элемент. Не имея надежды и понимая, что жизнь бессмысленна, очень легко придти к мысли о самоубийстве. Нужно иметь много воли, чтобы жить в таком безнадежном (но свободном) состоянии, и не захотеть покончить с собой. Камю называл таких людей «человек абсурда».
Но даже обретя данную свободу, освободившись от надежд и зависимостей, ощущая свой одинокий полет, есть великая вероятность, что человек переживет в какой-то момент свое перерождение. Он откроет в своем подсознании и сознании новые горизонты, свежие мысли, он может придти к чему-то, чего не мог достичь, будучи запертым стенами привязанностей и зависимостей. Но эти новые открытия родят в нем новые надежды, на то, что все может быть иначе. И он снова попадет в зависимость, от своих новых идей и мыслей. А дальше – новые привязанности. И так можно всю жизнь ходить по этого порочному кругу, из которого нельзя вырваться. Выходит, что свобода – это только смерть.
В действительности, человек не ищет свободы. Он хочет поставить свободу себе в услужение, но этого быть не  может. Это свобода делает человека своим слугой. Мечта людей о свободе – чаще мечта освободиться от той жизни, которую они имеют. Но в большинстве случаев – это просто замена одних привязанностей и надежд на другие.


Рецензии