Семенко Виктор Михайлович

Родился  1  января  1913  года  в  городе  Полтава  (Полтавская  область,  Украина).  Украинец. 
В  РККА  с  1  июня  1932  года,  был  призван  Полтавским  городским  военкоматом.
Окончил  Энгельсскую  авиационную  школу  лётчиков  в  1935  году.
В  звании  лейтенанта  служил  помощником  командира  4-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  10  июня  по  26  октября  1938  года  в  качестве  командира  звена,  командира  эскадрильи  истребителей  И-16. 
 
   «…Это  случилось  утром,  примерно  в  десятом  часу.  Группа  советских  добровольцев  -  летчиков-истребителей  только  что  вернулась  после  выполнения  боевого  задания  и  завтракала  на  окраине  аэродрома  Вальс,  в  лесопосадке.  Внезапно  серия  ракет  с  командного  пункта  подняла  всех  на  ноги:  «Немедленный  вылет  исправным  самолетам!»  Бросили  еду  и  побежали  к  машинам.
     Девятку  повел  командир  эскадрильи  Виктор  Семенко.
     Ближе  к  линии  фронта  стали  набирать  большую  высоту.  Пересекли  реку  Эбро  и  сразу  же  увидели  разрывы  зенитных  снарядов.  Ниже  плыли  вражеские  бомбардировщики  в  сопровождении  двух  групп  итальянских  истребителей  «фиат»  на  флангах.  В  стороне  от  них  держались  «мессершмитты»  -  караулили  добычу,  готовые  нанести  внезапный  удар…
     Виктор  Семенко  под  угрозой  контратаки  «мессершмиттов»  нырнул  вниз,  ведомые  -  за  ним.  Бомбардировщиков  атаковали,  все  время  удерживая  в  поле  зрения  «мессершмитты»,  которые  находились  поблизости.  Обстреляли  вражеские  машины.  Отдельные  фашистские  бомбардировщики  потянули  за  собой  шлейфы  дыма.  Их  строй  нарушился.  Наша  эскадрилья  быстро  собралась  и  заняла  исходное  положение  для  новой  атаки.  На  этот  раз  в  бой  вступили  «мессершмитты».  Соединяя  маневр  с  огнем,  придерживаясь  тактики  взаимопомощи,  советские  добровольцы  не  отрывались  друг  от  друга.  Это  был  железный  закон  наших  летчиков,  благодаря  которому  они  несли  сравнительно  небольшие  потери  в  воздушных  боях.
     Между  тем  горючее  в  баках  наших  истребителей  подходило  к  концу,  а  выйти  из  боя  не  было  никакой  возможности…  Вдруг  в  небе,  чуть  выше,  показались  черные  точки,  они  быстро  росли,  превращаясь  в  «мошек»  -  истребителей  И-16,  и  наши  летчики  почувствовали  ликование. Это  эскадрилья  Сергея  Грицевца  пришла  на  помощь  Виктору  Семенко…»
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «Дорогие  мои  харьковчане»)

Всего  в  Испании  произвел  65  боевых  вылета,  участвовал  в  30  (по  другим  данным  в  32)  воздушных  боях,  лично  сбил  3  самолета  и  в  составе  группы  1  самолет.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
Присвоено  звание  капитана.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  в  марте  1940  году  в  составе  23-го  истребительного  авиационного  полка.
Летал  на  И-15бис.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  1941  года. 
Воевал  на  Южном  фронте  с  июня  по  сентябрь  1941  года.  С  мая  1942  года  командовал  896-м  истребительным  авиационным  полком  и  с  августа  1942  года  по  март  1943  года  воевал  на  Брянском  фронте. 
К  началу  февраля  1943  года  произвел  7  боевых  вылетов,  в  групповых  боях  сбил  2  истребителя. 
С  марта  1943  года  воевал  на  Центральном  фронте,  участвуя  в  битве  под  Курском  произвел  4  боевых  вылета  и  сбил  1  самолет.
В  июле  1943  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
К  концу  июля  1943  года  произвел  всего  34  боевых  вылета,  сбил  3  самолета.   
С  октября  1943  года  по  март  1944  года  воевал  на  Белорусском  фронте,  произвел  ещё  6  боевых  вылетов.
В  мае  1944  года  896-й  истребительный  авиационный  полк  был  переведен  в  тыл  и  в  составе  5-й  Запасной  авиационной  бригады  занимался  перегонкой  самолетов  на  фронт. 
Летал  на  истребителе  Як-1.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
19  сентября  1958  года  вышел  в  отставку  в  звании  полковника. 
По  состоянию  на  1976  год  проживал  в  городе  Гатчина  (Ленинградская  область,  Россия).

Список  известных  воздушных  побед  В.  М.  Семенко:
14.08.1938     1/гр.     Хе-111             Гандеса                в  составе  группы
05.09.1938     1           Ме-109*          Эбро                лично
00.00.1938     2           Фиат-32          Испания                лично
27.08.1942     1/2        Ме-109            Брянский  фронт               в  составе  пары
00.00.1942     1/гр.     Ме-109            Брянский  фронт               в  составе  группы
11.05.1943     1           Ме-109           Центральный  фронт            лично
09.07.1943     1/2       ФВ-190           Центральный  фронт              в  паре

Награжден  орденом  Ленина  (22.02.1939),  двумя  орденами  Красного  Знамени  (06.04.1943,  20.04.1953),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (31.07.1943),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (07.10.1944,  06.11.1947),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945 гг.»  и  другими.

Примечание:
*     Немецкий  летчик  лейтенант  Мартин  Лутц  был  ранен,  но  смог  совершить  вынужденную  посадку.  В  годы  второй  мировой  войны  был  награжден  Рыцарским  крестом.


Рецензии