Семенко Виктор Михайлович
В РККА с 1 июня 1932 года, был призван Полтавским городским военкоматом.
Окончил Энгельсскую авиационную школу лётчиков в 1935 году.
В звании лейтенанта служил помощником командира 4-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 года в качестве командира звена, командира эскадрильи истребителей И-16.
«…Это случилось утром, примерно в десятом часу. Группа советских добровольцев - летчиков-истребителей только что вернулась после выполнения боевого задания и завтракала на окраине аэродрома Вальс, в лесопосадке. Внезапно серия ракет с командного пункта подняла всех на ноги: «Немедленный вылет исправным самолетам!» Бросили еду и побежали к машинам.
Девятку повел командир эскадрильи Виктор Семенко.
Ближе к линии фронта стали набирать большую высоту. Пересекли реку Эбро и сразу же увидели разрывы зенитных снарядов. Ниже плыли вражеские бомбардировщики в сопровождении двух групп итальянских истребителей «фиат» на флангах. В стороне от них держались «мессершмитты» - караулили добычу, готовые нанести внезапный удар…
Виктор Семенко под угрозой контратаки «мессершмиттов» нырнул вниз, ведомые - за ним. Бомбардировщиков атаковали, все время удерживая в поле зрения «мессершмитты», которые находились поблизости. Обстреляли вражеские машины. Отдельные фашистские бомбардировщики потянули за собой шлейфы дыма. Их строй нарушился. Наша эскадрилья быстро собралась и заняла исходное положение для новой атаки. На этот раз в бой вступили «мессершмитты». Соединяя маневр с огнем, придерживаясь тактики взаимопомощи, советские добровольцы не отрывались друг от друга. Это был железный закон наших летчиков, благодаря которому они несли сравнительно небольшие потери в воздушных боях.
Между тем горючее в баках наших истребителей подходило к концу, а выйти из боя не было никакой возможности… Вдруг в небе, чуть выше, показались черные точки, они быстро росли, превращаясь в «мошек» - истребителей И-16, и наши летчики почувствовали ликование. Это эскадрилья Сергея Грицевца пришла на помощь Виктору Семенко…»
(Из книги Г. К. Семенова «Дорогие мои харьковчане»)
Всего в Испании произвел 65 боевых вылета, участвовал в 30 (по другим данным в 32) воздушных боях, лично сбил 3 самолета и в составе группы 1 самолет.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
Присвоено звание капитана.
Участвовал в советско-финляндской войне в марте 1940 году в составе 23-го истребительного авиационного полка.
Летал на И-15бис.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
Воевал на Южном фронте с июня по сентябрь 1941 года. С мая 1942 года командовал 896-м истребительным авиационным полком и с августа 1942 года по март 1943 года воевал на Брянском фронте.
К началу февраля 1943 года произвел 7 боевых вылетов, в групповых боях сбил 2 истребителя.
С марта 1943 года воевал на Центральном фронте, участвуя в битве под Курском произвел 4 боевых вылета и сбил 1 самолет.
В июле 1943 года ему было присвоено воинское звание «подполковник».
К концу июля 1943 года произвел всего 34 боевых вылета, сбил 3 самолета.
С октября 1943 года по март 1944 года воевал на Белорусском фронте, произвел ещё 6 боевых вылетов.
В мае 1944 года 896-й истребительный авиационный полк был переведен в тыл и в составе 5-й Запасной авиационной бригады занимался перегонкой самолетов на фронт.
Летал на истребителе Як-1.
После окончания войны продолжал служить в Военно-воздушных силах.
19 сентября 1958 года вышел в отставку в звании полковника.
По состоянию на 1976 год проживал в городе Гатчина (Ленинградская область, Россия).
Список известных воздушных побед В. М. Семенко:
14.08.1938 1/гр. Хе-111 Гандеса в составе группы
05.09.1938 1 Ме-109* Эбро лично
00.00.1938 2 Фиат-32 Испания лично
27.08.1942 1/2 Ме-109 Брянский фронт в составе пары
00.00.1942 1/гр. Ме-109 Брянский фронт в составе группы
11.05.1943 1 Ме-109 Центральный фронт лично
09.07.1943 1/2 ФВ-190 Центральный фронт в паре
Награжден орденом Ленина (22.02.1939), двумя орденами Красного Знамени (06.04.1943, 20.04.1953), орденом Отечественной войны 1-й степени (31.07.1943), двумя орденами Красной Звезды (07.10.1944, 06.11.1947), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечание:
* Немецкий летчик лейтенант Мартин Лутц был ранен, но смог совершить вынужденную посадку. В годы второй мировой войны был награжден Рыцарским крестом.
Свидетельство о публикации №215052501297