О борьбе Тевтонского Ордена с литовцами

          RLD


          Бог Сил! Нас не покинь - внемли,
          Дабы забыть мы не смогли!

          Сэр Редьярд Киплинг.


          Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
         
          Прибалтийские языческие племена, постоянно враждовавшие между собой, никак не могли сплотиться против общего врага - первоначально ливонского Ордена меченосцев, а впоследствии - воинов-монахов духовно-рыцарского Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии. Именно эта разобщенность стала основным фактором, который позволил Тевтонскому Ордену, совместно с ополчениями европейских крестоносцев, в ходе регулярных военных походов, именовавшихся по-немецки «рейсами» или «рейзами» (Reisen; хотя в современном языке это слово означает просто «поездка», «странствие», «путешествие, в Средние века оно означало именно «военный поход»; тяжеловооруженные конные воины-латники, участвовавшие в «рейсах», назывались по-немецки «рейсиги» или «рейзиги», Reisige) покорять их одно за другим.

          Но, достаточно было нескольким литовским племенам объединиться под предводительством энергичного и властного вождя - например, князя Миндовга или Ольгерда - и «тевтонам» не помогли ни  лучшая дисциплина, ни лучшее вооружение. Литовцы, подобно своим сородичам-прус(с)ам, отличавшиеся наибольшей воинственностью среди всех прибалтийских племен, не только сумели отразить все вторжения крестоносцев, но и сами неоднократно совершали походы в орденские земли (по большей части победоносные). При этом они не ставили себе целью захват чужих земель, совершая набеги ради захвата пленных (обращавшихся ими в рабов) и грабежа. Так, уже в 1203 г. литовцы совершили набег на только что построенный город Ригу - резиденцию римско-католического епископа (бискупа), а на русские земли в период с 1200 по 1285 г. было совершено восемнадцать крупных и множество мелких набегов. О том, что основным противником Христова воинства в Прибалтике были именно литовцы, недвусмысленно свидетельствует следующий факт: из семерых ландмейстеров «тевтонов», павших в бою при христианизации Ливонии в период с 1238 по 1296 г., шестеро сложили свои головы в схватках с литовцами  - не говоря уже о последнем магистре ордена меченосцев Фольквине (Волквине, Вольковине или Фолькуине) фон Винтерштеттене, убитом теми же литовцами в битве при Сауле.

          Литовцам не только нападали на своих соседей, но и постоянно от них оборонялись. С Запада на них наступали «тевтоны», с Востока – русские княжества. Особенно опустошительным был поход, совершенный русскими войсками в литовские земли в 1258 г. Тем не менее, литовцы упорно отстаивали свои земли и свое языческое «родноверие» (приняв Христианство только в 1367=69 г.г., последними в Европе).

          На протяжении всего этого времени литовцы жили в условиях традиционных патриархальных отношений, хотя, начиная с  XIII в., по мере возрастания своей «пассионарности» (выражаясь языком Льва Гумилева) начали усиленно вооружаться. Особенно возросло число литовских конных воинов, которые в мирное время жили земледелием и скотоводством, однако были достаточно состоятельными, чтобы иметь дорогое железное оружие. Нередко состоятельные литовцы обладали значительными земельными владениями, которые сдавали в аренду свободным крестьянам-общинникам, составлявшим в военную пору пехоту литовского войска.

         В случае войны литовцы собирали племенное ополчение – «кариас» (karias), именовавшаяся у пруссов «кариа» (karya). Согласно данным летописей, литовские конные воины использовали низкие седла, более удобные, чем громоздкие седла тяжелой кавалерии как Запада, так и Востока. Летом литовские военные формирования постоянно отправлялись в набеги за добычей, именовавшиеся, как у «тевтонов», «рейсами» (лит.: reyssa), захватывали скот, рабов и добывали себе воинскую славу.

        Со своей стороны, «тевтоны» и их союзники - крестоносцы-интернационалисты - предпочитали для войны с литовцами зимнее время, когда замерзали болота и реки, а леса с опавшей листвой не давали укрытия для литовских «лесных братьев», постоянно ускользавших от воинов Христовых летом.

        Однако литовцы, (подобно эстам, земгалам, карелам и финнам), совершали свои набеги и зимой, на лыжах, пешими, что давало им немалые преимущества, особенно в том случае, если снег был глубоким. Во время таких набегов взрослых мужчин обычно убивали (было бы очень сложно гнать их, в качестве пленных, домой без лыж, а, встав на лыжи, пленники легко могли убежать). Предпочитали угонять в полон женщин и детей, хотя из-за них приходилось идти домой медленно. Такая добыча была весьма кстати. Тех, кто не мог пригодиться в хозяйстве, продавали на сторону, соседним племенам или торговцам невольниками.
   
        Что же касается военных приемов и вооружения, то тактика литовцев, странным образом, во многом напоминала тактику монголо-татар. Хотя литовские всадники больше пользовались метательным оружием в виде дротиков-сулиц, тогда как монголо-татары применяли преимущественно лук и стрелы. Литовцы также имели лучников, но, согласно хроникам, обычно не конных, а пеших. Лучники литовцев были хорошо обучены, превосходя частотой и меткостью стрельбы лучников из Германии и Скандинавии. Подобно монголо-татарам, литовцы предпочитали заранее подготовленному сражению стремительный, ошеломляющий набег, и быстро исчезали, прежде чем их жертвы приходили в себя для оказания отпора. Битвы, происходившие постоянно между небольшими отрядами самих литовских племен, чаще всего носили характер группового поединка, в котором обе стороны сражались пешими, а проигравшие отступали к лошадям и искали спасения в бегстве.

        Основным оружием литовского всадника (кстати, своих покойников литовцы хоронили с оружием, по языческому обычаю) являлся меч (чаще всего немецкого производства), с рукоятью, изготовленной на свой, местный вкус. Некоторые рукоятки литовских мечей были изготовлены из железа и бронзы, нередко с серебряными украшениями и инкрустацией.

        Наконечники копий и сулиц (нередко очень длинные) были частью привозные, скандинавские, частью – местного производства. Доспехи собственного изготовления у литовцев до XIV в. встречались достаточно редко. Тем не менее, в многочисленных войнах XIII в. литовцы, несомненно, захватили множество доспехов самого различного типа в боях с «тевтонами», поляками и русскими и носили их в боевой обстановке. Господствующим типом защитного вооружения в описываемое время, как и повсюду, у литовцев была кольчужная «бронь» или «броня» - сплетенная из металлических колец рубашка, порой усиленная металлическими бляхами (у бояр и других знатных воинов, самые богатые из них могли себе позволить чешуйчатые латы или так называемый «дощатый доспех» из пластин-бахтерцов). Литовцы носили кольчугу как поверх одежды, так и под ней (например, в зимнее время). Шлемы литовцы использовали преимущественно сфероконические, восточно-европейского образца. Кстати, такие шлемы достаточно часто носили рыцари, сарианты и кнехты Тевтонского Ордена (не следует представлять их себе поголовно в широкополых шапелях-«эйзенгутах» и горшковидых шлемах-«топ(ф)гельмах»). Заметим кстати, что горшковидные (горшковые) шлемы называются так достаточно условно. В действительности эти шлемы могли иметь форму не только горшка, но также ведра или бочонка. Щиты были также традиционной, общеевропейской формы. А вот знаменитый «литовский тарч» («литовская павеза») пришла в Литву лишь в XIV., причем из северо-восточной Польши, где (судя по сохранившимся печатям) начала распространяться с середины XIII в.

         Здесь конец и Господу нашему слава!

         


Рецензии
"При Рогволоде кривичи
Томились жаждой дел великих;
Сверкали в дебрях их мечи,
Литовцев поражая диких."

"Рогнеда" Кондратий Рылеев

Вообще-то "летувяй", впрочем, как и "летьгола", "ятвяги", "галинды"(голядь)..жемайты...- это всё потомки славяно-финских помесей. Судя по гаплогруппам, славянскими были отцы:)

Клонсмен   27.05.2015 00:15     Заявить о нарушении
На этот счет есть разные мнение. http://www.proza.ru/2015/04/15/1480

Вольфганг Акунов   27.05.2015 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.