Принципиальность

Правильно жить означает лицемерие.
Б. Рассел

Борис был парень хоть куда – ладный и статный, с вьющимися волосами и проницательными голубыми глазами, он в любой компании был на первых ролях. С окончанием школы-десятилетки он подался из Читы в Иркутск для поступления в политехнический институт на геологический факультет. Вступительные экзамены Боря сдавал успешно, поэтому перед последним экзаменом по любимому предмету, химии, он уже видел себя студентом.

Боря быстро справился с подготовкой ответов по экзаменационному билету и в ожидании вызова к столу преподавателя согласился помочь соседу, испытывавшему затруднения с решением задачи. Управившись и с этой проблемой, знаток мудреной науки записал текст решения чернильной ручкой на столе, окрашенном в черный цвет. Для прочтения записей надо было смотреть на них со стороны, под тем же углом, под каким навстречу падало солнечное освещение из окна, тогда чернильные знаки ярко высвечивались на черном поле.

Обрадованный такой удаче, абитуриент, скособочив голову, принялся рьяно переписывать законспирированную шпаргалку. Вывернутая набекрень голова экзаменуемого вызвала закономерное подозрение у экзаменатора, Софьи Семеновны, известной в студенческой среде под прозвищем «СС». Любопытствующая химичка подошла к увлеченному переписыванием абитуриенту, скособочила тем же макаром голову, и ей во всей красе предстала хитроумная картина надувательства собственной персоны.

Оскорбленная дама вызвала грамотея-изобретателя, давшего неучу недозволенную консультацию, и без лишних разговоров вкатила в его экзаменационную ведомость оценку «Два». У Бори белый свет померк в голубых, дотоле жизнерадостных, глазах. Полный провал поступления на любимую специальность! В одночасье обрушились выстроенные жизненные планы… И все это произошло от избытка знаний! Вот уж действительно – горе от ума…

Страдающая Борина натура горячо протестовала против столь жестокого с ней обращения. Побродив по коридору, двоечник зашел в экзаменационную аудиторию и убедительно попросил Софью Семеновну дать ему другой билет, уверяя, что химия всегда была его любимым предметом, что он неоднократно выходил по ней победителем школьных олимпиад. Но непреклонная леди, не страдавшая сантиментами, и слушать не хотела о заслугах злостного нарушителя учебной дисциплины.

Борис вышел в коридор не солоно хлебавши. Все происходящее казалось ему дурным сном и не укладывалось в голове. В конце концов, рассуждал он, не проще ли было заменить билет этому непутевому соседу по столу, а ему попросту снизить оценку? Не состоявшийся студент сделал третью попытку добиться справедливого решения конфликта: «Софья Семеновна! Дайте мне любое количество билетов без подготовки на ответ и снизьте мне оценку за подсказку…»

Однако «эсэсовка», целиком оправдывая свое устрашающее прозвище, была неумолима как скала. Она, собственно, не испытывала к симпатичному пареньку, которого видела впервые в жизни, особой предвзятости. Эта женщина всего лишь исходила в своих поступках из собственных жизненных представлений и принципов, которым оставалась верна всегда и всюду. Распространенный девиз «Жить и работать по-ленински, по-коммунистически» был написан словно специально для нее.

Потерпев крах в избранном для поступления институте, Борис обратился с заявлением о приеме в первый подвернувшийся техникум, куда его и зачислили без сдачи экзаменов, заприметив на груди десятиклассника богатый набор знаков высокой спортивной квалификации.

Прошло немало лет, особо значимых для преуспевания в жизни молодого человека. Борис, успешно защищая спортивную честь техникума, к тому же получил красный диплом о его окончании, затем отдал долг Родине, отслужив в рядах Советской Армии. Досрочно демобилизовавшись за отличные показатели в боевой и политической подготовке, повзрослевший герой нашего повествования, верный школьной мечте о романтической профессии, выдержал вступительные экзамены на тот же геологический факультет Иркутского политеха.

С учебной программой Борис справлялся уверенно, совмещая первую студенческую заповедь со спортом, общественными и партийными обязанностями. Дело дошло до того, что на период летних отпусков приказом ректора его, еще студента, назначили исполнять обязанности заместителя декана факультета. Студенты не сразу признавали в коллеге официальное должностное лицо.
- Заместитель декана здесь? – обращались они к Борису, по-хозяйски расположившемуся в кабинете.
- Здесь.
- Где здесь?
- Я заместитель декана.
- Ты, Боря, молодец. А я, между прочим, китайский император, так что обращайся при надобности, - говорили, бывало, ему посетители, покидая кабинет.

Очередную посетительницу Борис узнал сразу – те же властные черты лица, строгая прическа, наглухо застегнутый костюм.
- Здравствуйте, Борис Иванович! Меня зовут Софья Семеновна, я преподаю химию на факультете нефтехимического оборудования, - представилась она.
- Здравствуйте, Софья Семеновна. Я Вас хорошо помню.
- Очень приятно, Борис Иванович. Тогда мне проще будет переговорить с Вами, а то я долго мучилась, уместно ли обращаться к Вам с такой просьбой, - Софья Семеновна не кривила душой, упоминая о сомнениях, одолевавших ее, прежде чем она решилась посодействовать зачислению в институт своей племянницы. Но сестра, мать абитуриентки, неважно сдавшей вступительные экзамены, настояла на своем, да и сама Софья Семеновна очень хотела бы видеть любимую племянницу студенткой.

А дело состояло в том, что по результатам общих экзаменов из абитуриентов-неудачников, как правило, выбирали наугад две-три кандидатуры для заполнения вакантных студенческих мест. Обычно из общей стопки абитуриентских дел для этого брали верхние. Софья Семеновна и пришла попросить, чтобы дело ее племянницы было положено поверх стопки.
- Это проще всего, - ответил исполняющий обязанности заместителя декана, - Тем более, что у нас с Вами уже имеется опыт решения подобного вопроса.
- Какой еще опыт? – переспросила Софья Семеновна, не помнившая за собой каких-либо прегрешений в прошлом.

Борис напомнил просительнице свою печальную историю восьмилетней давности, когда она на экзамене по химии надолго надломила судьбу абитуриенту-подсказчику… Она все вспомнила! Это было видно по яркой краске, мгновенно залившей лицо женщины, придерживавшейся твердых моральных принципов. Это лицо, воспылавшее алым цветом вины и покаяния, вдруг стало удивительно милым, привлекательным и прекрасным в своей непосредственности и замешательстве нахлынувших противоречивых чувств. Борис молчал, пораженный неожиданным преображением личности, свершившимся на его глазах.

- Простите, я не хотела… я где-то запуталась… - подавленно проговорила Софья Семеновна, направляясь к выходу.
- Софья Семеновна, не уходите! Это уже все в прошлом. Назовите мне фамилию Вашей племянницы, я все сделаю для нее, - убеждал уходящую посетительницу Борис.
- Нет, Борис Иванович, я не могу воспользоваться Вашей любезностью, я не имею на это права. Извините меня и за тот поступок, и за сегодняшнее прошение.

С теми словами Софья Семеновна решительно вышла из кабинета.


Рецензии
Интересно, когда это было?
А это сейчас: подходит ученица шестого класса к учительнице и говорит: Все вам дают шоколадки, а моя мама вам торт купила, а вы мне всё равно тройку поставили!
Александр! Хороший, мудрый рассказ. Как-то так мы всё самое ценное, что копилось-то по крупицам в душах наших, теряем.
Спасибо, вдохновения и успехов!

Натали Соколовская   05.12.2020 19:26     Заявить о нарушении
Борис сдавал экзамен в конце пятидесятых годов. Время было друге, а вот
в сознание нынешней ученицы шестого класса уже с рождения вложено потребительство. Оно нас до добра не приведет, поэтому движение волонтеров, привлечение детей к спорту, раннему выбору профессии, центры их развития "Сириус" и тому подобное могут поправить дело.
А Борис работал на Ангарском нефтекомбинате, потом в орготделе Иркутского обкома КПСС вел сектор учета и ушел из жизни три года назад.
Самых Вам лучших пожеланий,

Александр Ведров   06.12.2020 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.