Ветка

Своей дачи у нас никогда не было: поначалу покупать было слишком дорого, а потом, когда я выросла, стало ясно - не нужна. И даже когда предложили участок за малые деньги, мы отказались: не в характере нашего семейства проводить выходные в грядке кверху попой. Да и строить, опять же, кто будет? Не мы же с матушкой... а если остро захочется свежего загородного воздуха - есть палатка, например.

Но в мои детские годы семейство было уверено, что ребенок должен летом жить за городом. И обязательно - не в пионерском лагере (так я там и не была ни разу!). А потому - снималась дача. Дома и хозяева были разные, а деревня одна: Мыза, между Гатчиной и Сусанино.

Там всё было, как положено: вокруг лес, неподалеку - карьеры с земляничными зарослями по берегам, колхозные поля и даже полигон в небольшом лесочке между дорогами. На том полигоне почему-то хорошо росли грибы - да не горькушки-сыроежки, а "благородные": белые, черноголовики, маслята... Впрочем, лес был сродни наказанию: бабушка пребывала в святой уверенности, что идти туда надо как можно раньше, "по холодку", экипировавшись, словно поздней осенью, курткой, платком, длинными штанами  и резиновыми сапожками. Возражения не принимались: так надо!Потому что в лесу не крокодилы, конечно, с бегемотами, но клещи, комары и змеи.

Комары, кстати сказать, не прокусывали только куртку. Ни штаны, ни платок преградой для них не являлись. И даже на советский "реппелент" - одеколон "Гвоздика" - почти не реагировали. В походах по грибы это не очень мешало, а вот при сборе черники... Возможно, ещё и поэтому с детства не люблю эту ягоду.

А спасением в любое время была река. Мелкая, извилистая, с тёмной торфяной водой, она была неотъемлемой частью наших игр. По заросшим высокой травой берегам можно было играть в первопроходцев, возле брода в огромных лопухах устраивать "военный штаб" или мирные квартирки, а на пляже - строить причудливые замки из песка и закапывать "секретики".

А вы в детстве делали "секретики"? Это было так увлекательно! Надо набрать разных цветочков, фантиков, "золотинок" и - если совсем повезёт - мелких цветных стёклышек, выкопать ямку и художественно разложить всё это богатство. После чего найти стекло размером с ладошку или чуть меньше и прикрыть им ямку. И только после этого "секретик" засыпается землёй и демонстрируется избранным подружкам. И правильной реакцией было повосхищаться немного, но после - сказать, что мой-то лучше... И, конечно, пойти его показывать. Забывались "секретики" так же быстро, как и создавались. И, наверное, земля до сих пор хранит то, что от них осталось.

А ещё над рекой, возле брода,  росла черёмуха... Большое, сильное дерево, цветение которого я заставала не всегда, но зато вовсю пользовалась урожаем. Ягоды на этом дереве были самыми вкусными во всей деревне - наверное, из-за  близости воды. А наиболее крупные и сочные вызревали на ветке, простирающейся над водой. Что это была за ветка! Толщиной с молоденькое дерево, она изгибалась вниз, к воде, возле противоположного  берега поднимаясь обратно вверх, к солнцу. Если спуститься очень аккуратно, потом можно было лежать на этой естественной  постели, читать книжку или смотреть в небо, на облака, и поедать вкусную, сочную, немного вяжущую ягоду. И самое главное - двигаться плавно и аккуратно! Немногие отваживались   туда лазать, хотя и была вся наша "команда" не из пугливых. У меня же эта ветка была одним из самых любимых, "моих" мест.

В тот день с утра прошёл дождь, было прохладно. Бабушка, придерживавшаяся старых взглядов на внешний вид, отобрала у меня штаны и выдала светлое платьице: девочка не должна носить брюки... Платьица я не любила: они цеплялись за заборы при преодолении этих препятствий, готовили запутаться в кустах и оставить там клок на память,  подолы у них всё время намокали в лужах и пачкались в грязи, а на светлых платьишках появлялись тёмные неотстирываемые пятна от одуванчиков и рыжеватые - от песка. В общем, за вид моих платьев к вечеру попадало мне неоднократно. Но от этого ничего  не менялось: брюки и шорты оставались практически  недосягаемой мечтой. И то, что я редко играю с девочками в куклы, а предпочитаю гонять с пацанами в "войнушку" никого не интересовало: девочка должна ходить в платье!

Купаться после дождя мне запрещалось всегда. И тот день не был исключением. Хорошо, хотя бы гулять выпустили! Остальным повезло меньше: кого оставили ждать, пока "земля просохнет", другим - назначили трудовую повинность. Играть одной - скучно, шляться по деревне - тоже. А ещё и ягоды на черёмухе созрели! Оставалось одно: на любимую  ветку, смотреть на облака и отбирать у птиц добычу...

Никогда не будучи тоненькой и изящной, я, тем не менее, очень пристойно лазала по деревьям, бегала, прыгала с песчаного обрыва и преодолевала разнообразные препятствия. А уж забраться на любимую ветку - да и вообще без проблем! Внизу вода поёт, перекатываясь по камушкам, над головой - сквозь густую листву - неестественно-синее небо и бело-серое облачное воинство, а рядом, только руку протянуть, чёрные с сизым налётом ягоды...

Сколько я там провалялась - не помню. Но, видимо, долго: из полумедитативного состояния меня вывел голос одного из товарищей, отбывавших перед прогулкой трудовую повинность на огороде... Никогда, - слышите? никогда!!! - не медитируйте на ветке дерева! "Лена!" - позвал меня товарищ. "Да!" - откликнулась я, резко повернувшись к берегу - и в следующий миг поняла, что, вопреки данному "честноепионерскому", уже купаюсь... Да ещё так неудачно: в большом гнезде тины. Светлое платье. Тина... Зелёные пятна просто гарантированы... а этот гад, из-за которого всё произошло, ржёт и пальцем на меня кажет... ужасно, просто ужасно!!!

Конечно же, к обеду платье не высохло. И, тем более, от пятен не избавилось. А потому получила я по полной программе. А вот доказать, что это была случайность, а я вовсе не купалась, мне так и не удалось...


Рецензии